Международный опыт функционирования контрактных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:33, реферат

Описание работы

Для целей обеспечения государственных нужд во многих зарубежных странах используются технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерными особенностями национальных контрактных систем является широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, мониторинга цен, библиотек типовых контрактов, механизмов контроля исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

Файлы: 1 файл

международный опыт функционирования контракт системы на примере США.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Стандартные. В их отношении применяется описанный выше механизм многоступенчатой фильтрации.

Крупные. Для мониторинга крупных проектов создана исчерпывающая база данных, которая позволяет проводить мониторинг их исполнения в режиме реального времени. В год выделяют 40-50 крупных проектов

Крупнейшие. Среди крупных проектов выделяется 15-20 крупнейших государственных контрактов в год, мониторинг которых реализуется специально создаваемой Группой по анализу хода ключевых проектов (Major Projects Review Group (MPRG). Эксперты данной группы привлекаются на коммерческой основе10, а функции аппарата Группы выполняет уполномоченное подразделение Управления.

Кроме того, выделяется 1-2 особо значимых государственных  контрактов, исполнение которых находится в ведении Управления по делам государства.

Ведение библиотеки государственных контрактов. Одним из ключевых сервисов, предоставляемых государственным заказчикам Управлением по делам государства является электронная библиотека типовых контрактов.

Последняя размещена  на портале контрактной системы Великобритании, причем пользователю (в данном случае – государственному заказчику) предоставляется сервисы подбора типового государственного контракта, включая возможности расширенного поиска. В настоящее время в базе данных государственных контрактов содержится более 450 наименований контрактов.

В случае выбора определенного вида государственного контракта, должностные лица соответствующего подразделения органа исполнительной власти могут обратиться в службу поддержки контрактной системы за дальнейшими консультациями, которые могут быть связаны, например, с предоставлением детализированной информации о государственном контракте, а также дополнительных документов, которые необходимы для его применения.

Кроме базы данных, в которую  включены используемые государственные контракты, Управление разработало и поддерживает три основные формы типовых контрактов:

контракты на поставку товаров (Contracts for Goods);

контракты на оказание услуг (Contracts for Services);

контракты на оказание консалтинговых услуг.

Управление  особо значимыми государственными контрактами. В 2009 году Управление по делам государства управляло двумя особо значимыми государственными контрактами. Предмет первого - строительство железнодорожной сети «Crossrail», связывающей Лондон и его юго-восточный пригород, (экономический эффект проекта – не менее 36 млрд. фунтов стерлингов), предмет второго - расширение автомагистрали M25. Организационно управление контрактами осуществляется проектными офисами, которые создаются на базе департамента проектного управления, входящего в состав Управления по делам государства.

Технологии, разработанные  Управлением по делам государства  Великобритании, такие как стандарты  управления проектами PRINCE2, стандарты  сервисного обслуживания программно-аппаратной инфраструктуры ITIL, а также механизм обоснования государственных нужд OGC Gateway используются за рубежом11.

    1. Планирование и размещение государственного заказа в Австралии

Общий объем средств, направляемых на приобретение товаров, работ и услуг в государственном секторе, составляет в Австралии 300 млрд. авст. долл. Регулятором системы государственных закупок в Австралии является Департамент финансов и дерегулирования. Ключевым нормативным правовым актом, определяющим основные процедуры управления процессом обеспечения государственных нужд, является Акт о финансовом менеджменте и финансовой ответственности 1997 года. В основном предметом как нормативных правовых актов, так и методических рекомендаций является планирование и размещение государственного заказа.

На стадии планирования каждое ведомство (исполнительное агентство) обязано утвердить Ежегодный план государственного заказа.

План состоит из следующих  разделов:

  1. Cтратегический обзор рынка государственного заказа
  2. Сведения об информационных ресурсах, на которых будут размещаться извещения о государственных закупках
  3. Собственно план государственного заказа.

План представляет собой  таблицу, содержащую сведения о планируемых  к размещению лотах и о месяце их размещения. По каждому типу закупаемых товаров, работ и услуг указывается наименование лота и срок его объявления, а также приводится пояснение его статуса - «закрыт» (с указанием времени закрытия), «исключен», «перенесен» (с указанием даты, на которую он перенесен).

В Австралии представлена наиболее развитая система шаблонов типовых государственных контрактов.

Шаблоны типовых контрактов разделены на обязательные и рекомендательные.

Исполнительные агентства  Австралии обязаны использовать типовые государственные контракты  в случае приобретения следующих услуг:

  • Юридическое обслуживание;
  • Телекоммуникационные услуги;
  • Лизинг транспортных средств;
  • Проведение государственных PR-компаний.

Рекомендательные контракты  разработаны по следующим направлениям:

    • Приобретение бухгалтерских услуг;
    • Типографские услуги
    • ИТ-услуги и компьютерная техника.

Наиболее разработана  система шаблонов государственных контрактов приобретения бухгалтерских и ИТ-услуг.

В рамках приобретения программно-аппаратной инфраструктуры представлены четыре типа типовых государственных контрактов:

  1. Приобретение компьютерной техники
  2. Приобретение технической поддержки
  3. Приобретение лицензий
  4. Приобретение услуг по ИТ-консалтингу.

 

Необходимо отметить, что приобретение программного обеспечения  осуществляется в рамках общегосударственного соглашения Правительства Австралии с корпорацией Microsoft.

Система мониторинга  государственных контрактов основана на обязательстве отраслевых органов  исполнительной власти размещать в  свободном доступе информацию о  любом государственном контракте, цена которого превышает 100 000 австралийских долларов. В соответствие с Основами регулирования государственных закупок, должна размещаться информация о:

- дате начала и дате окончания действия государственного контракта;

- заказчике и исполнителе;

- предмете государственного контракта.

Системы детального мониторинга  исполнения государственных контрактов функционируют на региональном уровне. Как правило, к исполнению функций по мониторингу привлекаются контрольные органы, в частности Счетные палаты отдельных штатов.

    1. Внедрение отдельных элементов контрактной системы в Новой Зеландии

Общий объем средств, направляемых на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд, составляет в Новой Зеландии 30 млрд. долл. В настоящее время в Новой Зеландии проводится реформа системы государственного заказа, которая нацелена на:

- сокращение государственных затрат;

- усиление потенциала государства в исполнении функций размещения государственного заказа;

- расширение участия в государственном заказе коммерческих организаций;

-  повышение качества исполнения государственных контрактов.

Авторы реформы изначально отказались от идеи создания единого, централизованного органа управления государственными закупками как  противоречащей общей идеологии  «децентрализованного» правительства этой страны.

Основными организационными элементами управления государственными закупками являются соответствующие  структурные подразделения отраслевых органов исполнительной власти и  создаваемые Центры экспертизы, уполномоченные в оптимизации государственных  расходов соответствующей отрасли, и непосредственно подведомственные Правительству Новой Зеландии. В ряде случаев функции Центров экспертизы должны взять на себя отраслевые органы исполнительной власти, которые доказали свою результативности в области оптимизации расходов на государственный заказ (в этом случае используется опыт Великобритании по реализации программ централизации государственного заказа).

Все расходы государства, направляемые на размещение государственного заказа, были разделены на следующие группы:

- общенациональные (существенные по объему и затратам, низкорисковые и поддающиеся нормированию закупки стандартных товаров);

- отраслевые (стандартизация и нормирование возможны только в рамках соответствующей отрасли);

- территориальные;

- специфичные для конкретного органа исполнительной власти (например, закупки военной техники).

В целях сокращения расходов и повышения качества исполнения государственных контрактов, по группе «общенациональные товары и услуги» было принято решение обязать отраслевые органы исполнительной власти Новой Зеландии пользоваться заранее разработанными типовыми государственными контрактами, предметом которых является приобретение стандартных товаров.

К 30 июня 2010 года должна быть завершена разработка типовых контрактов для приобретения следующих товаров:

- ноутбуков, стационарных компьютеров, периферийного оборудования;

- многофункциональных устройств;

- энергетических ресурсов;

- транспортных средств;

- канцелярских товаров.

 

 

    1. Опыт государственных закупок во Франции

Во Франции государственный заказ через различные формы осуществляется на сумму 120 миллиардов евро в год, что составляет около 10% ВВП. Процедуры проведения госзаказа предусматривают публичность объявления сделок, конкурентный доступ к процедуре закупок экономических операторов-поставщиков, транспарентность осуществленного выбора, внешний контроль.

Основополагающим документом проведения торгов во Франции является Кодекс государственных закупок, в  который в течение 2008-2009 гг. было внесено множество изменений  и дополнений.

Главными регуляторами в контрактной системе Франции  являются Комиссия по госзакупкам, Служба по госзакупкам, созданная Декретом от 17 марта 2009 года, Дирекция по юридическим вопросам объединенного Министерства экономики, промышленности и занятости и Министерства бюджета, национальных счетов, государственной службы и реформирования государства, а также различные самостоятельные структуры, осуществляющие централизованные закупки.

Комиссия по государственным  закупкам Франции с 1974 г. осуществляла обязательный аудит госконтрактов после этапа размещения госзаказа, но перед этапом официального объявления результатов размещения. Задача Комиссии - помочь государственным заказчикам лучше использовать бюджетные средства в тех пределах, которые определены правительством. Вмешиваясь в закупочный процесс до заключения контракта, Комиссия может предоставить консультацию с тем, чтобы не только обезопасить контракт от обжалования в суде, но также обеспечить его успешную реализацию. Комиссия может также предоставлять консультационные услуги по проектам других сделок, даже не подпадающих под статьи Кодекса госзакупок.

Дела, переданные в Комиссию, впоследствии изучаются на соблюдение условий, предусмотренных законодательством (декрет № 2007-61 от 16 января 2007 года). Комиссия имеет право предлагать меры, позволяющие совершенствовать действующее законодательство.

С 2004 г. функциями Комиссии является предоставление госзаказчикам по их запросу поддержки при заключении ими крупных и особо крупных контрактов. В последнее время регламент деятельности Комиссии был уточнен в соответствии с национальными и европейскими нормативными актами и ее работа строится с учетом того, что установлены ценовые пороги, определяющие различия в процедурах размещения; а также введены некоторые изменения в процессы финансирования контрактов. В их числе – сокращение сроков платежей, изменение режима авансирования сделок, др.

Декретом № 2008-1355 от 19 декабря 2008 года полномочия комиссии распространены на территориальные образования (префектуры) и определено, что передача государственными органами контрактов для их аудита становится факультативной. Заказчики наделены правом принятия самостоятельного решения о заключении контракта.

При этом на заказчиков возложен ряд новых обязанностей. Они должны принимать решение о заключении контракта с учетом требований устойчивого развития (социальные и экологические нормы), правил заключения внешнеэкономических сделок, группировки заказов, открытия для конкуренции новых рынков (ж/д транспорт, энергетика, доставка корреспонденции).

Информация о работе Международный опыт функционирования контрактных систем