Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:25, курсовая работа
Наиболее стабильно работающей во всем ТЭК России является газодобывающая отрасль, что подтверждается более высокой долей использования природного газа в топливно-энергетическом балансе страны. Благодаря более интенсивной добыче природного газа были компенсированы последствия интенсивного снижения добычи нефти в период 1991-1995 гг.
Введение……………………………………………………………………...
Глава 1. Тенденции развития
1.1. Природный газ в мировом энергетическом балансе…………………
1.2. Мировые запасы природного газа……………………………………..
1.3. Крупнейшие газовые месторождения мира…………………………...
Глава 2. Текущие факторы предложения и спроса
2.1. Мировая добыча природного газа……………………………………..
2.2. Мировое потребление природного газа……………………………….
2.3. Международная торговля природным газом………………………….
2.4. Международные цены на природный газ……………………………..
Глава 3. Перспективы развития…………………………………………….
Глава 4. Место Российской Федерации
4.1. Запасы природного газа в России……………………………………...
4.2. Природный топливно-энергетический баланс России……………….
4.3. Россия – ведущая газовая держава мира………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………
Вторым направлением является Иран. Там Китай тоже практически полностью профинансировал освоение крупнейшего в мире газового месторождения, которое называется "Южный парс". А также выделил деньги на строительство шести танкеров для доставки сжиженного природного газа в китайские порты. Повторюсь, поскольку все это сделано практически на китайские деньги, то и цены на сырье достаточно низкие. Все это пока обеспечивает потребности Китая на среднесрочную перспективу.
Конкурентами России на этих рынках являются практически все ведущие мировые нефте- и газодобытчики. И даже если сейчас кто-то из них не поставляет углеводороды в Японию или КНР, это не значит, что они не будут делать этого в будущем. Кроме этого, Китай начал поиски и освоение сланцевого газа на своей территории, и в будущем Поднебесная может стать второй в мире страной по запасу этого сырья. Так что это направление тоже конкурирует с российским газом. Считаю, что сейчас приоритетней остаются все-таки другие рынки сбыта газа - Япония и Южная Корея.
Могут ли Япония и Китай в перспективе стать нашими основными потребителями? Или без Европы нам все-таки не обойтись?
Без европейского рынка нам, конечно, будет очень сложно. Но Россия, как известно, теряет европейский рынок, причем очень быстрыми темпами. Это связано с тем, что наша ценовая политика очень устарела, цены не соответствуют реалиям газового рынка. Не стоит забывать, что в отличие от нефтяного газовый рынок - это рынок потребителя, то есть условия здесь диктует именно покупатель.
Кроме того, предложение газа на мировом рынке превышает спрос, и в этой ситуации нужно, конечно, подстраиваться под потребителя и предлагать более приемлемые цены, чем конкуренты. Например, катарский газ в портах западной Европы обходится потребителю в 360 долларов за тысячу кубометров, тогда как российский, который приходит по "Северному потоку", в 400-420 долларов. Наши контракты до сих пор привязаны к ценам на нефть, которые, как известно, находятся сегодня на высоком уровне. Абсолютно очевидно, что наш газ неконкурентоспособен. Так что, скорее всего, по результатам этого года мы потеряем порядка пяти процентов рынка. И это очень много.
И Япония, и Китай уже
являются потребителями наших
В настоящий момент наша газовая промышленность работает на уровне 50-60 процентов от своих возможностей. Мы могли бы производить намного больше газа без всякого освоения новых месторождений. Так что, нужно кардинально менять ценовую политику. Иначе мы можем потерять рынок полностью. Будем сидеть на своих месторождениях и ждать, пока ситуация поменяется. А этого можно ждать очень долго, не одно поколение.
Если рассматривать цены на газ, то в ближайшей перспективе давление на стоимость будет оказывать снижение общего потребления газа из-за кризиса. Преимущественно в Европе. Определенное давление на цены также окажет рост добычи сланцевого газа в США, который косвенным образом, в связи со снижением импорта газа Америкой вызовет некоторое снижение мировых цен. Потому и политика в определении контрактных цен на российский газ в будущем может стать более гибкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом к 2020 году потребление природного газа в мире вырастет как минимум на 18% по сравнению с 2010 годом, и на рынке будут происходить значительные изменения.
Совокупное потребление на европейском рынке составит, как прогнозировалось, 610–640 млрд. м3, что как минимум на 76 млрд. м3 больше суммы объемов добычи европейскими странами и поставок традиционных экспортеров России и Алжира, чьи совокупные возможности оцениваются на сегодняшний день в 534 млрд. м3.
Тем не менее, о дефиците газа в Европе говорить не приходится, поскольку дополнительные объемы природного газа, необходимые для ее устойчивого развития, могут быть поставлены на рынок иными производителями, а именно странами Африки, Персидского залива и некоторыми государствами бывшего СССР.
Африканские производители будут активнее расширять свое присутствие на европейском рынке по сравнению со странами Средней Азии или Персидского залива. Для последних более важным представляется формирующийся газовый рынок стран АТР, где спрос на газ растет более быстрыми темпами, нежели в Европе. Тем не менее, переориентировать свои поставки на Европу для них, как показывает практика, не составит никакой трудности. Для государств постсоветского пространства существует три реализуемых на практике варианта поведения на мировом газовом рынке: самостоятельный выход на рынок Европы (Азербайджан), продажа газа России и фактический отказ от экспансии в Европу (Туркменистан), создание совместных с Россией предприятий для работы на европейском рынке (Казахстан).
России удастся выполнить свои существующие экспортные обязательства, однако стратегию укрепления ее присутствия на европейском газовом рынке нужно строить исходя из развития внутреннего рынка, возможностей отечественной газовой промышленности по развитию новых проектов добычи и транспорта газа и расширения сотрудничества России со среднеазиатскими производителями. Реализация этих трех положений будет способствовать сохранению и укреплению России в роли ведущего партнера ЕС в сфере энергетики.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Правительство Российской Федерации
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 ноября 2009 г. № 1715-р
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
(Извлечение)
Стратегическими целями развития газовой промышленности являются:
- Стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;
- Развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;
- Совершенствование организационной структуры газовой отрасли в целях повышения экономических результатов ее деятельности и формирование либерализованного рынка газа;
- Обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета России в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики.
Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим:
- Введено в эксплуатацию крупнейшее Заполярное месторождение в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области, начата добыча газа на шельфовых месторождениях проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
- Осуществляется строительство новых газопроводных систем. Достроен газопровод Ямал - Европа, построен газопровод "Голубой поток", введен в эксплуатацию завод по производству сжиженного природного газа на острове Сахалин, начато строительство газопроводов "Северный поток" и "Северные районы Тюменской области - Торжок", приняты решения о начале строительства Прикаспийского газопровода и газопровода "Южный поток".
- Проводятся активные работы по газификации регионов России и строительству региональной газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры.
- Запущен процесс постепенной управляемой либерализации внутреннего рынка газа через создание электронной торговой площадки, работающей по биржевым технологиям, на которой уже было реализовано около 10 млрд. куб. м газа.
При рассмотрении перспектив развития газовой промышленности необходимо учитывать следующие тенденции:
-Истощение основных газовых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области и, следовательно, необходимость освоения новых центров газодобычи на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
-Увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (низконапорный газ) в структуре минерально-сырьевой базы газовой промышленности;
-Удорожание добычи и транспортировки природного газа;
-Развитие технологии производства и транспортировки сжиженного природного газа.
К числу основных проблем в указанной сфере относятся:
-Наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа;
-Высокие транзитные риски экспорта газа в Европу;
-Недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности;
-Заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране.
Для достижения стратегических целей развития газовой промышленности необходимо решить следующие основные задачи:
-Компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье) за счет ввода новых месторождений в отдаленных районах с более сложными природно-климатическими и горно-геологическими условиями, а также создание соответствующей газотранспортной инфраструктуры для обеспечения поставок газа на внутренний рынок и диверсификации его экспортных поставок;
-Активизация геолого-разведочных работ для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы отрасли в основных газодобывающих районах и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для освоения газовых месторождений регионального и локального значения;
-Своевременное обновление оборудования и труб газотранспортной системы, исключающее снижение ее пропускной способности, а также дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры;
-Развитие производства и экспорта сжиженного природного газа;
-Развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности с целью рационального использования ценных фракций углеводородного сырья и попутного нефтяного газа;
-Демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных для всех участников правил доступа к его инфраструктуре.
Вместе с тем дальнейшее наращивание добычи газа, требующее значительных инвестиций в создание производственных мощностей и развитие инфраструктуры для транспортировки газа, влечет за собой необходимость повышения внутренних цен на газ. Внедрение рыночных принципов ценообразования на газ, поставляемый на внутренний рынок, будет способствовать устранению сложившейся деформации соотношения цен на взаимозаменяемые виды топлива (газ, уголь, мазут), снижению доли газа в потреблении топливно-энергетических ресурсов и диверсификации топливно-энергетического баланса в направлении увеличения доли угля и нетопливных ресурсов, а также приближению структуры топливно-энергетического баланса к структуре геологических запасов сырья в Российской Федерации и, в конечном итоге, повышению уровня энергетической безопасности страны.