Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:05, реферат
Международная миграция населения становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Сегодня международная трудовая миграция и участие России в ней является как никогда актуальной. Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны.
Таким образом, с учетом теоретических и практических аспектов современной миграции представляется целесообразным рассматривать международную миграцию как особое явление, которое характеризуется:
Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.
К причинам экономического характера, следует отнести следующие:
1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем);
2) наличие национальных различий в размерах заработной платы;
3) существование органической безработицы в некоторых странах, и прежде всего слабо развитых;
4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций. (Как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов.)
К неэкономическим причинам миграции рабочей силы относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Миграция отчасти обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана). Тем не менее, все же основными причинами миграции остаются экономические, а именно разница в прибыли, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Кроме того, фактором, обуславливающим миграцию, может быть нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе. К примеру, экономически мотивированная миграция наблюдается внутри Евросоюза, где барьеры для передвижения между странами практически устранены. Здесь страны с высоким уровнем дохода — Франция, Германия, Италия, Великобритания — служат принимающими сторонами для мигрантов из Греции, Венгрии, Литвы, Польши и Румынии.
Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим её. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.
Ныне к положительным
1) смягчение условий безработицы;
2) появление для страны – экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов;
3) приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции как правило относят следующие:
1) проблемы иммиграции:
- обостряется ситуация на национальном рынке труда;
- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами;
- рост нелегальной миграции.
2) проблемы эмиграции:
- потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
- теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
- отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых, т.е. «утечка умов» 6.
По оценке Всемирного банка, за пределами страны рождения проживают сейчас 214 миллионов человек, что составляет 3,1% от численности населения мира. Среди международных мигрантов насчитывается 16,3 миллиона беженцев, остальные – около 93% - сменили место жительства преимущественно по экономическим причинам. Численность экономических мигрантов в ближайшие годы будет, по всей видимости, расти.
Значительная часть мигрантов направляется не только в развитые страны с высоким доходом, но и в развивающиеся страны: так называемый поток «Юг-Юг» (из одной развивающейся страны в другую) составляет 44% объема миграции по стране назначения, еще 42% - в страны Организации экономического сотрудничества и развития с высоким доходом, 14% - в другие страны с высоким доходом.
Среди стран мира, принимающих международных мигрантов, неизменно выделяются США, в которых проживают 42,8 миллиона иммигрантов (19,8% или, иначе, каждый пятый из международных мигрантов). В других странах их численность, по крайней мере, в 3,5 раза меньше. В России и Германии она превышает 10 миллионов человек (соответственно, 12,3 и 10,8 миллиона человек), в остальных составляет не более 7,3 миллиона человек. ( Приложение А)
Однако
если отнести число иммигрантов
к общей численности
Среди стран, из которых выехало наибольшее число международных мигрантов (на протяжении ряда лет, важно, что они родились в этой стране или являются ее гражданами), лидируют с небольшим отрывом друг от друга Мексика (11,9 миллиона эмигрантов), Индия (11,4) и Россия (11,1). Значительное число международных мигрантов в России связано с распадом в конце 1991 года единого государства СССР на 15 независимых государств (аналогичная ситуация сложилась после разделения Чехословакии на Чехию и Словакию и распада бывшей Югославии)7.
Число эмигрантов из Китая заметно меньше – 8,3 миллиона человек, с Украины – 6,6 миллиона человек, а из других стран оно не превышает 5,4 миллиона человек, то есть по крайней мере вдвое меньше, чем из стран-«лидеров» . (Приложение В)
Если
соотнести численность
По доле соотечественников, проживающих за рубежом, ни одна из стран, отдавших наибольшее число эмигрантов, не вошла в первые три десятка стран: в Мексике она составила 10,9%, в России – 7,9%, а в Индии и Китае – менее чем по 1% (соответственно, 0,9% и 0,6%). (Приложение Г)
Наиболее многолюден поток эмиграции из Мексики в США, ее объем составляет примерно 11,6 миллионов человек. Объемы остальных потоков миграции ниже в три и более раза. Среди них несколько крупных потоков между бывшими республиками СССР: из России на Украину (3,7 миллиона человек) и почти такой же по объему обратный с Украины в Россию (3,6), из Казахстана в Россию (2,6) и из России в Казахстан (2,2), из Белоруссии в Россию (1,0) и из Узбекистана в Россию (0,9).
Объем эмиграции из Индии в ОАЭ, как и из Китая в Гонконг, превышает объем эмиграции из каждой и этих стран в США (по 2,2 миллиона человек против 1,7 миллиона человек, соответственно). (Приложение Д)
В нескольких странах среди международных мигрантов преобладают беженцы: на Палестинской территории таким статусом обладают 100% иммигрантов, в Иордании – 85%, в Чаде – 75%, Сирии – 72%, Танзании – 70%, Эквадоре – 67%, Ливане – 61%, Ираке – 52%, Замбии и Пакистане – по 50%. Еще в 20 странах доля беженцев среди международных мигрантов составляет от 19% до 45%8.
ции населения
На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите. Если страна – импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны –экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой — обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Страны — импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
B качестве инструмента регулирования численности используется указатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере9.
Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов. О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у иммигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
Национальность иммигранта — качественный признак, дифференцированный в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемый для обеспечения, например, в США национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не постоянно и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Информация о работе Международный рынок труда и тенденции его развития