Международный рынок труда и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:05, реферат

Описание работы

Международная миграция населения становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Сегодня международная трудовая миграция и участие России в ней является как никогда актуальной. Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны.

Файлы: 1 файл

мировая экономика 2.docx

— 218.36 Кб (Скачать файл)

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания 10.

Развитые страны всё  чаще конкурируют между собой  за привлечение высококвалифицированных специалистов в отдельных секторах, связанных, как правило, с информационными технологиями (Франция, Германия, Голландия, Ирландия, Канада, Австралия, США, Дания) и здравоохранением (США, Великобритания, Норвегия, Дания, Ирландия, Голландия).

В целом можно выделить следующие  механизмы, используемые правительствами для привлечения иностранного квалифицированного труда:

  1. Специальные схемы, используемые для привлечения высококвалифицированных мигрантов, такие, как «зеленые карты» в Германии и визы Н-1В США; канадские и австралийские программы временной и постоянной миграции высококвалифицированных работников; программа для высококвалифицированных мигрантов в Великобритании.
  2. Упрощение или полное освобождение от процедуры получения разрешений на работу в целях обеспечения более быстрого доступа на рынок труда иностранных работников.
  3. Налоговые стимулы, направленные на уменьшение налогового бремени для иностранных работников с высоким уровнем доходов (Скандинавские страны).
  4. Поощрение возвращения высококвалифицированных эмигрантов, ранее работавших в стране (Ирландия) 11.

          По некоторым оценкам, в результате «утечки умов» из развивающихся стран уехало около 12,9 млн человек (7млн – в США, а 5,9 млн – в остальные страны ОЭСР, включая Европу).

Магнитом притяжения профессионалов являются США. Около 47% ученых, родившихся в других странах и имеющих степень доктора наук, остаются в США, хотя этот показатель является различным в зависимости от страны происхождения мигрантов.

        Большое значение для исследования проблемы иммиграции высококвалифицированных кадров имеет международная студенческая мобильность. За последние несколько лет иностранным студентам во многих странах предоставляется возможность получения разрешения на работу непосредственно в стране обучения. Ранее, как правило, они должны были покинуть страну по завершению учебы (Германия, Австралия, Франция, Норвегия).

Основными странами приёма студентов являются: США – 34%; Великобритания – 16%, Германия – 13%, Франция – 11%, Австралия – 8% 12.

Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны — импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.).

Международная организация  труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением передними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов  государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• методы использования эмиграции  в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции;

   • меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран – экспортеров и стран – импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину) 13.

Но основная выгода для стран-экспортеров состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.

Имеется три основных прямых источника  валютных доходов от экспорта рабочей силы:

  • налоги с прибыли фирм-посредников;
  • переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
  • личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэкономических связей. Например, в Пакистане в течение последних 15 лет сумма поступлений от работающих за рубежом была больше поступлений от экспорта товаров и услуг в пять раз. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х гг., около 40 стран мира получали от своих граждан из-за рубежа не менее 100 млн долл., а для 10 стран эта сумма составила более 1 млрд долл.

Помимо этого для стран —  экспортеров рабочей силы уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов означает, соответственно, снижение социального напряжения в целом. Трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда.

В то же время страны — экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике 14.

2 МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА

 

2.1 Международный рынок труда  и тенденции его развития

Формирование  международного рыка труда – свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур.

Немалые трудности возникают также при  согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда – это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.

Сейчас  совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных  международных региональных рынка  труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

Принципиально новым является стремление стран  ЕС сформировать «единое социальное пространство». В декабре 1989 г. в  Париже после длительных дискуссий Европейский Совет проголосовал 11 голосами за «Хартию основных социальных прав трудящихся». Несмотря на сугубо декларативный характер принятого документа, Великобритания высказалась против него, поскольку в документе признавалось право трудящихся на забастовку, на социальную защиту и пр.

Хартия  содержит 12 глав и 26 статей и декларирует  такие права, как свободное передвижение рабочей силы в пределах ЕС; занятость  и оплата труда в соответствии с законодательством каждой страны; сближение в отдельных странах продолжительности рабочего времени, режимов ночных работ; право на пособия по социальному обеспечению; свобода ассоциаций и коллективных переговоров; развитие «социального диалога», участие трудящихся в управлении и прочее15.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

1) через  миграцию (физическое перемещение) капитала и труда;

2) и путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование «общего рынка труда»), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними.

В ряде случаев, соединение капитала и труда может  происходить и без их физического  перемещения, когда в ход пускаются  системы телекоммуникаций.

В составе  международной рабочей силы формируется  особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом эксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны с их растущим богатством как магнит притягивают малоимущие слои из Африки, Азии, Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людей могут быть лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же время использование иностранной рабочей силы – важное условие развития экономики западных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и местного населения.

На мировых  рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:

  • «3D jobs» — грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т. Д.);
  • работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т. Д.);
  • работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т. П.);
  • занятость в теневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т. П.).

Мигранты  заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен  сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить  его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.

Однако  роль мигрантов велика и в «верхнем»  сегменте рынка труда, т.е. там, где  работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран16.

В последние  годы многие страны, независимо от уровня их экономического развития, столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это объясняется значительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к содержанию и объему профессиональных знаний многих инженерно-технических работников в связи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии в целом.

Дефицит персонала нужной квалификации покрывается  сегодня за счет найма специалистов на временной основе из других стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы, диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников.

Отражение развития глобальных процессов  движения рабочей силы – это в  первую очередь рост потоков денежных переводов мигрантов в мире.

Информация о работе Международный рынок труда и тенденции его развития