Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачи исследования:
1. Изучить международную торговлю услугами как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики.
2. Проанализировать формирование региональных рынков услуг.
3. Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Введение 2
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики. 4
2. Формирование региональных рынков услуг. 11
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы. 23
Содержание
Введение
1. Международная торговля
услугами – важнейший фактор
интенсификации и глобализации
экономики.
2. Формирование региональных
рынков услуг.
3. Тенденции и перспективы
участия России в
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1) услуги, оказываемые в
связи с международной
2) услуги, которые непосредственно
связаны с обменом
3) путешествия людей, которые
включают как туристические,
4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;
5) заработная плата и
социальные расходы по
Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:
1) строительство и коммунальные услуги;
2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;
3) транспортные услуги (по
отношению к товарам или людям)
4) оборона государства и социальные услуги;
5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;
6) другие коммунальные, социальные
и личные услуги. В последнее
время все более уверенно на
мировом рынке развиваются
В связи с тем что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:
1) трансграничная торговля;
2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;
3) учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;
4) перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги.
Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они – экономически развитые.
Цель исследования – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачи исследования:
1. Изучить международную
торговлю услугами как
2. Проанализировать
формирование региональных
3. Определить
тенденции и перспективы
Объект исследования – основополагающие характеристики международной торговли. Предмет исследования - определение масштабов и значения международной торговли услугами.
1. Международная
торговля услугами – важнейший
фактор интенсификации и
В современной статистике сектор услуг противопоставляется двум другим секторам - промышленности и сельскому хозяйству; иногда используется и более мелкое деление, например промышленность делят на собственно промышленность (т.е. перерабатывающие предприятия) и деятельность по добыче природных ресурсов - тем не менее сектор услуг и при таком более мелком делении признается достойным отдельного статуса[1].
Прежде чем мы сможем понять, что же такого отдельного в этом статусе, необходимо для начала определить, что же такое услуги и чем они отличаются от других направлений экономической деятельности.
Одно из распространенных определений восходит к Адаму Смиту, и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения.
В соответствии с этой доктриной,
непосредственно заимствованной марксизмом
у классиков политэкономии, в
советской статистике услуги считались
вспомогательным сектором экономики.
В статистике услуг учитывались
только услуги населению, а услуги,
оказываемые промышленным предприятиям
и имеющие непосредственное и
несомненное отношение к
Данное определение
Значительно более удовлетворительное определение может быть получено, если мы уточним, что такое противоположность услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.
Предоставление услуги, таким образом - это контракт, в котором одна из сторон (реже - обе) предоставляет другой нечто, что не является предметом собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности - так, программное обеспечение может поставляться на CD-ROM. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.
Такое определение гораздо лучше, чем предыдущее, согласуется со здравым смыслом и с тем, что обычно подразумевают под "услугой", хотя и это определение оставляет спорные и "серые" зоны. Так, если мы признаем понятие интеллектуальной собственности, то некоторые, а то и все информационные услуги в действительности оказываются товарообменом. На практике, информационные услуги, например юридические или НИОКР, все-таки относят именно к услугам (хотя, разумеется, сам по себе этот факт вряд ли может служить аргументом против понятия интеллектуальной собственности).
Серой зоной по прежнему оказывается электроэнергетика; действительно, электроэнергия обычно не считается собственностью (одной из причин этого может быть тот факт, что один киловатт-час электроэнергии физически ничем не отличается от другого киловатт-часа); с другой стороны, электроэнергия в определенном смысле таки похожа на другие объекты собственности, а именно - в силу закона сохранения энергии, если у кого-то прибавился киловатт-час, то где-то (не обязательно, но возможно, что у кого-то) один киловатт-час энергии (не обязательно электрической) должен был убавиться.
Еще одной серой зоной
оказывается разграничение
В соответствии с этим принципом, если я беру напрокат машину и вожу ее сам - это аренда. Если я нанимаю машину с водителем, то это транспортная услуга. Если я снимаю квартиру и сам делаю в ней уборку и даже мелкий ремонт - это аренда, если же я проживаю в гостинице, где уборкой занимается наемный персонал - это услуга.
Таким образом, производство
услуг подразумевает
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
· регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
·
услуги не подлежат хранению. Они производятся
и одновременно потребляются. Поэтому
большинство видов услуг
· производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;
· международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
·
не все виды услуг в отличие
от товаров могут являться предметом
торговли. Услуги, поступающие преимущественно
в личное потребление, не могут быть
вовлечены в международный
Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:
· Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).
· Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).
·
Одновременная мобильность