Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачи исследования:
1. Изучить международную торговлю услугами как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики.
2. Проанализировать формирование региональных рынков услуг.
3. Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

Содержание работы

Введение 2
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики. 4
2. Формирование региональных рынков услуг. 11
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы. 23

Файлы: 1 файл

ИННА.docx

— 46.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                               2

1. Международная торговля  услугами – важнейший фактор  интенсификации и глобализации  экономики.                                                                                 4

2. Формирование региональных  рынков услуг.                                                11

3. Тенденции и перспективы  участия России в международной  торговле услугами.                                                                                                              15

Заключение.                                                                                                          20

Список использованной литературы.                                                                 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня не только товары продаются  на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под  рынком услуг понимают следующие  виды деятельности:

1) услуги, оказываемые в  связи с международной торговлей.  Они включают страхование, транспортные  перевозки и т. д.;

2) услуги, которые непосредственно  связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической  сфере, капитальное строительство,  управленческая деятельность;

3) путешествия людей, которые  включают как туристические, так  и деловые поездки;

4) расходы в банковской  сфере, лизинг, платежи по доходам  на капитал;

5) заработная плата и  социальные расходы по отношению  к иностранным рабочим.

Сейчас появляются все  более новые виды международных  услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:

1) строительство и коммунальные  услуги;

2) торговля (как оптовая,  так и розничная), гостиничный  бизнес, рестораны, туристические  базы;

3) транспортные услуги (по  отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество  в финансовой сфере;

4) оборона государства  и социальные услуги;

5) образование, здравоохранение  и работы, носящие общественный  характер;

6) другие коммунальные, социальные  и личные услуги. В последнее  время все более уверенно на  мировом рынке развиваются информационные  и консалтинговые услуги.

В связи с тем что  услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными  службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:

1) трансграничная торговля;

2) потребление человеком  (фирмой) услуги за рубежом;

3) учреждение коммерческого  присутствия на территории той  страны, где оказывается услуга;

4) перемещение производителя  услуги – физического лица  – в другую страну с целью  оказания услуги.

Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они  – экономически развитые.

Цель исследования – рассмотреть  масштабы, структуру и значение международной  торговли услугами.

Задачи исследования:

1.     Изучить международную  торговлю услугами как важнейший  фактор интенсификации и глобализации  экономики.

2.     Проанализировать  формирование региональных рынков  услуг.

3.     Определить  тенденции и перспективы участия  России в международной торговле  услугами.

Объект исследования –  основополагающие характеристики международной  торговли. Предмет исследования - определение  масштабов и значения международной  торговли услугами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международная  торговля услугами – важнейший  фактор интенсификации и глобализации  экономики

В современной статистике сектор услуг противопоставляется  двум другим секторам - промышленности и сельскому хозяйству; иногда используется и более мелкое деление, например промышленность делят на собственно промышленность (т.е. перерабатывающие предприятия) и деятельность по добыче природных ресурсов - тем не менее  сектор услуг и при таком более  мелком делении признается достойным  отдельного статуса[1].

Прежде чем мы сможем понять, что же такого отдельного в этом статусе, необходимо для начала определить, что же такое услуги и чем они  отличаются от других направлений экономической  деятельности.

Одно из распространенных определений восходит к Адаму  Смиту, и состоит в том, что  услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама  Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической  ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения.

В соответствии с этой доктриной, непосредственно заимствованной марксизмом у классиков политэкономии, в  советской статистике услуги считались  вспомогательным сектором экономики. В статистике услуг учитывались  только услуги населению, а услуги, оказываемые промышленным предприятиям и имеющие непосредственное и  несомненное отношение к производству "долгосрочных экономических ценностей" - такие, как транспорт - либо считались  частью производственного процесса, либо самостоятельными отраслями.

Данное определение неудовлетворительно; оно могло бы казаться убедительным во времена Адама Смита, но вряд ли приемлемо в наше время. Так, результат  услуги по разработке программного обеспечения  под заказ вовсе не исчезает в  момент поставки заказчику (разумеется, если услуга была оказана с должным  качеством) и, разумеется, имеет долгосрочную экономическую ценность. Также было бы очень сложно, не погрешив против здравого смысла и школьного курса физики, определить "неосязаемый товар" так, чтобы услуги электросвязи оказывались "неосязаемыми", а силовая электроэнергия - "осязаемым" товаром[3].

Значительно более удовлетворительное определение может быть получено, если мы уточним, что такое противоположность  услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже  недвижимости или при безналичном  денежном расчете - обмена самими этими  объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что  является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.

Предоставление услуги, таким  образом - это контракт, в котором  одна из сторон (реже - обе) предоставляет  другой нечто, что не является предметом  собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности - так, программное обеспечение  может поставляться на CD-ROM. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором  цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.

Такое определение гораздо  лучше, чем предыдущее, согласуется  со здравым смыслом и с тем, что обычно подразумевают под "услугой", хотя и это определение оставляет  спорные и "серые" зоны. Так, если мы признаем понятие интеллектуальной собственности, то некоторые, а то и  все информационные услуги в действительности оказываются товарообменом. На практике, информационные услуги, например юридические  или НИОКР, все-таки относят именно к услугам (хотя, разумеется, сам  по себе этот факт вряд ли может служить аргументом против понятия интеллектуальной собственности).

Серой зоной по прежнему оказывается электроэнергетика; действительно, электроэнергия обычно не считается  собственностью (одной из причин этого  может быть тот факт, что один киловатт-час электроэнергии физически  ничем не отличается от другого киловатт-часа); с другой стороны, электроэнергия в  определенном смысле таки похожа на другие объекты собственности, а именно - в силу закона сохранения энергии, если у кого-то прибавился киловатт-час, то где-то (не обязательно, но возможно, что у кого-то) один киловатт-час  энергии (не обязательно электрической) должен был убавиться.

Еще одной серой зоной  оказывается разграничение между  производством услуг и арендой  собственности, например между транспортной услугой и арендой транспортного  средства. Поскольку многие современные  услуги относительно капиталоемки, доля арендных или амортизационных платежей в себестоимости таких услуг  может быть значительной, и вообще вопрос о таком разграничении  часто оказывается довольно сложным. На практике основным разграничительным  принципом оказывается следующее: если контракт предусматривает одну только передачу собственности во временное  пользование, то это аренда. Если контракт предусматривает участие владельца  арендуемой собственности или нанятых  им работников в эксплуатации арендуемого  объекта, то это услуга.

В соответствии с этим принципом, если я беру напрокат машину и вожу ее сам - это аренда. Если я нанимаю  машину с водителем, то это транспортная услуга. Если я снимаю квартиру и  сам делаю в ней уборку и  даже мелкий ремонт - это аренда, если же я проживаю в гостинице, где  уборкой занимается наемный персонал - это услуга.

Таким образом, производство услуг подразумевает непосредственное участие в процессе производства самого поставщика услуги или нанятых  им работников. В частности именно поэтому можно утверждать, что  услуги - при прочих равных условиях - должны быть более трудоемки, чем "материальные" производства.

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

·          регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями  внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения  услугой границы не может выступать  критерием экспорта услуги (равно  как и валюта, в которой эта  услуга оплачивается);

·          услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому  большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями  и потребителями;

·          производство и реализация услуг  имеют большую государственную  защиту, чем сфера материального  производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение  во многих странах находятся в  полной или частичной собственности  государства или же под строгим  его контролем;

·          международная торговля услугами находится  в тесной взаимосвязи с торговлей  товарами и оказывает на нее сильное  воздействие. Например, велико воздействие  сферы услуг на торговлю наукоемкими  товарами, требующую больших объемов  технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

·          не все виды услуг в отличие  от товаров могут являться предметом  торговли. Услуги, поступающие преимущественно  в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный  оборот[6].

Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве  случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение  покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной  купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

 

·          Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной  страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует  в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская  помощь), либо стоимость ее ниже (складирование  товаров, ремонт судов).

·          Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся  резидентом другой страны. Мобильность  продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится  за рубежом и не может переместиться  к продавцу (аудиторские и бухгалтерские  услуги для предприятий), либо на специфическом  Тракторе самой услуги (строительство).

·          Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через  представительство в третьей  стране (командирование иностранных  специалистов из московского представительства  Всемирного банка в страны СНГ  для оказания технической помощи).

Информация о работе Международный рынок услуг