Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть масштабы, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачи исследования:
1. Изучить международную торговлю услугами как важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики.
2. Проанализировать формирование региональных рынков услуг.
3. Определить тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.
Введение 2
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики. 4
2. Формирование региональных рынков услуг. 11
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы. 23
Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
Существуют определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
В связи с этим, по мнению
ряда ученых, официальная статистика
платежного баланса, в которой указывается
ежегодный оборот по статье «услуги»
не может дать точного представления
о масштабах международной
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемых отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг в настоящее время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, в то время как некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно - консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Что касается России, других
государств СНГ и стран Балтии,
то хотя они и обладают потенциальными
резервами для развития туризма,
транспортных услуг (организуют морские
перевозки), их широкому экспорту мешает
слабая материальная база также, как
и недостатки хозяйственного механизма.
Со своей стороны
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывает Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
2. Формирование региональных рынков услуг
На практике, политика регулирования международного рынка услуг оказывается тесно связана с политикой регулирования на соответствующих внутренних рынках.
Наиболее распространенной и наиболее очевидной формой такой связи является сочетание лицензионной и/или антимонопольной политики на внутреннем рынке с протекционистской политикой на внешнем рынке. Действительно, как показано в обзоре Антимонопольное законодательство и международная торговля, антимонопольная политика на практике оказывается политикой защиты некоторых предприятий, действующих на внутреннем рынке, от конкурентов.
Разумеется, такая защита
не может быть эффективна, если зарубежные
конкуренты имеют свободный доступ
на внутренний рынок. Также разумеется,
если антимонопольные или
Распространенным примером
такой политики является сочетание
лицензий права занятия медицинской
практикой в сочетании с
В ряде случаев, особенно когда
соответствующий сегмент
В некоторых случаях внутреннее
регулирование прямо
Однако существуют и другие факторы, действующие в том же направлении, а именно, трудовое законодательство развитых стран (в первую очередь законы о минимальной оплате труда, особенно актуальные в низкооплачиваемых сегментах рынка труда), налоговая политика и правила торговли и аренды недвижимости, в первую очередь правила зонирования, которые ограничивают предложение офисных помещений и - в соответствии с законами рынка - приводят к росту цен на такие помещения.
Приемы регулирования
внутреннего рынка услуг
1. Обязательную сертификацию и лицензирование.
2. Принятие специальных
законов и даже кодексов, регулирующих
отдельные отрасли (особенно
3. Создание специальных
регулирующих ведомств, имеющих
право устанавливать
4. Различные меры, обеспечивающие и узаконивающие деятельность отраслевых профсоюзов.
5. Прямое регулирование условий труда и заработной платы.
6. Установление юридических и фактических монополий, картелей, цехов.
7. Антимонопольное и
8. Прямое регулирование
номенклатуры и качества
9. Прямое регулирование цен.
10. Субсидирование, как прямое, так и косвенное. С небольшой натяжкой к этой же категории регулирования можно отнести налоговые льготы.
11. Разнообразные регулятивы,
призванные прекратить или
12. Национализацию и другие формы огосударствления; так, городской транспорт во многих странах принадлежит муниципалитетам.
13. Планово-убыточные
14. Бесплатные услуги, оказываемые
планово-убыточными - "бюджетными"
- государственными
Теоретическое обоснование этих мер отличается большим разнообразием. Во многих случаях речь идет об откровенном подкупе избирателей - например, когда субсидируемое здравоохранение называют "социальным завоеванием" - либо о столь же откровенном удовлетворении требований отраслевых лоббистов.
Нередко в защиту жестких
приемов регулирования
Нередко сильная зарегулированность
отдельных отраслей вообще не имеет
никакого убедительного объяснения
и оказывается простым
Так, неразумная лицензионная политика приводит к картелизации рынка, повышению цен и сокращению предложения; это пытаются преодолеть субсидированием; затем возникают вопросы о коррупции при распределении субсидий и/или их нецелевом использовании (или просто скрытом перераспределении) и отрасль национализируют. Как уже отмечалось, иногда субсидирование начинается уже после национализации.
3. Тенденции и
перспективы участия России в
международной торговле
Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.
Поставка Россией услуг
за границу может рассматриваться
как перспективная область ее
внешнеэкономических связей и как
источник увеличения валютных доходов.
Эта область торговли заслуживает
приоритетного внимания, направленного
на установление оптимальных условий
для динамичного роста. Услуги иностранных
поставщиков России могли бы стать
одним из главных факторов ускорения
развития отечественных производительных
сил при условии, что структура
поставляемых услуг будет в большей
степени сориентирована на подъем экономики,
как и в других странах Запада,
а на российском внутреннем рынке
будет поддерживаться устойчивый баланс
интересов между отечественными
и иностранными поставщиками услуг,
максимально удовлетворяющий
Общую линию российской политики
в регулировании международной
невидимой торговли следует, на наш
взгляд, строить исходя из того, что
темпы и степень перехода отечественного
хозяйства на постиндустриальную ступень
развития во многом зависят от расширения
масштабов потребления