Мировое хозяйство и международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.
В данной контрольной работе мною будут рассмотрены два основных вопроса:
Место России в системе международных экономических отношений;
Неравномерность развития экономик конкретных стран в системе мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………... 3
Место России в системе международных экономических отношений .…. 5
Особенности интеграции России в систему МЭО ………………………... 5
Россия в системе международного разделения труда ……………………. 9
Место и роль России в мировой торговле ………………………………… 14
Россия и Всемирная торговая организация (ВТО) ……………………….. 17
Россия на международном рынке труда …………………………………... 18
Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками …………………………………………………………………… 23
Неравномерность развития экономик конкретных стран в системе мирового хозяйства ……………………………………………………………… 28
Показатели уровня социально - экономического развития. Система важнейших показателей …………………………………………………………. 28
Современные тенденции в развитие мирового хозяйства ……………….. 35
Неравномерность развития стран …………………………………………. 38
Глобализация мирового хозяйства ………………………………………... 41
Заключение ……………………………………………………………………….. 45
Список литературы ………………………………………………………………. 47

Файлы: 1 файл

МЭО.docx

— 100.65 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, российские товары станут дешевле в силу того, что иностранные компании будут более активно работать на нашем рынке, усилится конкуренция.

В-третьих, вступление в ВТО — это серьезный шаг для нашей страны. Российская внешнеэкономическая деятельность будет теперь более стабильной и предсказуемой. В результате возможно увеличение количества иностранных инвестиций. Также, курс рубля станет менее волатильным.

Все вышеуказанные пункты – это, стопроцентно, плюсы вступления России в ВТО.

Мы рассмотрели очевидные плюсы вступления России в ВТО, теперь поговорим о негативных моментах.

1. Многие российские компании  окажутся неконкурентоспособны. В  результате неминуема потеря  рабочих мест, число безработных  резко увеличится. В моногородах  из-за банкротства градообразующего  предприятия может и вовсе  возникнуть социальный взрыв.

2. Российская экономика может  потерять существенную гибкость  в вопросах деятельности внешней  экономики. Например, мы уже не  сможем как раньше защищать наш автопром, который сейчас находится в так называемых "тепличных" условиях, а в периоды засухи не будет возможности ввести эмбарго на сельскохозяйственную продукцию ( как это было в 2010г.).

3. России будет трудно избавиться  от сырьевой зависимости.

4. Понижение экспортных пошлин  приведет к еще большему дефициту  бюджета, который будет покрываться  за счет выпуска государственных  облигаций. Не исключено, что это  приведет к увеличению государственного  долга со всеми вытекающими  последствиями.

Но есть и спорные моменты:

Плюсы вступления России в ВТО также представляют собой постепенное исчезновение моногородов. Впрочем, кто-то это рассматривает и как негативный момент.

Также неоднозначным фактом в этом вопросе является то, что участники организации просто не в силах проверять весь ввозимый товар и Россия будет обязана принимать у организации геномодифицированные продукты. Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности России будет находиться под угрозой, а это большой минус5.

    1. Россия на международном рынке труда.

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. 
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием "Закона о занятости" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

На 1 января 2013 г. численность постоянного населения составляет около 143,4 млн. человек6.

Тем не менее, этого роста явно недостаточно для удовлетворения потребностей российской экономики, так как наиболее актуальной является проблема дефицита трудовых ресурсов. На 2012 год коэффициент замещения рабочей силы — отношение найма к увольнению — в экономике достиг 95 %7. По последнему прогнозу Федеральной службы статистики в 2010–2030 гг. при сокращении численности всего населения на 2,8 млн чел. население в трудоспособном возрасте сократится, по «среднему варианту», на 12,1 млн. чел. Наиболее сложным станет период 2012–2017 гг., когда численность населения трудоспособного возраста ежегодно будет сокращаться более чем на один миллион человек, ограничивая тем самым экономический рост8. Таким образом, исходя из долгосрочных демографических, экономических и политических интересов, Россия не сможет обойтись без иммигрантов.

Согласно данным Федеральной миграционной службы, за 11 месяцев 2013 г. в страну въехало 16 662 183 иностранных граждан, поставлено на миграционный учет 6 612 895 и находится на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства 11 039 622 человек. Всего на территории Российской Федерации на конец 2013 г. находилось: украинцев - 1335 тыс. чел.; таджиков - более 1 млн. чел.; азербайджанцев - 592 тыс. чел.; казахов - 538 тыс. чел.; немцев - более 302 тыс. чел. и китайцев - около 200 тыс. чел. Из общего числа мигрантов в 2012 г. на территорию России прибыло: беженцев - 38 чел. и иностранных граждан получивших временное убежище - 571 чел. Остальные лица, въехавшие в РФ - по причине трудоустройства или с въездом на постоянное место жительство. 3099 соотечественников прибыли из зарубежа9.  Следует признать, что Россия является центром притяжения для лиц с достаточно низким уровнем профессиональной подготовки, не выдерживая конкуренции со странами ОЭСР10.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны.

Для развитых стран большая проблема — так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль. Его население на 60 % увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30 %) за счет выходцев из СССР. Еще одно направление в миграции рабочей силы — это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Оценка численности эмигрантов осложняется проблемами учета мигрантов в разных странах. Поэтому российские данные за 2000-е годы отличаются от зарубежных источников о миграции. Между тем, увеличивается доля желающих уехать, в мае 2011 года заявили о желании уехать из страны 22 % опрошенных взрослых россиян. При этом доля принявших, по их словам, «твердое решение», «собирающих документы» и «готовящихся к отъезду» составляет менее 3 % опрошенных, т. е. около 1/10 от числа тех, кто заявил о желании уехать. Среди наиболее квалифицированной и обеспеченной молодежи столицы и крупнейших городов доля желающих уехать на постоянное место жительства составляет 31 %, но те, кто решил твердо и уже готовится к отъезду, тоже составляют около 1/10 данного слоя. Доля людей, которые утверждают, что приняли твердое решение, за последнее время выросла, а число тех, кто никогда об этом не думал, довольно заметно упало.. Как отмечают эксперты, главными причинами эмиграции являются: «…неудовлетворенность положением дел в России, безальтернативной властью и неопределенностью перспектив, стоящих перед страной, незащищенностью и бесправием граждан, желанием обеспечить нормальную жизнь не только себе, но и детям. Среди продвинутых, успешных, наиболее образованных и обеспеченных групп россиян нарастает стремление к отъезду, но решающую роль при этом играют не столько политические разногласия с нынешним властным тандемом, сколько тревоги, связанные с ясным пониманием тупика, в котором оказалась страна при сложившемся режиме. Не случайно наибольшее недовольство ситуацией в стране, ощущение бесперспективности и чувство скуки преследует сегодня именно самых образованных, удачливых и, казалось бы, благополучных молодых россиян — людей с двумя высшими образованиями, жителей столицы, руководителей предприятий и фирм, владельцев собственного бизнеса. Реальные достижения этих людей не находят признания, не вписываются в структуру общества и сознание большинства сограждан, что заставляет их сомневаться и в сохранности заработанного достатка, и в надежности достигнутого статуса, и в возможностях — что для них особенно важно — дальнейшего роста. Доля решивших уехать из России не очень велика, но она растет. И это много говорит о характере сложившегося в стране политического режима и социального порядка, о том, какие возможности предоставляются сегодня в России более молодым, способным гражданам, готовым работать, умеющим достигать целей и доказавшим свою социальную состоятельность»11.

Главные потоки эмигрантов из России распределяются между Европой, Северной Америкой, Австралией и Карибским регионом. Молодые специалисты обычно выбирают Канаду, Австралию, Новую Зеландию — там достаточно обширные программы приема иммигрантов.

Список привлекательных для россиян стран выглядит следующим образом:

Австралия (переселиться хотят 9 % опрошенных из числа экономически активного населения России). Причины выбора: успешное социальное и экономическое развитие страны, высокий уровень и качество жизни, теплый климат.

Германия (7 % опрошенных). Причины: экономическая стабильность страны, надежная социальная защищенность граждан.

Италия (6,5 % опрошенных). Причины: образ жизни в стране, красота страны, климат.

США (6 %). Причины: образ страны больших возможностей, падение цен на недвижимость, лояльное отношение к иммигрантам.

Великобритания (около 5 %). Причины: близость к Москве, популярность британского образования, пример большого количества российских иммигрантов, выбравших Лондон своим новым домом.

Кроме перечисленных стран, значительная часть россиян мечтает поселиться в Испании, Канаде, Швейцарии, Франции, Финляндии, Швеции, Австрии, Новой Зеландии, Норвегии и Чехии12.

Таким образом, Россия активно вовлечена в миграционные процессы. В настоящее время в РФ наблюдается ярко выраженная потребность в трудовых ресурсах, которая компенсируется притоком малоквалифицированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Эмиграционный поток значительно меньше, но из России стремятся эмигрировать наиболее образованные и обеспеченные группы населения, которые недовольны социально-экономической ситуацией в стране13.

 

    1. Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками.

В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС.

Отношения между Россией и ЕС за последние два десятилетия пережили много взлетов и падений и неоднократные острые кризисы. На партнерство России и ЕС влияло множество проблем, возникших в двусторонних отношениях после распада СССР. Не оправдались ожидания сторон в отношении друг друга. Евросоюз рассчитывал, что в России в кратчайшие сроки будет построена эффективная демократия, а Россия от взаимодействия с ЕС ожидала экономического чуда и обретения достойного места в большой Европе.

Со стороны ЕС неоднократно звучала критическая оценка многих аспектов внутренней и внешней политики России. В Европе российское руководство упрекают в прямом отступлении от ценностей и принципов, положенных в основу партнерства и сотрудничества между РФ и ЕС. Серьезные разногласия существуют по ряду вопросов принципиального характера, особенно, таких как пути развития и институциональные формы демократии, защита прав человека, борьба с терроризмом. В Европе сохраняется высокий уровень недоверия к российской политической элите и сомнение в окончательности европейского выбора России.

В свою очередь российская политическая элита неоднократно выражала обеспокоенность структурным кризисом в самом Европейском Союзе, низкими темпами экономического роста, плохой демографической ситуацией в ЕС, непродуманной миграционной политикой государств-членов, ростом национализма и радикализма в Европе, антироссийским настроем некоторых стран «новой Европы». Существовало и взаимное недовольство сторон политикой друг друга в отношении стран СНГ. ЕС был обеспокоен перспективой восстановления в какой-либо форме новой «российской империи», Россия же видела в стратегии взаимодополняющего расширения ЕС и НАТО на пространство СНГ политику выдавливания Москвы из зоны жизненно важных интересов. Список претензий России и ЕС можно было бы продолжить. Вместе с тем, несмотря на взаимную неудовлетворенность, в самые трудные моменты международных кризисов – вокруг Югославии в 1999 г. и в Кавказском конфликте 2008 г. – именно ЕС брал на себя задачу налаживания отношений между Россией и США/НАТО.

В последнее десятилетие в отношениях России и ЕС можно выделить как минимум две реперные точки, дававшие надежду на качественный сдвиг. Во-первых, это сформулированная на саммите Россия-ЕС в мае 2003 года Санкт-Петербургская инициатива, предполагавшая создание четырех общих пространств в сфере экономики, внутренней безопасности, внешней безопасности и науки, образования и культуры. В своей основе прорывная идея, способная действительно придать отношениям России и ЕС стратегическую перспективу (в обход трудного для обеих сторон вопроса о членстве России в ЕС), эта инициатива была положена в основу переговоров о новом Договоре. И во-вторых, – Партнерство для модернизации, запущенное на саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая – 1 июня 2010 года. Обе инициативы остались нереализованными.

И Россия, и ЕС под воздействием ряда факторов, прежде всего мирового экономического и финансового кризиса, переживают сегодня глубокую политическую, экономическую и социальную трансформацию, имеющую серьезные последствия для их отношений.

В результате кризиса меняются отношения ЕС с мировыми державами. По мнению экспертов из брюссельского Совета по внешней политике, в экономическом смысле ЕС все больше превращается из субъекта в объект. Если в 2010 г. Евросоюз старался укрепить свое влияние в близлежащих регионах, то в 2011 г. он сам был вынужден искать помощь других стран. Для США ЕС из партнера в решении глобальных проблем превратился в проблему. Он стал объектом вмешательства МВФ и обратился к Китаю и России за помощью в спасении еврозоны. В правлении МВФ Евросоюз в 2010 году был вынужден освободить место для стран с растущей экономикой, по отношению к которым еще недавно выступал с менторских позиций.

Информация о работе Мировое хозяйство и международные экономические отношения