Мировое хозяйство и международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.
В данной контрольной работе мною будут рассмотрены два основных вопроса:
Место России в системе международных экономических отношений;
Неравномерность развития экономик конкретных стран в системе мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………... 3
Место России в системе международных экономических отношений .…. 5
Особенности интеграции России в систему МЭО ………………………... 5
Россия в системе международного разделения труда ……………………. 9
Место и роль России в мировой торговле ………………………………… 14
Россия и Всемирная торговая организация (ВТО) ……………………….. 17
Россия на международном рынке труда …………………………………... 18
Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками …………………………………………………………………… 23
Неравномерность развития экономик конкретных стран в системе мирового хозяйства ……………………………………………………………… 28
Показатели уровня социально - экономического развития. Система важнейших показателей …………………………………………………………. 28
Современные тенденции в развитие мирового хозяйства ……………….. 35
Неравномерность развития стран …………………………………………. 38
Глобализация мирового хозяйства ………………………………………... 41
Заключение ……………………………………………………………………….. 45
Список литературы ………………………………………………………………. 47

Файлы: 1 файл

МЭО.docx

— 100.65 Кб (Скачать файл)

К концу 2012 г. Европейский Союз стал гораздо менее привлекательным как модель и образец для третьих стран, в том числе и России.

Сегодня в российских политических кругах во главе с президентом Владимиром Путиным преобладает мнение о том, что Россия должна оставаться суверенным центром силы, опирающимся на Евразийский союз. На первом саммите Россия-ЕС после смены руководства России в июне 2012 г. президент РФ дал понять европейским партнерам, что отныне им придется иметь дело не только с Россией, но и с Евразийской комиссией. Евразийство, несомненно, предстает новым измерением российской внешней политики, которое не может не влиять на партнерство с ЕС.

Одной из важных тем в отношениях, по-прежнему, остаются  перспективы создания безвизового режима между Россией и ЕС. Именно на этом направлении существует реальная возможность укрепления партнерства в самой ближайшей перспективе. Разумеется, это потребует от ЕС изменения его традиционной позиции в духе «завтра, завтра, не сегодня». В ЕС нет понимания критического значения этого вопроса для России. Веками контакты между Россией и Западом ограничивались русской аристократией, а затем советской номенклатурой. После распада СССР в 1991 г., устранившего пограничные преграды на востоке, Брюссель построил новый визовый барьер, отрезавший основную часть российского населения от Европы. Введение безвизового режима явилось бы не уступкой российскому руководству, а важным фактором, укрепляющим контакты между гражданами ЕС и России, создающим «снизу» основу для нового партнерства и для самоидентификации России как крупнейшей европейской державы.

В долгосрочной перспективе роль ЕС на международной арене будет зависеть от восстановления его экономической мощи, «мягкой силы», привлекательности европейской модели в целом. Для России же единственно перспективный путь дальнейшего развития – это отход от экспортно-сырьевой экономики с опорой на демократию европейского типа, развитие высоких технологий и ориентация на модернизационные альянсы. При благоприятном сценарии сотрудничество ЕС и России не только позволит сделать Европу самым стабильным и процветающим континентом, но и значительно усилить механизм глобального управления14.

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца  и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

На последнем саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2013 года на острове Бали Президент России Владимир Путин дал обещание, что Россия будет двигаться к либерализации рынка сжиженного природного газа. Когда это может произойти, Президент не уточнил. Путин добавил, что Россия планирует развивать энергетическое сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Причём речь идёт не только об экспорте нефти и газа, но и проектах в сфере атомной и гидроэнергетики. Президент России призвал бизнесменов из АТР инвестировать в Транссиб, Северный морской путь и Байкало-Амурскую магистраль. Они могут стать важными торговыми путями между Европой и Азией. А страны АТР сейчас заинтересованы в развитии торговли. В регионе отмечается спад экономики. Тормозит даже мировой драйвер - Китай. Источником роста могло бы стать развитие торговли, снятие таможенных барьеров и увеличение инвестиций15.

Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.

 

 

 

 

 

  1. Неравномерность развития экономик конкретных стран в системе мирового хозяйства.
    1. Показатели уровня социально-экономического развития. Система важнейших показателей.

Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в развитии, обладающих растущими взаимосвязями и взаимовлиянием, в результате чего складывается более или менее целостная мировая экономическая система.

Объединяющую роль во всей системе мировой экономики играют международные экономические отношения.

Мировая экономика относится к числу сложных глобальных систем, которые характеризуются многообразием составляющих элементов, иерархичностью и сложной структурой. В основе этой системы – международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.

Основная цель функционирования мировой экономики – удовлетворение человеческих потребностей (спроса). Внутри самой системы, в рамках отдельных государств данная цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий.

Мировая экономика одновременно является объектом изучения теории международных экономических отношений.

Специфика мирового хозяйства и международных экономических отношений определяется тем, что взаимоотношения в социально-экономическом обществе осуществляются через государственные границы и реализуются в виде международных экономических отношений.

Отсюда предметом исследования теории мировой экономики и международных экономических отношений являются взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Весь многообразный комплекс вопросов мировой экономики и международных экономических отношений является объектом изучения теории экономических отношений на уровнях:

а) индустриальных стран;

б) стран с переходной экономикой;

в) развивающихся стран.

В своей совокупности эти отношения на всех уровнях образуют отношения мировой экономики. Находясь в составе мировой экономики, экономика каждой страны приспосабливается. Она постепенно трансформируется из экономики полного или неполного набора отраслей в экономику специализированную, в которой одни отрасли начинают играть в условиях жесткой конкуренции не только внутристрановое, но и международное значение (при наличии благоприятных предпосылок для их развития), а другие прекращают свое существование или сохраняют значение только в пределах своей страны. Исторически в разных странах производятся различные виды товаров в зависимости от природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации и исторических особенностей развития.

В целях проведения анализа экономического положения стран мира эксперты, как правило, используют ряд важных индикаторов, характеризующих динамику и состояние мировой экономики.

Одним из наиболее важных и часто применяемых считается показатель производства валового внутреннего продукта (ВВП). Этот индикатор является выражением общего объема конечных товаров и услуг, выпущенных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает элиминирование повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства.

При этом в некоторых странах (США и др.) используется показатель валового национального продукта (ВНП), который отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций и частных лиц данной национальности.

Чтобы исчислить ВНП, из ВВП вычитают доходы, полученные иностранцами в данной стране (прибыли иностранных корпораций и заработную плату иностранных рабочих и служащих), и добавляют доходы, полученные корпорациями и гражданами данной страны за ее пределами. Различия между показателями ВВП и ВНП в количественном отношении, как правило, невелики - от нескольких десятых до почти одного процента.

Следует иметь в виду, что показатель производства валового внутреннего продукта подсчитывается на основе системы национальных счетов, которая построена на концепции о производительном характере всех видов деятельности.

С исчислением показателя валового внутреннего продукта связан и показатель национального дохода (НД), рассчитываемый следующим образом: ВВП минус амортизация (получается чистый ВВП), минус косвенные налоги и плюс субсидии. Сумма налогов значительна. Они включаются в рыночные цены товаров и услуг и уплачиваются конечным потребителем. Субсидии оказывают на цены противоположное действие - они понижают их в размере субсидий. Показатель национального дохода приблизительно соответствует индикатору произведенного национального дохода. Динамика последнего в долгосрочном плане почти полностью соответствует динамике ВВП, поэтому в литературе в основном используется показатель ВВП.

Основные показатели, входящие в систему национальных счетов и рассчитанные разными методами, увязываются между собой, поэтому их величины сопоставимы. Методология подсчета ВВП свидетельствует, что этот показатель выражает общую экономическую активность в мире и в отдельных странах. С другой стороны, его составные части охватывают основные сферы, отрасли и факторы экономического развития. Все они также имеют важное значение при анализе экономического развития.

Следует обратить особое внимание на то, что объем производства валового внутреннего продукта измеряется как в текущих, так и в постоянных ценах какого-либо (базисного) года. Различие между этими измерениями может быть весьма существенным. Номинальный ВВП (или ВВП в текущих ценах) растет быстрее, чем реальный ВВП (или ВВП в постоянных ценах). Разница в темпах роста связана с динамикой цен. При подсчете в неизменных ценах происходит уничтожение ценностных колебаний, рост реального ВВП широко рассматривается как показатель экономического развития. Стабильные темпы роста считаются признаком силы экономики.

Для исследования реальной ситуации подсчет совокупного ВВП мира проводится в единой валюте - долларах США по текущим или неизменным курсам, хотя эти показатели не могут претендовать на точное количественное измерение отдельных стран и регионов. Многочисленные исследования показывают, что обменные курсы валют приближаются к фактическому соотношению национальных цен на товары, поступающие в каналы международной торговли. При этом значительная масса услуг, недвижимость, которые не являются предметом внешнеторгового обмена, как правило, учитываются в показателях национальных счетов по ценам, отличным от американских, поэтому пересчет данных ВВП той или иной страны в доллары по валютному курсу приводит к искажению результатов. Но тем не менее такие сравнения выявляют примерный порядок величин и общую тенденцию их изменения.

Понятно, что в целях более точной оценки ВВП той или иной страны в других валютах проводятся сравнения покупательной способности валют. Они показывают отклонения реальных соотношений цен от валютных курсов.

Подобные отклонения по ведущим промышленно развитым странам в сторону занижения достигали 20-40%, но и в этом случае определение реальных, естественных валютных курсов зависит от точности определения цен на определенный набор продуктов.

При этом отклонение паритетов по реальной покупательной способности валют от их обменных курсов - не единственная причина недостаточной сопоставимости статистики ООН и прочих крупных международных организаций. Эти соображения следует иметь в виду при чтении приводимых данных и сравнении их с другими экономико-статистическими материалами.

Одним из основных показателей уровня социально-экономического развития страны является паритет покупательной способности.

Паритет покупательной способности (ППС) - это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. А так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупательной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.

При установлении обменного курса национальной валюты берется соотношение спроса и предложения на эту валюту, которое образуется вследствие внешнеторговых операций, т.е. на базе торгуемых товаров и услуг. Однако в большинстве стран мира они представляют меньшую часть их ВВП. При определении паритета покупательной способности берется как можно более широкий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и неторгуемые товары и услуги. Так, в рамках Программы международных сопоставлений ООН, нацеленной на определение объема ВВП разных стран по паритету покупательной способности их национальных валют, берут 600-800 основных потребительских товаров и услуг, 200-300 основных инвестиционных товаров и 10 - 20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США. На основе установления ППС определяют покупательную способность той или иной национальной валюты. Для государств с переходной экономикой и развивающихся стран характерно, что ППС их национальной валюты превышает ее обменный курс, для развитых стран - наоборот, ППС чаще ниже обменного курса (и только в США в связи с тем, что их цены берутся в качестве отправных, ППС доллара полностью совпадает с его обменным курсом).

Информация о работе Мировое хозяйство и международные экономические отношения