Морские порты РФ - основа терминально - грузовых центров: особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста и международной интеграции страны и отдельных ее регионов.
Как показывают исследования, более 80% грузооборота в международном сообщении выполняется морским транспортом. В межконтинентальном сообщении его доля еще выше, и достигает 98%. Оставшиеся 2% приходятся на срочные грузы, доставляемые воздушным транспортом. Объемы перевозок по морю ежегодно возрастают, что неудивительно, учитывая невысокую стоимость перевозки и практически неограниченные провозные возможности данного вида транспорта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3
1. МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……..………………….6
1.1. Современное состояние морских портов РФ……………………………….6
1.2. Деятельность «Ассоциации морских торговых портов России» для обеспечения эффективного развития предприятий морского транспорта и реализации транспортного потенциала России…………………………………8
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ РФ……………………………………………………………………...12
2.1. Анализ грузооборота морских портов РФ………………………………...12
2.2. Перспективы развития морских портов России…………………………..17
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ КАК ТЕРМИНАЛЬНО-ГРУЗОВЫХ ЦЕНТРОВ…………………………………….23
3.1. Особенности функционирования «Морского порта Санкт-Петербург», как термально грузового центра западного бассейна РФ……………………..23
3.2. Особенности функционирования «Ванинского морского торгового порта», как термально грузового центра дальневосточного бассейна РФ…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………36
Приложение 1 «Список причалов Ванинского порта»………………………..37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра международных экономических  отношений

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Международные перевозки грузов»

 

на тему: «Морские порты РФ - основа терминально - грузовых центров: особенности функционирования»

 

 

      Выполнил: студент 4-го курса очной

      формы обучения экономического

      факультета, группа МЭ082

       Санников А.В.

       Подпись ______________________

 

      Научный руководитель:  Сергеева И. Ю

       профессор кафедры, канд. экон. наук,

       доцент

       Подпись _______________________

 

 

 

Люберцы

   2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3

1. МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……..………………….6

1.1. Современное состояние морских портов РФ……………………………….6

1.2. Деятельность «Ассоциации морских торговых портов России» для обеспечения эффективного развития предприятий морского транспорта и реализации транспортного потенциала России…………………………………8

2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ РФ……………………………………………………………………...12

2.1. Анализ грузооборота морских портов РФ………………………………...12

2.2. Перспективы развития морских портов России…………………………..17

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ КАК ТЕРМИНАЛЬНО-ГРУЗОВЫХ ЦЕНТРОВ…………………………………….23

3.1. Особенности функционирования «Морского порта Санкт-Петербург», как термально грузового центра западного бассейна РФ……………………..23

3.2. Особенности функционирования «Ванинского морского торгового порта», как термально грузового центра дальневосточного бассейна РФ…..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………36

Приложение 1 «Список причалов Ванинского порта»………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста и международной интеграции страны и отдельных ее регионов.

Как показывают исследования, более 80% грузооборота в международном сообщении выполняется морским транспортом. В межконтинентальном сообщении его доля еще выше, и достигает 98%. Оставшиеся 2% приходятся на срочные грузы, доставляемые воздушным транспортом. Объемы перевозок по морю ежегодно возрастают, что неудивительно, учитывая невысокую стоимость перевозки и практически неограниченные провозные возможности данного вида транспорта.

В России перевозка груза морским транспортом актуальна еще и потому, что позволяет избежать транспортировки груза по территории России под режимом «таможенного контроля», т.к. таможенное оформление груза проводится прямо в порту прибытия. Это объективно снижает суммарные затраты на доставку товаров. При этом, особые требования предъявляются к согласованию работы всех участников перевозочного процесса – самого перевозчика, получателя груза и таможенного брокера. Тем не менее, выигрыш очевиден – сокращение времени на проведение транспортных и вспомогательных операций, минимизация затрат.

Актуальность данной темы определяется тем, что объем экспортно-импортных перевозок через территорию России  увеличивается год от года и это означает, что морские торговые порты играют все более важную роль процессе передвижения грузов по стране и за рубеж. Большее объемы поступающих, хранимых и отправляемых грузов, сложность взаимоотношений портов с отечественными и зарубежными партнерами, обязанность портов соответствовать международным требованиям к обеспечению условий мореплавания предопределяют необходимость организации на территории морских портов РФ современных терминально-грузовых центров.

Объект исследования: морские порты Российской Федерации.

Предмет исследования: особенности деятельности морских портов РФ как терминально-грузовых центров РФ.

Цель: определить основные принципы работы, модернизации и  направления деятельности морских терминально-грузовых центров РФ.

Задачи:

1. Показать важность своевременной модернизации морских портов.

2. Проанализировать особенности функционирования Большого Порта Санкт-Петербург и Ванинского морского порта как терминально-грузовых центров РФ.

3. Определить тенденции в грузообороте морских портов на территории РФ.

4. Выявить и проанализировать современное состояние и перспективы развития морских портов РФ.

Разумеется, в силу своей значимости экономические проблемы управления транспортом и морскими портами постоянно находятся в поле зрения отечественных специалистов, многие экономисты глубоко рассматривают связанные с этим теоретические проблемы функционирования,  экономического анализа эффективности деятельности морских портов страны. Среди таких экономистов можно назвать Аблязова К.А., Аракелова Ф.Г., Аксененко А.Ф., Бабкина Е.В., Баканова М.И., Бакаева В.Г., Барнгольц С.Б., Бортника Н.А., Бугина Е.Д., Буянову JI.H., Гиляровскую JI.T., Долгова С.И., Ветренко Л.Д., Звонкова В.В.,Зубареву М.А., Ивашкевича В.Б., Кирьянову З.В., Куренкова П.В., Мельник М.В., Лимонова Э.Л., Мартыненко В.В., Палия В.Ф., Панибратца Н.А., Поварова Г.В., Петрову В.И., Попова В.В., Сайфулина Р.С., Суворова К.И., Соколова Я.В., Терехова О.А., Холопова К.В., Шеремета А.Д. и других. Известны также труды зарубежных авторов: Х.Байера, Г. Бирмана, Э.Вальтера, К. Друри, Ж. Ришара, С. Шмидта и др.

Труды этих  ученых-экономистов  и стали теоретической базой нашего исследования. Кроме того, были использованы информационные статьи с таких сайтов как, «Инвесткафе» статья «Морские порты России активно работают на экспорт», статья Н. Титюхина «Санкт-Петербург: как расширить "ворота" России», опубликованная на сайте «Клуб логистов». Актуальные данные о грузообороте морских портов взяты с сайта «Ассоциации морских портов России». Источниками информации об особенностях функционирования портов как терминально-грузовых центров стали статьи с официальных сайтов  Ванинского и  Санкт- петербургского портов. Состояние и перспективы развития морского транспорта РФ рассматривал Жусупов Серик Даирович исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов, вице-президент ООО «Управляющая компания „Морской фасад“» в своей статье «Состояние и перспективы развития морских портов России», опубликованной на сайте журнала  «Транспорт Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Морские порты Российской Федерации

 

1.1 Современное состояние морских портов РФ

 

По состоянию на 1 января 2011 г. в России  функционируют 54 морских порта,  мощности перегрузочных комплексов в  них оцениваются в 730 млн. т. в год, в том числе для наливных грузов — 410 млн. т. и для сухогрузов — 320 млн. т. Располагаются они в бассейнах морей, омывающих территорию страны  (Западный бассейн, Северный бассейн, Южный и Дальневосточный бассейны). [20]

В морских портах России работают 264 стивидорных компаний.

В 2010 г. ими было перегружено 526 млн. т грузов, в том числе 211,6 млн. т. сухих грузов и 314,4 млн. т. наливных. Нефтеналив, уголь, металлы, минеральные удобрения и контейнерные грузы составляют основу грузооборота российских портов. Около 60% от объемов перевалки приходится на долю нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время действуют пять Федеральных целевых программ, предполагающих развитие портовой и припортовой инфраструктуры:[20]

- ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377[8];

- ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 480[9];

- ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 гг.» утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 606[10];

- ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 гг. утверждена Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2006 г. № 478[11];

- ФЦП «Государственная граница Российской Федерации». По ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)»[12] общий объем финансирования составляет 13 484 млрд. руб.[20]

 Практически 100 % расходов приходится на капитальные затраты, причем более 60 % — это внебюджетные средства частных инвесторов.

  В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» по подпрограмме «Морской транспорт» в течение данного периода предполагаются вложения свыше 630 млрд. руб. При этом внебюджетные средства составляют свыше 70 % — более 448 млрд. руб.[20]

 По подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» в этой же ФЦП из 753 млрд. руб. общих вложений на развитие портовой и припортовой инфраструктуры запланировано потратить почти 430 млрд. руб. Из них внебюджетные средства составляют почти 60 % — более 248 млрд. руб.

  Капитальные вложения в портовую и припортовую инфраструктуру, предусмотренные федеральными целевыми программами без учета ФЦП «Госграница РФ», составляют более 868 млрд. руб.

 Важнейшую роль в развитии портов сыграла предыдущая ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». За период ее действия было введено более 330 млн. т. портовых мощностей, в их числе:

- нефтеналивной порт Приморск и терминал «РПК Высоцк Лукойл-II», которые в 2010 г. переработали 77,6 и 12,5 млн. т. наливных грузов соответственно;

- новые перегрузочные комплексы по перевалке минеральных удобрений (Балтийский балкерный терминал и Восточно-Уральский терминал), обеспечивающие дополнительный объем переработки свыше 6 млн. т. минеральных удобрений;

- универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга «Юг-2» мощностью 3 млн т в год;

- зерновые терминалы в портах Новороссийск и Туапсе мощностью 3 и 2,4 млн. т. в год соответственно;

- терминал для перевалки светлых нефтепродуктов мощностью 8,4 млн. т. в Приморске (ООО «Балттранссервис»);

- нефтеотгрузочный терминал ОАО «Варандейский терминал» мощностью 12 млн. т. в год; рейдовый перегрузочный комплекс ООО НТ «Белокаменка» РПК-3 в порту Мурманск мощностью 10 млн т;

- угольный терминал ЗАО «Дальтрансуголь» в бухте Мучка (порт Ванино) мощностью 12 млн. т.

 В бухте Козьмино начал работу морской порт, обеспечивающий функционирование нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). К 2015 г. пропускная способность порта должна достичь 50 млн т в год, а в перспективе — 70 млн. т. Практически все крупные порты провели модернизацию, обновили перегрузочную технику, осуществили реконструкцию причалов, выполнили дноуглубительные работы.

Таким образом, из вышесказанного следует, что портовые мощности России,  в настоящее время, по своим функциональным характеристикам не отстают от европейских. Немало важен и тот факт, что правительство РФ стремится к обновлению портовых мощностей, принимая программы развития портов РФ, и выделяют деньги из федерального бюджета с привлечением частных инвестиций, которые составляют до 60% от всех вложений.

 

 

1.2 Деятельность «Ассоциации морских торговых портов России» для обеспечения эффективного развития предприятий морского транспорта и реализации транспортного потенциала России.

 

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) объединяет более 50 отраслевых организаций и предприятий морского транспорта России.                 Основной задачей Ассоциации является координация усилий профессионального сообщества по созданию условий для эффективного развития предприятий морского транспорта и реализации транспортного потенциала России. В состав АСОП входят ведущие морские торговые порты, экспедиторские и агентские компании, научно-исследовательские институты и учебные заведения морского транспорта.[13]

Ассоциация морских торговых портов была создана в 1988 году по инициативе начальников крупнейших портов бывшего СССР для объединения усилий при решении различных вопросов портовой деятельности. АСОП сегодня – единственный орган, оказывающий влияние на морской бизнес на всём экономическом пространстве бывшего Советского Союза. Она продолжает планомерную работу и в ближайшее время к рассмотрению на заседании правительства планируются следующие вопросы:

– по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления единых законодательных подходов по освобождению организаций

всех видов федерального транспорта от уплаты налога на имущество организаций (в части вновь построенных и реконструируемых объектов портовой инфраструктуры);

– по внесению изменений в Перечень технологического оборудования,

утвержденный Правительством РФ, в части его дополнения технологическим оборудованием портовой инфраструктуры, предложенным АСОП,

с целью освобождения указанного импортного оборудования, не имеющего

российских аналогов, от таможенных пошлин и НДС.[21]

Лоббируя интересы морских грузоперевозчиков, АСОП удалось в 2011 году сохранить ставки арендных платежей на прежнем уровне, а также в течение всего года имела место внимательная и взвешенная позиция по вопросам заключения договоров аренды. Все это вместе взятое позволило стивидорам сохранить объемы переработки грузов и не создать дополнительных финансовых проблем в деятельности портов. [13]

Информация о работе Морские порты РФ - основа терминально - грузовых центров: особенности функционирования