Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:29, курсовая работа
Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста и международной интеграции страны и отдельных ее регионов.
Как показывают исследования, более 80% грузооборота в международном сообщении выполняется морским транспортом. В межконтинентальном сообщении его доля еще выше, и достигает 98%. Оставшиеся 2% приходятся на срочные грузы, доставляемые воздушным транспортом. Объемы перевозок по морю ежегодно возрастают, что неудивительно, учитывая невысокую стоимость перевозки и практически неограниченные провозные возможности данного вида транспорта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3
1. МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……..………………….6
1.1. Современное состояние морских портов РФ……………………………….6
1.2. Деятельность «Ассоциации морских торговых портов России» для обеспечения эффективного развития предприятий морского транспорта и реализации транспортного потенциала России…………………………………8
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ РФ……………………………………………………………………...12
2.1. Анализ грузооборота морских портов РФ………………………………...12
2.2. Перспективы развития морских портов России…………………………..17
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ КАК ТЕРМИНАЛЬНО-ГРУЗОВЫХ ЦЕНТРОВ…………………………………….23
3.1. Особенности функционирования «Морского порта Санкт-Петербург», как термально грузового центра западного бассейна РФ……………………..23
3.2. Особенности функционирования «Ванинского морского торгового порта», как термально грузового центра дальневосточного бассейна РФ…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………36
Приложение 1 «Список причалов Ванинского порта»………………………..37
По ряду вопросов, о которых говорил замминистра транспорта С. Жусупов, он изложил позицию ассоциации. Особое внимание было уделено исполнительным директором вопросу формирования схем территориально-
го планирования. Поскольку работа Минтранса в этом направлении уже
завершается, Ассоциация в оперативном порядке провела работу по формированию первоочередных, необходимых для включения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», генеральных схем развития транспортных узлов.[21]
Опыт работы операторов морских терминалов показывает, что инвестирование в создание новых портовых мощностей без должного развития всей инфраструктуры, в т.ч., автомобильной, железнодорожной, имеет скорее негативные, чем позитивные последствия для социально-экономических сфер регионов страны. Любые инвестиционные проекты должны разрабатываться в рамках генеральной схемы развития транспортных узлов (предусматривающей планомерное, синхронное расширение портовых мощностей, железных и автомобильных дорог, энергетики) за счет ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015годы)».[21]
При разработке генеральных схем развития транспортных узлов необходимо учесть предложения организаций – членов Ассоциации, однако
от портовиков предложения с конкретными схемами территориального
планирования, уточнением размеров объектов и параметров развития поступили только по портам Усть-Луга, Владивосток.[13]
Достаточно подробно С. Жусупов остановился на вопросе обустройства и открытия пунктов пропуска. Он отметил, что в соответствии с законом государству принадлежит исключительная роль в финансировании оборудования и обустройства пунктов пропуска. Но часто по-прежнему инвесторам для скорейшего его запуска приходится решать вопросы выделения средств.[21]
АСОП является активным лоббистом интересов морских грузоперевозчиков, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Благодаря деятельности этой организации стивидорские компании смогли сохранить прибыль.
Подводя итог данной главе, можно сделать вывод о том, что развитием портов и портовой инфраструктуры занимается не только правительство РФ, но и Ассоциация морских торговых портов и она играет важную роль в поддержании конкурентоспособного уровня портов России.
2 Анализ особенностей функционирования морских портов РФ.
2.1 Анализ грузооборота морских портов РФ
Грузооборот морских торговых портов РФ в 2011 году увеличился на 1,8% по сравнению с 2010 годом, до 535,4 миллиона тонн, говорится в сообщении Ассоциац
Объем перевалки наливных грузов сократился на 4,3%, до 301 миллиона тонн, в том числе перевалка сырой не
Объём перевалки сухогрузов составил 234,4 миллиона тонн (+10,8%), в том числе: угля - 78,3 миллиона тонн (+14,0%), грузов в контейнерах - 39,4 миллиона тонн (+19,8%), зерна - 19,5 миллиона тонн (+30,1%), руды - 8 миллионов тонн (+30,9%), грузов на паромах - 7,8 миллиона тонн (+5,1%), тарно-штучных - 5,8 миллиона тонн (+5,6%), рефгрузов - 4,5 миллиона тонн (+11,4%), цветных металлов - 4,1 миллиона тонн (+5,4%), металлолома - 3,8 миллиона тонн (+29,9%), сахара - 2,2 миллиона тонн (+0,5%). [17]
Объем перевалки черных металлов сократился на 12,9% - до 24,4 миллиона тонн, минеральных удобрений - на 1,9% - до 12,5 миллиона тонн и лесных грузов - на 10%, до шести миллионов тонн.
Экспортных грузов перегружено 408,5 миллиона тонн, что на 1,1% больше 2010 года, импортных грузов - 44,6 миллиона тонн (+13,4%), транзитных - 49,4 миллиона тонн (+7,3%), каботажных - 32,8 миллиона тонн (снижение на 10,1%). [14]
Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 41 миллион тонн грузов, что на 19,8% меньше, чем за 2010 год. Перевалка наливных грузов составила 18,7 миллиона тонн, что ниже 2010 года на 39,8%. Сокращение произошло за счёт портов Мурманск - на 49,7%, перевалка в порту Варандей упала на 47% и в порту Витино - на 5,1%. Объем перевалки сухогрузов увеличился до 22,3 миллиона тонн, рост составил 10,9%. Грузооборот порта Архангельск вырос до 4,3 миллиона тонн (+16,3%), Кандалакша - до 0,9 миллиона тонн (+ 6,3%).(Рис 2.1.)[17]
Рис.2.1. Перевалка грузов в портах Арктического бассейна 2010-2011 (млн.т.)
В портах Балтийского бассейна объём перевалки грузов увеличился на 4,8% - до 185,7 миллиона тонн, из них перегрузка сухогрузов составила 72 миллиона тонн (рост на 13,7%), наливных грузов перевалено на 0,2% меньше - 113,7 миллиона тонн.(Рис 2.2). Операторы морских терминалов Большого порта Санкт-Петербург перегрузили грузов на 3,3% больше, чем за 2010 год, что составило 60 миллионов тонн. Грузооборот порта Усть-Луга увеличился в 1,9 раза - до 22,7 миллиона тонн, в основном за счёт ввода в эксплуатацию наливного терминала. Перевалка порта Выборг увеличилась на 0,3% - до 1,1 миллиона тонн.[17]
Рис.2.2. Перевалка грузов в портах Балтийского бассейна 2010-2011 (млн.т.)
В то же время сократился объем перевалки грузов в портах Приморск - на 3,2%, Высоцк - на 9,6% и Калининград - на 3,3%.
Грузооборот морских портов Черноморского бассейна составил 172,8 миллиона тонн, что на 2,1% больше 2010 года. Объем перевалки сухогрузов вырос на 9,9% и составил 63,6 миллиона тонн, наливных грузов уменьшился на 2%, до 109,2 миллиона тонн. Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Туапсе - на 4,3%, до 19,4 миллиона тонн, Ростов - на 34,4%, до 10,4 миллиона тонн, Азов - на 11,3%, до 4,8 миллиона тонн, Ейск - на 12,5%, до четырех миллионов тонн, Таганрог - на 19,8%, до 3,5 миллиона тонн и Темрюк - на 21%, до 2,3 миллиона тонн. Порт Тамань увеличил перевалку грузов в 6,2 раза - до 1,2 миллиона тонн за счёт перевалки зерна. (Рис. 2.3.)[14]
Рис. 2.3. Объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна 2010-2011 (млн.т.)
В то же время снизился грузооборот портов Новороссийск - на 0,8%, до 116,1 миллиона тонн, Кавказ - на 17,4%, до 8,3 миллиона тонн и Сочи на 9,1%, до 2,4 миллиона тонн.
В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено на 3,1% меньше - 10,9 миллиона тонн, из них сухогрузов - 5,6 миллиона тонн (-12,9%), наливных - пять миллионов тонн (+11,0%). Грузооборот порта Махачкала вырос на 10,5%, до 5,4 миллиона тонн, порта Астрахань сократился на 7,1%, до 4,7 миллиона тонн, порта Оля - на 46,9%, до 0,6 миллиона тонн.[17]
В морских портах Тихоокеанского бассейна грузооборот увеличился на 67%, до 125,3 миллиона тонн. Из общего объема 70,9 миллиона тонн (+10,9%) составили сухогрузы составили и 54,4 миллиона тонн (+1,6%) - наливные грузы. Увеличили грузооборот порты Восточный (включая терминал в Козьмино) - на 7,6% до 38,4 миллиона тонн, Ванино - на 10,2%, до 19,1 миллиона тонн, Пригородное - на 1,4%, до 16,3 миллиона тонн, Владивосток - на 5,8%, до 11,8 миллиона тонн, Де-Кастри - на 9,3%, до 8,1 миллиона тонн и Посьет - на 14,4%, до 5,3 миллиона тонн. Грузооборот порта Находка сократился на 2,5% и составил 15 миллионов тонн.(Рис 2.4)[17]
Рис. 2.3. Объем перевалки грузов в портах Тихоокеанского бассейна 2010-2011 (млн.т.)
Грузооборот морских портов России за 3 месяца 2012 года увеличился на 5,3% по сравнению с аналогичным период
Объём перевалки сухогрузов составил 54,7 млн. т и вырос на 16,9%, в основном за счёт: угля – 18,7 млн. т (+13,7%), грузов в контейнерах – 10,1 млн. т (+16,5%), черных металлов – 6,8 млн.т (+14,1%), зерна – 4,7 млн.т, грузов на паромах – 2,1 млн.т (+39,8%), руды – 1,9 млн. т (+5,2%), лесных – 1,4 млн.т (+1,9%), цветных металлов – 1,3 млн. т (+35,3%), металлолома – 0,7 млн.т (+11,8%). Объем перевалки минеральных удобрений сократился и составил 2,2 млн.т (-20,7%).[17]
Объем перевалки наливных грузов составил 72,6 млн. т, что меньше на 1,9%, в том числе: сырой нефти – 45,4 млн.т (-7,6%), нефтепродуктов – 26,6 млн.т (+8,3%).[17]
Экспортных грузов перегружено 101,0 млн. т, что на 10,9% больше аналогичного периода прошлого года. Сократилась перевалка импортных грузов на 10,5% до 9,4 млн. т, за счет снижения объемов генеральных грузов, транзитных – на 10,7% до 11,1 млн. т за счет снижения объемов перевалки транзитной нефти, каботажных – 5,8 млн. т (-15,5%). [17]
Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 8,1 млн. т грузов, что на 25,5% меньше, чем за 3 месяца 2011 года. Объем перевалки сухогрузов увеличился до 5,3 млн.т (+3%), наливных грузов сократился более чем в 2 раза и составил 2,8 млн.т. Грузооборот порта Архангельск вырос на 22%, Дудинка – на 17,7%.[14]
В портах Балтийского бассейна объём перевалки грузов увеличился до 46,6 млн.т (+19,4%), из них перегрузка сухогрузов составила 17,4 млн. т (+23,4%), наливных – 29,2 млн. т (+17,1%). Грузооборот порта Приморск вырос до 19,7 млн.т (+11,4%), порта Санкт-Петербург – до 13,1 млн.т (+10,6%), порта Усть-Луга - до 7,0 млн.т (в 2,6 раза за счёт ввода в эксплуатацию наливного терминала, а также увеличения перевалки угля), порта Высоцк до 3,2 млн. т (+4,6%), Выборг до 0,3 млн.т. В то же время сократился объем перевалки грузов порта Калининград до 3,2 млн.т (-7,3%).
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 38,8 млн. т, что на 1,0% меньше чем за 3 месяца 2011 года. Объем перевалки сухогрузов вырос до 13,3 млн. т (+24,2%), наливных уменьшился до 25,4 млн.т (-10,5%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов порта Новороссийск до 29,2 млн.т (+3,4%), Тамань до 0,3 млн.т. В то же время снизился грузооборот портов Ростов до 1,2 (-12,7%), Таганрог до 0,5 млн.т (-33%), Азов до 0,4 млн. т (-19,9%), Ейск до 0,4 млн.т (-24,9%), Темрюк до 0,4 млн.т (-28,5%). Данное снижение было обусловлено тяжелой ледовой обстановкой в Азовском море. [14]
Морские порты Каспийского бассейна перегрузили 2,4 млн.т грузов (-5,8%), из них сухогрузов – 1,1 млн. т (-25,4%), наливных – 1,3 млн. т (+22,6%). Грузооборот порта Астрахань сократился на 28,2% до 0,7 млн.т. В то же время грузооборот порта Махачкала вырос на 15,1% до 1,5 млн. т.
В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 31,5 млн. т (+7,6%). Объём перевалки сухогрузов вырос до 17,6 млн. т (+14,5%), наливных -сохранился на уровне аналогичного периода прошлого года 13,9 млн. т. Увеличили грузооборот порты Восточный на 8,9% до 9,9 млн. т, Пригородное – на 2,9% до 4,5 млн.т, Находка – на 10,7% до 4,1 млн.т, Владивосток - на 15,9% до 3,1 млн.т, Посьет – в 1,5 раза до 1,4 млн.т, Ванино – на 3,8% до 4,5 млн. т. Грузооборот порта Де-Кастри сократился на 16,6% до 1,8 млн. т.[17]
Данный раздел работы показывает, что грузооборот России увеличивается с каждым годом. Грузооборот портов увеличивается не только за счет наливных грузов, которые составляют львиную долю экспорта, но и за счет сухих грузов, о чем свидетельствуют приведенные выше данные.
2.2 Перспективы развития морских портов России
В этом году Федеральное государственное унитарное предприятие Росморпорт силами нескольких научно-исследовательских институтов закончил разработку «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.». Она предполагает, что к 2030 г. портовые мощности вырастут в 2,2 раза, достигнув 1,6 млрд. т в год. [20]
Северо-Западный бассейн к 203
- реконструкция морского порта В
- строительство терминалов для н
- строительство терминалов для н
Южный бассейн к 2030 г. останется крупнейшим морски
Для обеспечения достаточности мощностей предполагается реализовать следующие проекты:
- строительство сухогрузного рай
- развитие и улучшение существую
- строительство второго грузовог
Грузовая база портов Дальнево
Для обеспечения достаточности
- развитие транспортного узла Во
- реконструкция действующих терм
- развитие морского порта Посьет
- строительство угольного термин
- строительство угольного термин
- строительство угольного термин
Морские порты Северного бассе