Нидерланды в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:52, реферат

Описание работы

За этой страной укрепилось два названия: Простонародное - Голландия, что в переводе на русский означает “страна у беспокойного, бурного- моря” или “полая земля”. Действительно, Более или менее прочные слои грунта залегают здесь на глубине 10 - 12 метров, поэтому в старину в Голландии многие здания и даже города строили на сваях.
Сейчас Голландией называют только одну провинцию, разделенной в данное время на две - Северную Голландию и Южную Голландию. Провинция Голландия - это исторический, политический, экономический и культурный центр страны.

Файлы: 1 файл

Нидерланды.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Литература Нидерландов  мало известна, но ее основоположником считается Йост ван ден Фондел.

Хозяйство страны

До второй мировой  войны хозяйство Нидерландов в основном ориентировалось на каперство и грабеж колоний, что позволило накопить колоссальные средства. Только одна Индонезия приносила 1/3 дохода страны. Громадные суммы позволяли осуществлять работы по строительству железных и шоссейных дорог, по созданию новых каналов, по реконструкции и расширению портовых городов, по возведению защитных дамб. Благодаря этим средствам развивалась промышленность, сельское хозяйство, торговля, судоходства и другие отрасли народного хозяйства. Эти же богатства дали возможность перестроить структуру хозяйства в послевоенное время, когда страна понесла большой материальный ущерб. К этому еще добавилась потеря Нидерландами Индонезии. Страна пошла по пути интенсификации экономики, она была вынуждена приспосабливать свою хозяйственную структуру к потребностям мирового рынка. Это означает необходимость быстрого развития электроэнергетики, химической промышленности, а особенно химии полимеров, и всех тех отраслей машиностроения, которые определяют научно - технический прогресс. Страна превратилась в крупного производителя машин, электротехнических и нефтехимических изделий.

Вступление Нидерландов  в мировой рынок повлияло на концентрацию и централизацию производства и  капитала, привлекло иностранный  капитал, укрепило монополии, расширило возможности сбыта для наиболее развитых областей сельского хозяйства и промышленности. В этих условиях более слабые отрасли оказались не конкурентоспособными, что привело к массовому разорению мелких предпринимателей.

По экспорту капитала Нидерланды занимают 5 место в группе основных капиталовывозящих стран. Особенно быстро растут Нидерландские инвестиции в экономику США.

Современные Нидерланды - государство с высоко развитой промышленностью, продуктивным сельским хозяйством и эффективной системой внешней торговли. Ведущее место занимает промышленность. На эту отрасль приходится около 35% всех поступлений национального дохода, на сельское хозяйство приходится 4,2 %, а на транспорт - 7,1 %.

Сельское хозяйство  Нидерландов - одно из самых высокоорганизованных в мире. На его продукцию приходится более 20 % экспорта страны.

Также в Нидерландах  широко развита система услуг. Большое  значение для страны играет туризм. Обслуживанием иностранных туристов занято более 1 000 человек. Поступления  в казну от этой отрасли составляет 3 % стоимости экспорта. Основной центр туризма - Амстердам.

Промышленность  Нидерландов

Промышленность  Нидерландов специализируется на выпуске  высококачественной и конкурентоспособной  продукции. Ведущие отрасли промышленности - это газо - и нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность, металлургия, металлообработка, химическая промышленность, электротехника. Из старых, традиционных отраслей большое значение имеют: судостроительная, пищевая, целлюлозно - бумажная и деревообрабатывающая промышленности. В текстильной, швейной и кожевенно-обувной отраслях наблюдается спад производства.

Одна из важнейших  отраслей нидерландского хозяйства - это  энергетика. Основную массу электроэнергии вырабатывают тепловые станции. На уголь  сейчас приходится 25 % первичного потребления энергоносителей, но основную роль играет газ - 63 %, нефть и нефтепродукты - только 5 %. Ежегодно в Нидерландах производится 60 млрд кВт в час.

Сейчас действуют  две атомные электростанции - в  Додеварде (50 мВт) и в Борсселе (440 мВт). Правительство одобрило строительство ветряных генераторов электроэнергии. В 1983 году в Ветте установлен пробный солнечный коллектор площадью 2 500 квадратных метров, который используется зимой для отопления и нагревания воды в 96 жилых домах. Нефть и нефтепродукты состовляют 1/4 общего объема нидерландского импорта. Она используется не только какэнергоноситель, но и как важнейшее сырье для химической и нефтехимической промышленности. Основные поставщики - Великобритания, Иран, Ливия, Норвегия, Нигерия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия. Газ стали добывать в 1950 году. Его общие запасы превышают 2 100 млрд кубометров, ежегодно добывается 70 млрд кубометров, половина которого идет на экспорт во Францию, Германию, Италию, Швейцарию, Бельгию. До 1950 года в Нидерландах ежегодно добывалось более 12 миллионов тон угля, но уже через 25 лет закрылись все шахты на территории страны.

В небольших  количествах добывается поваренная соль, известняк, торф, песок.

Черная металлургия  получает все большее распространение и развитие. Ее главный центр - город Эйлейден. Более 45 % продукции металлургии экспортируется в страны ЕЭС, 10 % - в США, а 30 % идет на внутренний рынок.

Цветная металлургия  производит алюминий (270 000 тон), цинк (170 000 тон), свинец (7 000 тон), а также олово, кадмий и различные полуфабрикаты. Цветная металлургия сосредоточена в Делфзяйле, Юренене, Хогезанде, Хардервайде, Рурмонде, Тегелене, Фриссингеме, Арнеме, Бюдере.

Хорошо развивается  машиностроение. Производится оборудование для газовой, нефтяной, химической, электротехнической, пищевой, текстильной и строительной промышленности. Важное значение производство транспортных средств, сельскохозяйственного оборудования и машин. Крупнейшая нидерландская монополия - “Filips”. Крупные электротехнические предприятия находятся в Роттердаме, Эйндховене, Зволле, Херлине, Хортогенбоссе, Ситторде, Рурмонде, Леувардене и других городах. Нидерланды - один из крупнейших поставщиков аудио - и видеоаппаратуры.

Тракторное машиностроение объединяет более 470 предприятий.

Центры судостроения находятся на морском побережье, наиболее крупные - Роттердам, Амстердам, Схидам, Мааслейс, Фриссенген и другие.

Автомобилестроение  сложилось лишь в послевоенный период. Существует шведско - нидерландская  компания “Вольво - кар”. Но собственное машиностроение развито плохо.

Авиационная промышленность представлена фирмой “фоккер”.

Пищевая промышленность имеет широко разветвленную сеть предприятий. Нидерланды поставляют 60 % производимого в стране молоко и молочных продуктов более чем в 100 стран мира. На долю Нидерландов приходится 20 % мирового экспорта сливочного масла, 55 % сгущенного и 25 % сухого молока, 55 % сыра.

Сельское хозяйство  Нидерландов - одно из самых продуктивных в мире и занимает большое место  в экономике страны, хотя его доля в национальном доходе сокращается ( 13 % - 1946l, 4 % - 1982 г.).

Нидерланды - один из ведущих в мире поставщиков  молочных продуктов, свинины, битой  птицы, яиц, мясных консервов. Круглый  год экспортируются овощи и фрукты, цветы и цветочные луковицы. Сельское хозяйство характеризуется глубокой специализацией, высокой технической, технологической и энергетической оснащенностью. Нидерланды занимают первое место в мире по использованию минеральных удобрений.

Профилирующая отрасль сельского хозяйства - животноводство, дающее около 70 % сельскохозяйственной продукции. 60 % сельскохозяйственных земель занимают луга и пастбища. В 1983 году высокоудойных коров в Нидерландах насчитывалось 2,5 миллиона. По производству молока на душу населения стране принадлежит второе место после Дании. “Молочная провинция” страны - Фрисландия.

Мясное животноводство также ориентированно на внешний  рынок. Нидерланды являются крупным  поставщиком яиц. По яйценоскости нидерландские  несушки занимают первое место в  мире - 260 яиц на одну курицу.

Сохраняются хозяйства, занимающиеся коневодством и овцеводством, но поголовье этих животных идет на убыль.

2/3 общей стоимости  продукции земледелия приходится  на овощеводство и садоводством  только 1/3 - на полеводство. 42 % всех  овощей - садоводческих хозяйств, площадью 8832 га - это парники и теплицы. Под овощными культурами занято 64 тысячи га, их производство составляет 2,3 миллиона тон в год, 1/2 продукции приходится на огурцы, помидоры, лук. Самостоятельной отраслью сельского хозяйства является цветоводство. Выращиванием цветов занимаются 400 лет. Самый главный цветок - тюльпан. Под цветами занято 21 000 га.

Рыболовство издавна  приносило стране большой доход. Морское рыболовство продолжает сохранять в хозяйстве свое значение.

Транспортные системы

Она характеризуется  густой разветвленностью и развитостью. Более 80 % внутренних перевозок приходится на автомобильный транспорт, 17 % на водный и лишь 3 % на железнодорожный. В международных  перевозках лидирующее положение занимает флот - 60 % перевозимых грузов. На международные автомобильные перевозки приходится 8 %, а на железнодорожный - 2,5 %.

В пассажироперевозках  лидирует автомобильный транспорт.

Морской торговый флот Нидерландов насчитывает около 550 судов, занимая 3 места в ЕЭС  и 20 в мире. С учетом буксиров, каботажных судов их численность превышает 1 000. Около 30 % флота составляют танкеры.

На территории Нидерландов  располагается крупнейший порт мира - Роттердам. Это уникальный гигантский промышленно - транспортный узел. Грузооборот  Роттердама составляет 250 миллионов тон. Основу его специализации составляют массовые грузы - нефть и нефтепродукты (30 - 50 % грузооборота), руда и уголь (до 15 %), зерно, удобрения (до 15 %). Грузооборот второго по значению морского порта - Амстердамма - составляет 1/10 грузооборота Роттердама. Специализируется он на перевозке штучных товаров, а также минеральных масел, кормов. По внутренним водам перевозится 200 миллионов тон грузов.

Автомобильный транспорт  успешно конкурирует с железнодорожным  и по многим показателям давно превзошел его. Число автомобилей превысило 5 млн, из которых 4,6 млн находятся в личной собственности. Сеть автомобильных дорог растет, благоустраивается, хотя по удобству уступает соседней Бельгии.

Авиационное сообщение почти  полностью монополизировано государственной компанией “КЛМ”. крупнейший из 10 аэропортов Нидерландов Схинхол расположен в 10 километрах от Амстердама.

Железнодорожная сеть очень  густая. Железные дороги в основном принадлежат государству.

Внешняя торговля

Голландцы торговая нация. На Нидерланды приходится свыше 4 % мирового внешнего торгового оборота. Доля экспорта в национальном доходе достигает 60 %.

В экспорте преобладают нефтепродукты  и природный газ (24 %), продукция  машиностроения (18 %),химические товары(15 %),

продовольственные товары (20 %). Импортируются транспортные средства, а особенно автомобили.

Основные партнеры Нидерландов - страны ЕЭС (72 % экспорта и 53 % импорта  страны).

* * *

Почти 2 000 лет назад один из самых просвещенных римлян того времени Плиний Старший спросил, прибыв на то место где сейчас находятся Нидерланды: “Разве можно здесь жить?”. Выходит, что можно. В тяжелых условиях люди становятся дружными и изобретательными. Они затеяли войну с морем и до сих пор ведут ее , выигрывая все новые и новые сражения.


Информация о работе Нидерланды в мировой экономике