Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:52, реферат
За этой страной укрепилось два названия: Простонародное - Голландия, что в переводе на русский означает “страна у беспокойного, бурного- моря” или “полая земля”. Действительно, Более или менее прочные слои грунта залегают здесь на глубине 10 - 12 метров, поэтому в старину в Голландии многие здания и даже города строили на сваях.
Сейчас Голландией называют только одну провинцию, разделенной в данное время на две - Северную Голландию и Южную Голландию. Провинция Голландия - это исторический, политический, экономический и культурный центр страны.
Литература Нидерландов мало известна, но ее основоположником считается Йост ван ден Фондел.
Хозяйство страны
До второй мировой войны хозяйство Нидерландов в основном ориентировалось на каперство и грабеж колоний, что позволило накопить колоссальные средства. Только одна Индонезия приносила 1/3 дохода страны. Громадные суммы позволяли осуществлять работы по строительству железных и шоссейных дорог, по созданию новых каналов, по реконструкции и расширению портовых городов, по возведению защитных дамб. Благодаря этим средствам развивалась промышленность, сельское хозяйство, торговля, судоходства и другие отрасли народного хозяйства. Эти же богатства дали возможность перестроить структуру хозяйства в послевоенное время, когда страна понесла большой материальный ущерб. К этому еще добавилась потеря Нидерландами Индонезии. Страна пошла по пути интенсификации экономики, она была вынуждена приспосабливать свою хозяйственную структуру к потребностям мирового рынка. Это означает необходимость быстрого развития электроэнергетики, химической промышленности, а особенно химии полимеров, и всех тех отраслей машиностроения, которые определяют научно - технический прогресс. Страна превратилась в крупного производителя машин, электротехнических и нефтехимических изделий.
Вступление Нидерландов в мировой рынок повлияло на концентрацию и централизацию производства и капитала, привлекло иностранный капитал, укрепило монополии, расширило возможности сбыта для наиболее развитых областей сельского хозяйства и промышленности. В этих условиях более слабые отрасли оказались не конкурентоспособными, что привело к массовому разорению мелких предпринимателей.
По экспорту капитала Нидерланды занимают 5 место в группе основных капиталовывозящих стран. Особенно быстро растут Нидерландские инвестиции в экономику США.
Современные Нидерланды - государство с высоко развитой промышленностью, продуктивным сельским хозяйством и эффективной системой внешней торговли. Ведущее место занимает промышленность. На эту отрасль приходится около 35% всех поступлений национального дохода, на сельское хозяйство приходится 4,2 %, а на транспорт - 7,1 %.
Сельское хозяйство Нидерландов - одно из самых высокоорганизованных в мире. На его продукцию приходится более 20 % экспорта страны.
Также в Нидерландах
широко развита система услуг. Большое
значение для страны играет туризм.
Обслуживанием иностранных
Промышленность Нидерландов
Промышленность Нидерландов специализируется на выпуске высококачественной и конкурентоспособной продукции. Ведущие отрасли промышленности - это газо - и нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность, металлургия, металлообработка, химическая промышленность, электротехника. Из старых, традиционных отраслей большое значение имеют: судостроительная, пищевая, целлюлозно - бумажная и деревообрабатывающая промышленности. В текстильной, швейной и кожевенно-обувной отраслях наблюдается спад производства.
Одна из важнейших отраслей нидерландского хозяйства - это энергетика. Основную массу электроэнергии вырабатывают тепловые станции. На уголь сейчас приходится 25 % первичного потребления энергоносителей, но основную роль играет газ - 63 %, нефть и нефтепродукты - только 5 %. Ежегодно в Нидерландах производится 60 млрд кВт в час.
Сейчас действуют две атомные электростанции - в Додеварде (50 мВт) и в Борсселе (440 мВт). Правительство одобрило строительство ветряных генераторов электроэнергии. В 1983 году в Ветте установлен пробный солнечный коллектор площадью 2 500 квадратных метров, который используется зимой для отопления и нагревания воды в 96 жилых домах. Нефть и нефтепродукты состовляют 1/4 общего объема нидерландского импорта. Она используется не только какэнергоноситель, но и как важнейшее сырье для химической и нефтехимической промышленности. Основные поставщики - Великобритания, Иран, Ливия, Норвегия, Нигерия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия. Газ стали добывать в 1950 году. Его общие запасы превышают 2 100 млрд кубометров, ежегодно добывается 70 млрд кубометров, половина которого идет на экспорт во Францию, Германию, Италию, Швейцарию, Бельгию. До 1950 года в Нидерландах ежегодно добывалось более 12 миллионов тон угля, но уже через 25 лет закрылись все шахты на территории страны.
В небольших количествах добывается поваренная соль, известняк, торф, песок.
Черная металлургия получает все большее распространение и развитие. Ее главный центр - город Эйлейден. Более 45 % продукции металлургии экспортируется в страны ЕЭС, 10 % - в США, а 30 % идет на внутренний рынок.
Цветная металлургия производит алюминий (270 000 тон), цинк (170 000 тон), свинец (7 000 тон), а также олово, кадмий и различные полуфабрикаты. Цветная металлургия сосредоточена в Делфзяйле, Юренене, Хогезанде, Хардервайде, Рурмонде, Тегелене, Фриссингеме, Арнеме, Бюдере.
Хорошо развивается машиностроение. Производится оборудование для газовой, нефтяной, химической, электротехнической, пищевой, текстильной и строительной промышленности. Важное значение производство транспортных средств, сельскохозяйственного оборудования и машин. Крупнейшая нидерландская монополия - “Filips”. Крупные электротехнические предприятия находятся в Роттердаме, Эйндховене, Зволле, Херлине, Хортогенбоссе, Ситторде, Рурмонде, Леувардене и других городах. Нидерланды - один из крупнейших поставщиков аудио - и видеоаппаратуры.
Тракторное машиностроение объединяет более 470 предприятий.
Центры судостроения находятся на морском побережье, наиболее крупные - Роттердам, Амстердам, Схидам, Мааслейс, Фриссенген и другие.
Автомобилестроение сложилось лишь в послевоенный период. Существует шведско - нидерландская компания “Вольво - кар”. Но собственное машиностроение развито плохо.
Авиационная промышленность представлена фирмой “фоккер”.
Пищевая промышленность имеет широко разветвленную сеть предприятий. Нидерланды поставляют 60 % производимого в стране молоко и молочных продуктов более чем в 100 стран мира. На долю Нидерландов приходится 20 % мирового экспорта сливочного масла, 55 % сгущенного и 25 % сухого молока, 55 % сыра.
Сельское хозяйство Нидерландов - одно из самых продуктивных в мире и занимает большое место в экономике страны, хотя его доля в национальном доходе сокращается ( 13 % - 1946l, 4 % - 1982 г.).
Нидерланды - один из ведущих в мире поставщиков молочных продуктов, свинины, битой птицы, яиц, мясных консервов. Круглый год экспортируются овощи и фрукты, цветы и цветочные луковицы. Сельское хозяйство характеризуется глубокой специализацией, высокой технической, технологической и энергетической оснащенностью. Нидерланды занимают первое место в мире по использованию минеральных удобрений.
Профилирующая отрасль сельского хозяйства - животноводство, дающее около 70 % сельскохозяйственной продукции. 60 % сельскохозяйственных земель занимают луга и пастбища. В 1983 году высокоудойных коров в Нидерландах насчитывалось 2,5 миллиона. По производству молока на душу населения стране принадлежит второе место после Дании. “Молочная провинция” страны - Фрисландия.
Мясное животноводство также ориентированно на внешний рынок. Нидерланды являются крупным поставщиком яиц. По яйценоскости нидерландские несушки занимают первое место в мире - 260 яиц на одну курицу.
Сохраняются хозяйства, занимающиеся коневодством и овцеводством, но поголовье этих животных идет на убыль.
2/3 общей стоимости
продукции земледелия
Рыболовство издавна приносило стране большой доход. Морское рыболовство продолжает сохранять в хозяйстве свое значение.
Транспортные системы
Она характеризуется густой разветвленностью и развитостью. Более 80 % внутренних перевозок приходится на автомобильный транспорт, 17 % на водный и лишь 3 % на железнодорожный. В международных перевозках лидирующее положение занимает флот - 60 % перевозимых грузов. На международные автомобильные перевозки приходится 8 %, а на железнодорожный - 2,5 %.
В пассажироперевозках лидирует автомобильный транспорт.
Морской торговый флот Нидерландов насчитывает около 550 судов, занимая 3 места в ЕЭС и 20 в мире. С учетом буксиров, каботажных судов их численность превышает 1 000. Около 30 % флота составляют танкеры.
На территории Нидерландов располагается крупнейший порт мира - Роттердам. Это уникальный гигантский промышленно - транспортный узел. Грузооборот Роттердама составляет 250 миллионов тон. Основу его специализации составляют массовые грузы - нефть и нефтепродукты (30 - 50 % грузооборота), руда и уголь (до 15 %), зерно, удобрения (до 15 %). Грузооборот второго по значению морского порта - Амстердамма - составляет 1/10 грузооборота Роттердама. Специализируется он на перевозке штучных товаров, а также минеральных масел, кормов. По внутренним водам перевозится 200 миллионов тон грузов.
Автомобильный транспорт
успешно конкурирует с
Авиационное сообщение почти полностью монополизировано государственной компанией “КЛМ”. крупнейший из 10 аэропортов Нидерландов Схинхол расположен в 10 километрах от Амстердама.
Железнодорожная сеть очень густая. Железные дороги в основном принадлежат государству.
Внешняя торговля
Голландцы торговая нация. На Нидерланды приходится свыше 4 % мирового внешнего торгового оборота. Доля экспорта в национальном доходе достигает 60 %.
В экспорте преобладают нефтепродукты и природный газ (24 %), продукция машиностроения (18 %),химические товары(15 %),
продовольственные товары (20 %). Импортируются транспортные средства, а особенно автомобили.
Основные партнеры Нидерландов - страны ЕЭС (72 % экспорта и 53 % импорта страны).
* * *
Почти 2 000 лет назад один из самых просвещенных римлян того времени Плиний Старший спросил, прибыв на то место где сейчас находятся Нидерланды: “Разве можно здесь жить?”. Выходит, что можно. В тяжелых условиях люди становятся дружными и изобретательными. Они затеяли войну с морем и до сих пор ведут ее , выигрывая все новые и новые сражения.