Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов федерального бюджета ФРГ…………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И
ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН…………………………………………………………………
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов
бюджетов Российской Федерации и
их структура………………………………………………………
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов
федерального бюджета ФРГ………………
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50
Введение
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
При рассмотрении этимологии термина «бюджет», чаще всего упоминается английское происхождение этого слова, означающего «чемодан, мешок с деньгами». Имеется также версия, что термин «бюджет» (кожанный мешок, в котором хранилась казна дожей), трансформировавшийся в общеупотребительный сегодня «бюджет», впервые стал употребляться в Венеции.
Наличие бюджетной сферы
стоимостного перераспределения, как
составной части финансов, обусловлено
потребностями развития производства
и социальной сферы. Ведь для организации
бесперебойного кругооборота фондов в
масштабе всей экономики и обеспечения
социальной поддержки населения
необходима централизация денежных
ресурсов, выходящая за рамки отдельных
хозяйств и отраслей. Эту функцию
в обществе, как известно, выполняет
государство. С его возникновением
и развитием органически
Во всех формациях государственный бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение он приобретает в условиях рыночной экономики. В этой связи экономист любого профиля должен обладать знаниями в области формирования и использования государственного бюджета.
Исследуемая тема является актуальной, так как в Республике Беларусь так же, как и в других странах, государственные расходы занимают одно из главных мест в системе общественных расходов.
Роль расходов государственного
бюджета выражается в том, что
они являются важнейшим рычагом
воздействия на ход общественного
воспроизводства и
Государственные расходы- одна
из основных сторон финансовой деятельности
государства. Она неразрывно связана
с процессом собирания денежных
средств в государственный
В условиях рынка государственные
расходы находятся в
Цель данной работы: исследование государственных расходов и их роли в национальной экономике.
Задачи исследования:
- раскрыть социально-экономическую сущность государственного бюджета;
- рассмотреть состав, виды и порядок финансирования государственных расходов;
- определить основные принципы и методы бюджетного финансирования;
- дать характеристику функциональной классификации государственных расходов;
- проанализировать пути повышения эффективности государственных расходов в Республике Беларусь.
При написании работы были использованы Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.; Законы Республики Беларусь о бюджете на 2010, 2011 годы; учебная литература по макроэкономике, финансам, государственному бюджету; статьи ведущих экономистов, посвященные проблемам государственных расходов в национальной экономике, опубликованные в периодических изданиях «Экономика Беларуси», «Экономика. Финансы. Управление», «Финансы. Учет. Аудит», «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь». Отметим таких авторов, как: О. В. Врублевская, Н.Е.Заяц, Н.Корбут, Э.А. Лутохина, И.Н. Мысляева, М.И.Плотницкий, М.И.Ткачук, А.В.Хотько и др.
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларусь
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями [1, с.59].
Прототипом бюджета в средние века была смета доходов и расходов государя, которая отражала, по сути, государственные доходы и расходы.
Термин «бюджет» (от англ. budget) обозначал мешок, в котором хранилась бумага с законопроектом, утверждавшем субсидию английскому королю в XVI-XVII вв. С конца XVII в. бюджетом стал называться утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. Государственный бюджет в его современном виде появился в первой четверти XIX в. [2, с.250].
Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономической категории- исторический характер, изменяющийся в результате объективных и субъективных факторов общественного развития, а также выражает совокупность определенных экономических отношений [1, с.60].
Государственный бюджет как
экономическая категория
Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.
В современной экономической системе государство выполняет ряд важных функций, а именно:
- формирование законодательной
базы. Государство устанавливает
«правила игры», регулирующие
отношения между
- поддержка конкуренции
и борьба с монополиями.
- перераспределение доходов
и богатства для смягчения
проблем, связанных с
- регулирование распределения
ресурсов для обеспечения
Важными функциями современного государства являются также стабилизация экономического цикла, воздействие на уровень инфляции и занятость [2, с.249].
Государство для выполнения
своих функций нуждается в
крупных финансовых ресурсах, которые
аккумулируются в бюджете. С помощью
бюджета осуществляется перераспределение
национального дохода на удовлетворение
общегосударственных
Выступая как главный финансовый план, государственный бюджет определяет доходы и расходы государства, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
В процессе составления основного
финансового плана государства
государственный бюджет материализуется
— воплощается в
Бюджет является важнейшим
рычагом воздействия на ход общественного
воспроизводства и
- сферой материального и нематериального производства;
- трудоспособными и не трудоспособными гражданами;
- отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественно деятельности;
- отдельными регионами государства [1, с.61].
Экономическое регулирование
осуществляется прямыми и косвенными
методами. Прямые находят выражение
в принятии законодательных актов,
обязательных для выполнения всеми
участниками воспроизводства, устанавливающих
правила цивилизованного
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести: