Общее представление о неолиберализме в изучении международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа имеет своей целью дать общее (цельное) представление о неолиберализме в изучении международных отношениях. Среди задач, реализуемых нами в данной работе, можно выделить следущие:
Рассмотреть неолиберализм как понятие и определить истоки зарождения.
Определить основные принципы и роль неолиберазима в экономике и международных отношениях.
Выявить основные подходы к анализу сотрудничаства в международных отношениях.

Содержание работы

Введение 2
Неолиберализм. Основные принципы неолиберализма в экономике 6
Роль неолиберализма в международных отношениях 9
Межгосударственное сотрудничество: подходы неолиберализма и неореализма . 14
Понятие и типы сотрудничества 15
Основные подходы к анализу сотрудничества в современных теориях международных отношений. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Молодежная политика.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Концепции европейской  государственной молодежной политики: тенденции и основные направления

 

Библиографическое описание: Канунников К. С. Концепции европейской  государственной молодежной политики: тенденции и основные направления [Текст] / К. С. Канунников // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 19-22.

Европейская молодежная политика является наиболее проработанной  в современной системе политических и международных отношений, а  практика вовлечения в процессы реализации европейской молодежной политики общественных структур и самой молодежи по праву считаются одними из наиболее успешных с точки зрения эффективности. [1]

 

 В зарубежных странах  в настоящее время понятие  «молодежь», опре­деляется исходя  из различных компонентов и  подходов, большое значение для которых имеют не только возрастные рамки, но и набор отдельных индивидуальных или групповых характеристик, качеств и черт. Молодежь – это, прежде всего один из стратегических ресурсов страны, способный создавать и стимулировать развитие инноваций, воспроизводить ма­териальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях старения общества нагрузка на молодежь серьезно увеличивается.

 

 Молодежь должна  быть активным, заинтересованным  участником решения задач, стоящих  перед обществом, однако сталкивается  на этом пути с определенного рода проблемами и трудностями. Общество должно создавать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое воспроизводство и ускорить общественное развитие [2].

 Для создания условий,  необходимых для самореализации  молодежи в современном мире, важной является деятельность  международных организаций и  институтов, обладающих достаточными  ресурсами и эффективными механизмами реализации молодежной политики, как внутри страны, так и за ее пределами. Центральное место в системе международных институтов, определяющих ключевые векторы развития политики в молодежной сфере, занимают европейские институты молодежной политики, изучение опыта и результатов деятельности которых представляет для России особый интерес в условиях возрождения интереса к проблемам молодежи в стране, в том числе и со стороны государства. Понимание основных принципов европейской молодежной политики и изучение опыта ее реализации отдельными европейскими институтами могут иметь существенное значение для разработки эффективной национальной молодежной политики в будущем.

 Большую роль в  развитии молодёжной политики  в 60-80-е годы сыграла Организации  Объединенных Наций, приняв целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи. Так, 1985 год ООН был объявлен Международным годом молодежи. А в 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, в 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике.

 Современные возрастные  границы понятия “молодежь”, принятые  в большинстве европейских стран,  США и Японии, определяется в  интервале от 13-14 до 29-30 лет.

 Следует различать  национальную молодежную политику  и европейскую молодежную политику.

 В большинстве европейских  стран молодежная политика призвана  содействовать молодым людям  в становлении их жизненного  пути, в том числе, в обеспечении  занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым людям быть молодыми людьми".

В данный момент можно  говорить о существовании молодежного  законодательства в большинстве  европейских стран, хотя вопрос об интегрированной  молодежной политике до сих пор находится  в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования.

Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в  Германии создает Закон о помощи детям и молодежи.

 

  Большинство европейских  стран обладают трехступенчатой,  каскадной структурой реализации молодежной политики. [3]

 Законодательная база  и общие направления ее реализации  разрабатываются на уровне центрального  правительства - первый уровень.

 Правительство, в  свою очередь, делегирует возможности  ее осуществления региональным  и муниципальным администрациям – второй уровень.

 Молодежные организации  – третий уровень.

 Основным инструментом  участия молодых людей в молодежной  политике являются молодежные  организации. 

Например, в Германии насчитывается около 90 межрегиональных  молодежных организаций и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства. В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг.

В Финляндии государственная  финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном  уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти.

Однако наблюдаемая  в последние десятилетия тенденция  демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы).

 В ряде стран  задачи молодежной политики варьируются,  где-то это семейная политика, правовая и социальная защита, но в большинстве - обеспечение  социальных, политических, экономических,  образовательных и других возможностей для молодых людей.

 

Изучая опыт данных стран, можно выделить следующие стратегии  государств по отношению к молодежной политике: [4]

 

Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.

 

Можно выделить следующие  аспекты, данной стратегии:

 

1) Структурирование молодежной  политики по уровням – общенациональному,  региональному и местному. Эта  система наиболее четко выражена  в Германии. В этой стране молодежная  политика реализуется на основе  Конституции и федеральных законов  «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи – социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях»). В Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости). На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов, исполнением молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах.

 

Во Франции разработкой  молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций). Министерство имеет региональные и департаментские управления, ответственные за реализацию молодежной политики на местах.

 

2) Использование принципа  субсидиарности, когда основная  ответственность, в том числе  и финансовая, возлагается на  низовой уровень (коммунальный; в  российских условиях – муниципальный).

 

В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

 

Во Франции на местном  уровне осуществляется экспертиза и  финансирование молодежных инициатив  – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

 

3) Условное разделение  единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), так как приоритеты у этих возрастных групп различны.

 

Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

 

4) Применение комплексного  подхода. Например, в Германии  предоставление образования сочетается  с обеспечением молодых людей  рабочими местами. 

 

Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодежи.

 

5) Сотрудничество власти  и неправительственных организаций  (далее по тексту НПО) на  всех трех уровнях реализации  молодежной политики. За НПО признается  важная роль, т.к. они работают  в тесном контакте с молодежью,  содействуя социальному сплочению. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам), могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном – представителей молодежных групп) на всех уровнях власти, т.е. представительство интересов идет «снизу вверх».

 

Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как  потенциальные партнеры и имеют  право обращаться за материальной помощью  для реализации конкретных проектов. Национальный совет молодежи (возглавляется министром по делам молодежи и спорта), объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.

 

6) Регулярный мониторинг  проблем молодежи независимыми  экспертами в Германии, что позволяет  уполномоченным органам принимать  взвешенные долгосрочные решения  на основе различных оценок  ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

 

 

7) Применение комплекса  мероприятий по культурно-нравственному  воспитанию молодежи. Так, в Германии  действует договор между землями  и федерацией о защите молодежи  от вредного влияния СМИ.

 

2. Стратегия равенства  государства и структур гражданского  общества в сфере молодежной  политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее  направление, цели и приоритеты  молодежной политики, но в ее  реализации главная роль отведена  местному самоуправлению и общественным организациям.

 

 В качестве аспектов  организации и исполнения молодежной  политики данных стран можно  выделить следующие: 

 

1) Отсутствие специальных  министерств по делам молодежи  и молодежной политике (и в  Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.

 

 Центральное правительство  определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей (в Швеции также - распределение грантов для местных НПО). НПО имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи.

 

Если в Великобритании молодежная политика зависит от состояния  политико-экономической конъюнктуры  в целом, то в Швеции она стабильна.

 

2) Повышение качества  и доступности образования как  важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся. Высок уровень безработицы среди молодежи 16-24 лет (12% в среднем по стране, причем он в 2-3 раза выше среди представителей этнических меньшинств). В Великобритании предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования – система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна.

Информация о работе Общее представление о неолиберализме в изучении международных отношениях