Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:08, курсовая работа
Курсовая работа имеет своей целью дать общее (цельное) представление о неолиберализме в изучении международных отношениях. Среди задач, реализуемых нами в данной работе, можно выделить следущие:
Рассмотреть неолиберализм как понятие и определить истоки зарождения.
Определить основные принципы и роль неолиберазима в экономике и международных отношениях.
Выявить основные подходы к анализу сотрудничаства в международных отношениях.
Введение 2
Неолиберализм. Основные принципы неолиберализма в экономике 6
Роль неолиберализма в международных отношениях 9
Межгосударственное сотрудничество: подходы неолиберализма и неореализма . 14
Понятие и типы сотрудничества 15
Основные подходы к анализу сотрудничества в современных теориях международных отношений. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).
3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса.
Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом (в Великобритании с 2002г. – курсы воспитания граждан как часть школьных образовательных программ).
Интерес представляет деятельность
в составе британского
В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству.
Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.
Система европейских институтов молодежной политики прошла долгий путь становления и развития. В современном виде она представляет собой сложно организованный, но эффективный механизм реализации молодежной политики, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении инновационных путей развития молодежной сферы в России. Недавние изменения, произошедшие на национальном уровне, прежде всего в управлении молодежной сферой, ставят перед национальными органами, ответственными за реализацию молодежной политики, новые задачи по созданию необходимых условий формирования эффективной национальной молодежной политики. Преимуществом для будущего развития молодежной политики в России, как представляется, может являться имеющийся опыт сотрудничества национальных молодежных организаций и структур с европейскими институтами Совета Европы и ЕС, ответственными за молодежную сферу. Важным для будущего развития молодежной политики в России может стать укрепление и дальнейшее развитие сотрудничества с институтами Совета Европы, а также расширение возможностей для участия России в программных мероприятиях Европейской комиссии.
Литература:
Соколов А.В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций, 2009г., №1, стр. 84-99
Стратегия государственной молодежной политики в РФ/ Министерство образования и науки Российской Федерации/М.,2006г.
Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. М.: ИЕ РАН- «Огни ТД», 2005. С.8-46
Леонов Ю.С. Стратегии
европейской государственной
Автор: Канунников Константин Сергеевич
Рубрика: Политология
Опубликовано в № 12 (35), декабрь 2011 г.
Поделиться…
План
Введение 2
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Введение
Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Если кейнсианство изначальным
считает осуществление мер
Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи». Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л. Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо», — доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.
Появление на политической карте мира новых государств неоспоримо свидетельствует о притягательности суверенитета и самого государства как политического института. Новые, нетрадиционные угрозы безопасности стали вызовом не только для реалистских теорий, но и для многих теоретических построений либерального толка. Глобализация экономических процессов и распространение плюралистической демократии сопровождались не только распространением кооперативности как принципа международных отношений, но и возникновением новых проблем, столкновений и конфликтов. Неолиберализм как раз учитывал и отражал в своих теориях все эти процессы:
Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые (меры) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры — В. Ойкен, В.Репке, А. Рюстов, Л. Эрхард и др.), Чикагской школы, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л. Мизес, М. Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф. Хайек, Л. Роббинс и др.). Видными представителями неолиберальных идей во Франции явились экономисты Ж. Рюэфф, М.Алле и другие.
Предваряя краткую характеристику особенностей школ неолиберальных идей различных стран, следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в данной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана» из-за созвучности одобренных на конференции принципов неолиберализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А. Уолтером Липпманом книги под названием «Свободный город». Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).
Необходимо заметить, что по данной теме достаточно сложно найти матерьял. Это связанно с тем, что источники мало доступны. Так, большая часть источников по неолиберализму не опубликована и содержится в национальных архивах. Ряд источников опубликован только на английском языке. Книги, на которые мы ссылались в нашей работе, содержат лишь незначительную часть материала по исследованию данной темы.
Использование работ по экономике (Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М., ЮНИТИ, 1997, Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 1999, Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. – Ростов н/д.: Феникс, 1999), в которых мы покажем связь и влияние неолиберализма не только с точки зрения международных отношений, но и углубившись, в МО, с точки зрения экономических отношений между государствами; международным отношениям (Цыганков П.А. Теория международных отношений. М. Гардарики. 2002, Пьер де Сенаклер. Управление и кризис в международных механизмах регулирования), мы постарались изучить и проанализировать неолиберализм всесторонне.
Курсовая работа имеет своей целью дать общее (цельное) представление о неолиберализме в изучении международных отношениях.
Среди задач, реализуемых нами в данной работе, можно выделить следущие:
В данной работе мы выделили три главы, каждая из которых четко раскрывает задачи, поставленные ранее:
Итоги данной работы мы подведем в заключении.
1. Неолиберализм. Основные
принципы неолиберализма в
Как идейное движения неолиберализм зародился на исходе XIX в., в условиях кризиса классической либеральной1 идеологии, вызванного расширением государственной деятельности по регулированию экономики в индустриально развитых странах. Со временем внутри этого направления сложилось несколько течений и школ.
Идеологи неолиберализма2 выражают взгляды реформистски настроенных слоев общества – крупных промышленников, связанных с государственным сектором экономики, высшего чиновничества, а также значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличительной чертой всех неолиберальных программ и концепций.
Ведущим течением в неолиберализме первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.), получивший мировую известность после выхода своей книги “Общая теория занятости, процента и денег”3.
Книга была написана им вскоре после “великой депрессии” 1929–1933 гг. В противоположность марксистам, воспринимавшим события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кризис – явление временного порядка4. Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкуренции, при которых в наиболее выгодном положении оказываются биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расширении производства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение социальных конфликтов. В сложившейся ситуации, писал Кейнс, политики обязаны найти “новые средства, которые позволили бы спасти капитализм от того, что именуют большевизмом”.
Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом свободного предпринимательства5. Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем. “Эвтаназия рантье и праздных инвесторов, – заверял Кейнс, – не повлечет за собой никаких потрясений”. Государственное регулирование экономики представлялось ему единственным средством, способным гарантировать “успешное осуществление частной инициативы”.
Хотя Кейнс не занимался специально проблемами государства и права, разработанная им программа оказала непосредственное влияние на политическую практику и законодательство. После второй мировой войны во многих странах Западной Европы были проведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в экономике, повышение уровня занятости населения и потребительского спроса6. Кейнсианский принцип стимулирования занятости как постоянной функции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г., в законодательных актах других высокоразвитых стран.
Информация о работе Общее представление о неолиберализме в изучении международных отношениях