Организационные формы ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование организационных форм ТНК, их истории развития, возникновения новых форм, рассмотрение отдельных ТНК.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать ТНК, исследовать сущность и структуру.
Рассмотреть историю создания и предпосылки появления организационных форм ТНК
Выявить основные моменты развития организационных форм ТНК
Провести анализ современных организационных форм
Изучить функционирование отдельных ТНК
Рассмотреть новые организационные формы ТНК
Рассмотреть перспективы развития ТНК в Республике Беларусь

Содержание работы

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы деятельности ТНК 6

1.1 Сущность, характеритиска и критерии ТНК... 6

1.2 История создания и предпосылки развития организационных форм ТНК.. 11

Глава 2 Анализ структуры ТНК 15

2.1 Анализ развития организационных форм ТНК 15

2.2 Сравнительная характеристика ТНК(на примере "General Motors" и "Wal-Mart Stores" 18

Глава 3 Проблемы и перспективы деятельности современных ТНК 22

3.1 Новые организационные формы ТНК 22

3.2 Активизация деятельности ТНК в Республике Беларусь 27

Заключение 31

Файлы: 1 файл

чистовик конец.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

    Выделяется  пять основных этапов и форм интеграции, встречающихся в стратегических альянсах: «стратегическая интеграция» с постоянным контактом высшего руководства партнеров для решения стратегических вопросов; «практическая интеграция», основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам совместной деятельности; «оперативная интеграция», обеспечивающая взаимный доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресурсам; «межличностная интеграция»; «культурная интеграция», предполагающая взаимное стремление находить пути для преодоления различии в традициях, языке и т.д.

    Итак, к настоящему времени сложились  некоторые типические организационные  структуры современных ТНК, включающие дочерние компании, ассоциированные  компании, зарубежные отделения. В большинстве  случаев структуры ТНК строятся либо по региональному (страновому) принципу, либо по товарному (продуктному) принципу. В последнее время обозначились явные тенденции к повышению  роли международных (трансграничных) слияний  и поглощений в деятельности ТНК  и созданию таких организационных  форм, как стратегические международные  альянсы. По своей социально-экономической  организации большинство ТНК, прежде всего американских, представляют собой  группы предприятий холдингового типа. Система сетевой организации  современных ТНК позволяет держать  корпоративную сеть открытой для  присоединения новых элементов  через механизмы международных  стратегических альянсов (ТСА).  

    
    1. Сравнительная характеристика ТНК (на примере «General Motors» и «Wal-Mart Stores»)
 

    Транснациональные компании «Wal-Mart Stores» и «General Motors» являются одними из крупнейших производителей своей сферы. Так «Wal-Mart Stores» является крупнейшей в мире розничной сетью, а «General Motors» является крупнейшим автопроизводителем.

    Штаб-квартира «Wal-Mart Stores» находится в Бентонвилле, штат Арканзас, а штаб-квартира компании «General Motors» расположена в Детройте.

    Компания  «Wal-Mart Stores» основана в 1962 году Сэмом Уолтоном. «Wal-Mart» — крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (состоянием на 2012 год) более 10130 магазинов в 27 странах мира. В их числе — как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары. Стратегия «Wal-Mart» включает в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены. Общая численность персонала компании — 2,1 млн человек (январь 2010 года). Оборот компании в 2009 году — $405,0 млрд (в 2008 году — $401,2 млрд), чистая прибыль — $14,33 млрд ($13,4 млрд в 2008 году), операционная прибыль — $23,95 млрд ($22,7 млрд в 2008 году). Около 50 % долей в «Wal-Mart» принадлежит наследникам основателя компании Сэма Уолтона.[22].

    В период 2000-2009 годов сеть стала объектом внимания со стороны прессы и профсоюзов. Были закрыты южнокорейский и немецкий проекты «Wal-Mart». На южнокорейском рынке работали 11 крупных розничных магазинов. «Wal-Mart» несколько лет пытался преодолеть порог безубыточности на рынке, но администрация сети была вынуждена признать своё поражение и продать торговые точки конкуренту. По мнению экспертов в области маркетинга, этот формат магазинов не стал в целом популярным на корейском рынке. Выход на немецкий рынок был осуществлён в 1998 году через покупку местных розничных сетей Interspar и Wertkauf. По оценкам экспертов, потери на этом рынке составляли $100 млн ежегодно.27 июля 2006 года появилось официальное сообщение о продаже «Wal-Mart» 85 магазинов, в которых работает свыше 11 тыс. человек, совокупный оборот кластера розничной торговли составляет €2 млрд в год. Покупателем стала компания Metro Group. Сумма сделки не разглашается ни покупателями, ни продавцами, но Wal-Mart комментирует, что 19 гипермаркетов «Wal-Mart» были приобретены в собственность, а остальные — на правах аренды.[7].

    «General Motors» — крупнейшая американская автомобильная корпорация, по результатам 2011 года концерн стал самым крупным автопроизводителем в мире. Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах.

    Основана  в США 16 сентября 1908 года Уильямом Дюрантом, уже имевшим к тому моменту  компанию Buick. Первоначально штаб-квартира компании находилась в городе Флинт (штат Мичиган), а затем переехала  в Детройт.

    В конце первого десятилетия XXI века финансовое состояние GM сильно ухудшилось. 1 июня 2009 года компания приступила к  процедуре банкротства (статья 11-я  федерального закона США о банкротстве) — в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий  иск. Согласно условиям банкротства, правительство  США предоставило компании около $30 млрд, а взамен получило 60 % акций  концерна, правительство Канады — 12 % акций за $9,5 млрд, Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW) — 17,5 % акций. Остальные 10,5 % акций разделили  между собой крупнейшие кредиторы  концерна. Президент США Барак  Обама заявил, что государство  не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна. В результате 10 июля 2009 года была создана новая независимая компания «General Motors Company». Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company.

    Предполагалось, что после банкротства концерн  будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В частности, в 2009 году GM планировала  продать убыточный Opel, и одним  из претендентов на покупку являлся  консорциум компании Magna International и российского  Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом  отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных  автомобилей.

    В конце 2010 года GM провёл публичное размещение акций, ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства  США и Канады, ставшие основными  акционерами при банкротстве  в 2009 году, реализовали свои акции  на общую сумму $23,1 млрд.

    Основные  акционеры компании на май 2011 года —  министерство финансов США (35,5 %), United Auto Workers (10,3 %), Canada Gen Investments (9 %).

    В настоящее время «General Motors» принадлежат автомобильные марки: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall.

    GM тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati), Fuji Heavy Industries Ltd. (Subaru), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей и дизельных двигателей, марка Isuzu), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki).[9].

    Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего  пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая  была упразднена в начале 2011 года.

    В 2010 году компания стала вторым по продажам автопроизводителем в мире, реализовав 8,39 млн машин. Но уже в 2011 г. компания вновь стала первой в мире по продажам среди автопроизводителей, реализовав 9,03 млн машин.

    На  заводах компании работает 202 тыс. человек (2010 год). Выручка компании по US GAAP за 2010 год составила $135,6 млрд, операционная прибыль — $5,7 млрд, чистая прибыль — $4,7 млрд. Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд (в 2007 году — $181 млрд), чистый убыток — $30,86 млрд (в 2007 году — чистый убыток $38,7 млрд).[20].

    Данные  транснациональные компании имеют  различное развитие.  Так Wal-Mart Stores получило свое достойное лидерское место среди всех розничных сетей мира, благодаря обширному размещению своих магазинов сначала по США, а потом по всему миру. Что же касается General Motors, то здесь сыграло большую роль совместное сотрудничество с другими компаниями. Подход к расширению своей корпорации разный, но все же отличительно высокие уровни оборотов показывают, что данные ТНК получили очень большое развитие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТНК 

    
    1. Новые организационные  формы ТНК
 

    Новые явления в организационных формах управления международной деятельностью  ТНК вытекают прежде вceгo из проводимой ими политики переориентации от экспорта товаров из страны базирования материнской  компании к осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных  производственных предприятиях с последующей  реализацией продукции на зарубежных рынках. Это продиктовано стремлением  ТНК использовать относительный  избыток капитала для увеличения нормы прибыли, получаемой в странах  с более низкой заработной платой, меньшими налогами, расходами на сырье, транспортировку и др.

    Одно  из важнейших условий роста зарубежной производственной деятельности - тенденция  к транснационализации хозяйственной  жизни, которая в условиях научно-технической  революции предопределила растущую потребность в специализации  и кооперировании производства. ТНК  стали все шире использовать специализацию  и кооперирование производства как  важную форму, обеспечивающую повышение  прибыльности производства в глобальном масштабе. Это осуществлялось, в  частности, путем разграничения  производственных программ между заграничными дочерними компаниями, повышения  их конкурентоспособности в результате внедрения на их предприятиях передовых  научно-технических достижений, полученных от материнской компании.

    Стимулом  к расширению зарубежной производственной деятельности ТНК был также рост объективной потребности огромного  по масштабам производства в крупных  рынках сбыта. Такая потребность  усиливала их стремление к внешнеэкономической  экспансии, желание обойти таможенные и иные барьеры расширить свои позиции на рынках других стран путем  приближения к непосредственному  потребителю с целью более  полного учета его требований и спроса. Это вызвало необходимость  возникновения и развития соответствующих  форм международной деятельности ТНК.

    Производственные  заграничные филиалы и дочерние компании создаются либо в виде сборочных  предприятий, либо предприятий с  полным производственным циклом. Сборочные  предприятия осуществляют сборку машин  и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий  основной компании и продают их иностранным  потребителям часто через местных  посредников. Сборочные предприятия  создаются в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового  производства, главным образом в  автомобильной промышленности, производстве тракторов, мотоциклов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного  оборудования.

    Зарубежные  сборочные предприятия являются удобным средством для организации  сбытовой сети технического обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их как базу, ТНК получают возможность не только продавать  в этой стране собираемые машины и  оборудование, налаживать техническое  обслуживание, но и изучать особенности  и потребности местных рынков в других видах машиностроительной продукции, устанавливать более  тесные контакты с местными правительственными чиновниками, фирмами-импортерами и  т.д.

    Помимо  чисто сборочных предприятий, изготовляющих  машины и оборудование исключительно  из импортируемых частей и деталей, широкое распространение получило создание за границей предприятий прогрессивной  сборки, которые используют детали и части не только импортного происхождения, но и местного производства. На этих предприятиях доля деталей и частей местного производства со временем возрастает, а доля импортных частей соответственно уменьшается до минимума, включающего  только те детали, которые невозможно изготовить на месте.

    Создание  собственных сборочных и производственных предприятий за границей обеспечивает ТНК дополнительные прибыли в  результате более низких издержек производства в странах, где создаются эти  предприятия. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Прежде всего, как  правило, материнская компания для  своих сборочных и других производственных дочерних компаний выбирает страны, где  уровень заработной платы рабочих  ниже, чем в стране ее базирования. Большое значение имеет и уровень  налогообложения в стране, где  организуется дочернее производственное предприятие, по сравнению с его  уровнем в стране материнской  фирмы. При поставках машин и  оборудования в разобранном виде (узлы, части и детали) для последующей  сборки на заграничном предприятии  определенное значение имеет сокращение транспортных расходов благодаря более  компактной упаковке узлов и деталей  и вследствие этого более рациональному  использованию перевозочных средств. Экономия на фрахте при экспорте оборудования в разобранном виде составляет, по некоторым подсчетам, более 20% цены товара. Перевозка оборудования в  разобранном виде обеспечивает лучшую сохранность при дальних перевозках, облегчает его складирование.

    Поставка  машиностроительной продукции на собственные  заграничные производственные предприятия  в виде частей, узлов и деталей  дает возможность преодолевать высокие  таможенные барьеры в некоторых  странах, так как пошлины на детали во всех странах значительно ниже, чем пошлины на готовые изделия. Создание заграничных сборочных  и производственных предприятий  не только облегчает продвижение  товаров материнской компании на внешние рынки, но и обеспечивает устойчивый сбыт отдельных деталей, элементов и узлов машин и  оборудования, изготовляемых материнскими компаниями для поставки дочерним предприятиям.

Информация о работе Организационные формы ТНК