Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организационных форм ТНК, их истории развития, возникновения новых форм, рассмотрение отдельных ТНК.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать ТНК, исследовать сущность и структуру.
Рассмотреть историю создания и предпосылки появления организационных форм ТНК
Выявить основные моменты развития организационных форм ТНК
Провести анализ современных организационных форм
Изучить функционирование отдельных ТНК
Рассмотреть новые организационные формы ТНК
Рассмотреть перспективы развития ТНК в Республике Беларусь
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы деятельности ТНК 6
1.1 Сущность, характеритиска и критерии ТНК... 6
1.2 История создания и предпосылки развития организационных форм ТНК.. 11
Глава 2 Анализ структуры ТНК 15
2.1 Анализ развития организационных форм ТНК 15
2.2 Сравнительная характеристика ТНК(на примере "General Motors" и "Wal-Mart Stores" 18
Глава 3 Проблемы и перспективы деятельности современных ТНК 22
3.1 Новые организационные формы ТНК 22
3.2 Активизация деятельности ТНК в Республике Беларусь 27
Заключение 31
Выделяется пять основных этапов и форм интеграции, встречающихся в стратегических альянсах: «стратегическая интеграция» с постоянным контактом высшего руководства партнеров для решения стратегических вопросов; «практическая интеграция», основанная на взаимодействии среднего звена менеджеров по проблемам совместной деятельности; «оперативная интеграция», обеспечивающая взаимный доступ рядовых сотрудников к общим информационным ресурсам; «межличностная интеграция»; «культурная интеграция», предполагающая взаимное стремление находить пути для преодоления различии в традициях, языке и т.д.
Итак,
к настоящему времени сложились
некоторые типические организационные
структуры современных ТНК, включающие
дочерние компании, ассоциированные
компании, зарубежные отделения. В большинстве
случаев структуры ТНК строятся
либо по региональному (страновому) принципу,
либо по товарному (продуктному) принципу.
В последнее время обозначились
явные тенденции к повышению
роли международных (трансграничных) слияний
и поглощений в деятельности ТНК
и созданию таких организационных
форм, как стратегические международные
альянсы. По своей социально-экономической
организации большинство ТНК, прежде
всего американских, представляют собой
группы предприятий холдингового типа.
Система сетевой организации
современных ТНК позволяет
Транснациональные компании «Wal-Mart Stores» и «General Motors» являются одними из крупнейших производителей своей сферы. Так «Wal-Mart Stores» является крупнейшей в мире розничной сетью, а «General Motors» является крупнейшим автопроизводителем.
Штаб-квартира «Wal-Mart Stores» находится в Бентонвилле, штат Арканзас, а штаб-квартира компании «General Motors» расположена в Детройте.
Компания «Wal-Mart Stores» основана в 1962 году Сэмом Уолтоном. «Wal-Mart» — крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (состоянием на 2012 год) более 10130 магазинов в 27 странах мира. В их числе — как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары. Стратегия «Wal-Mart» включает в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены. Общая численность персонала компании — 2,1 млн человек (январь 2010 года). Оборот компании в 2009 году — $405,0 млрд (в 2008 году — $401,2 млрд), чистая прибыль — $14,33 млрд ($13,4 млрд в 2008 году), операционная прибыль — $23,95 млрд ($22,7 млрд в 2008 году). Около 50 % долей в «Wal-Mart» принадлежит наследникам основателя компании Сэма Уолтона.[22].
В период 2000-2009 годов сеть стала объектом внимания со стороны прессы и профсоюзов. Были закрыты южнокорейский и немецкий проекты «Wal-Mart». На южнокорейском рынке работали 11 крупных розничных магазинов. «Wal-Mart» несколько лет пытался преодолеть порог безубыточности на рынке, но администрация сети была вынуждена признать своё поражение и продать торговые точки конкуренту. По мнению экспертов в области маркетинга, этот формат магазинов не стал в целом популярным на корейском рынке. Выход на немецкий рынок был осуществлён в 1998 году через покупку местных розничных сетей Interspar и Wertkauf. По оценкам экспертов, потери на этом рынке составляли $100 млн ежегодно.27 июля 2006 года появилось официальное сообщение о продаже «Wal-Mart» 85 магазинов, в которых работает свыше 11 тыс. человек, совокупный оборот кластера розничной торговли составляет €2 млрд в год. Покупателем стала компания Metro Group. Сумма сделки не разглашается ни покупателями, ни продавцами, но Wal-Mart комментирует, что 19 гипермаркетов «Wal-Mart» были приобретены в собственность, а остальные — на правах аренды.[7].
«General Motors» — крупнейшая американская автомобильная корпорация, по результатам 2011 года концерн стал самым крупным автопроизводителем в мире. Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах.
Основана в США 16 сентября 1908 года Уильямом Дюрантом, уже имевшим к тому моменту компанию Buick. Первоначально штаб-квартира компании находилась в городе Флинт (штат Мичиган), а затем переехала в Детройт.
В
конце первого десятилетия XXI века
финансовое состояние GM сильно ухудшилось.
1 июня 2009 года компания приступила к
процедуре банкротства (статья 11-я
федерального закона США о банкротстве)
— в суд Южного федерального округа
Нью-Йорка был подан
Предполагалось, что после банкротства концерн будет разделен на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В частности, в 2009 году GM планировала продать убыточный Opel, и одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей.
В конце 2010 года GM провёл публичное размещение акций, ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства США и Канады, ставшие основными акционерами при банкротстве в 2009 году, реализовали свои акции на общую сумму $23,1 млрд.
Основные акционеры компании на май 2011 года — министерство финансов США (35,5 %), United Auto Workers (10,3 %), Canada Gen Investments (9 %).
В настоящее время «General Motors» принадлежат автомобильные марки: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall.
GM тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati), Fuji Heavy Industries Ltd. (Subaru), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей и дизельных двигателей, марка Isuzu), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki).[9].
Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая была упразднена в начале 2011 года.
В 2010 году компания стала вторым по продажам автопроизводителем в мире, реализовав 8,39 млн машин. Но уже в 2011 г. компания вновь стала первой в мире по продажам среди автопроизводителей, реализовав 9,03 млн машин.
На заводах компании работает 202 тыс. человек (2010 год). Выручка компании по US GAAP за 2010 год составила $135,6 млрд, операционная прибыль — $5,7 млрд, чистая прибыль — $4,7 млрд. Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд (в 2007 году — $181 млрд), чистый убыток — $30,86 млрд (в 2007 году — чистый убыток $38,7 млрд).[20].
Данные
транснациональные компании имеют
различное развитие. Так Wal-Mart
Stores получило свое достойное лидерское
место среди всех розничных сетей мира,
благодаря обширному размещению своих
магазинов сначала по США, а потом по всему
миру. Что же касается General Motors, то здесь
сыграло большую роль совместное сотрудничество
с другими компаниями. Подход к расширению
своей корпорации разный, но все же отличительно
высокие уровни оборотов показывают, что
данные ТНК получили очень большое развитие.
ГЛАВА
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ТНК
Новые
явления в организационных
Одно
из важнейших условий роста
Стимулом
к расширению зарубежной производственной
деятельности ТНК был также рост
объективной потребности
Производственные
заграничные филиалы и дочерние
компании создаются либо в виде сборочных
предприятий, либо предприятий с
полным производственным циклом. Сборочные
предприятия осуществляют сборку машин
и оборудования из поставляемых частей,
узлов и деталей с предприятий
основной компании и продают их иностранным
потребителям часто через местных
посредников. Сборочные предприятия
создаются в основном в отраслях,
выпускающих продукцию
Зарубежные
сборочные предприятия являются
удобным средством для
Помимо
чисто сборочных предприятий, изготовляющих
машины и оборудование исключительно
из импортируемых частей и деталей,
широкое распространение
Создание
собственных сборочных и
Поставка машиностроительной продукции на собственные заграничные производственные предприятия в виде частей, узлов и деталей дает возможность преодолевать высокие таможенные барьеры в некоторых странах, так как пошлины на детали во всех странах значительно ниже, чем пошлины на готовые изделия. Создание заграничных сборочных и производственных предприятий не только облегчает продвижение товаров материнской компании на внешние рынки, но и обеспечивает устойчивый сбыт отдельных деталей, элементов и узлов машин и оборудования, изготовляемых материнскими компаниями для поставки дочерним предприятиям.