Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организационных форм ТНК, их истории развития, возникновения новых форм, рассмотрение отдельных ТНК.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать ТНК, исследовать сущность и структуру.
Рассмотреть историю создания и предпосылки появления организационных форм ТНК
Выявить основные моменты развития организационных форм ТНК
Провести анализ современных организационных форм
Изучить функционирование отдельных ТНК
Рассмотреть новые организационные формы ТНК
Рассмотреть перспективы развития ТНК в Республике Беларусь
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы деятельности ТНК 6
1.1 Сущность, характеритиска и критерии ТНК... 6
1.2 История создания и предпосылки развития организационных форм ТНК.. 11
Глава 2 Анализ структуры ТНК 15
2.1 Анализ развития организационных форм ТНК 15
2.2 Сравнительная характеристика ТНК(на примере "General Motors" и "Wal-Mart Stores" 18
Глава 3 Проблемы и перспективы деятельности современных ТНК 22
3.1 Новые организационные формы ТНК 22
3.2 Активизация деятельности ТНК в Республике Беларусь 27
Заключение 31
Большое
влияние на расширение практики создания
сборочных предприятий
Для привлечения необходимых
капиталов развивающиеся
Поставка
машин и оборудования в разобранном
виде на сборочные и производственные
дочерние предприятия промышленных
ТНК осуществляется путем прямых
контактов между материнской
и дочерней компаниями и отражается
в балансе компании часто как
экспорт из страны производства. Продажа
готовых изделий на рынке страны
место нахождения дочерней компании
или на рынках третьих стран уже
относится к заграничным
Создание
дочерних производственных предприятий
за границей обеспечивает производство
на более высоком техническом
уровне, чем это доступно местным
фирмам, благодаря пользованию
Для
этой организационной формы
Следовательно, использование такого рода организационных форм ведет к установлению непосредственных связей как с производителями первичного сырья, так и с потребителями продукции. Крупнейшие компании, имеющие широкую сеть заграничных дочерних компаний по разработке промышленного сырья, обеспечивают значительную часть своих потребностей за счет внутрикорпорационных поставок этого сырья. Hа долю заграничных подконтрольных предприятий приходится значительная часть импорта сырьевых товаров США, Англии, Японии и некоторых других стран. Например, с подконтрольных предприятий в США поступает 1/10 импорта нефти» нефтепродуктов, 9/10 алюминия и бокситов, 3/4 никеля и железной руды, 1/2 цинка, меди, 1/3 асбеста. В общем импорте США доля поставок с подконтрольных предприятий возросла до 32%, при этом из развивающихся стран она повысилась до 35%, в том числе из стран Латинской Америки до -41% и из стран Азии и Африки - до 32%.[1].
Поставки с подконтрольных предприятий японских ТНК обеспечивают 25% импортируемой в Японию медной руды, 10-15% - угля, железной руды, никеля и нефти, 5- 10% - бокситов, свинца и цинка.
Рост
поставок сырья с подконтрольных
предприятий свидетельствует
Огромную сеть филиалов и дочерних компаний имеют за границей так называемые колониально-сырьевые ТНК, скупающие сельскохозяйственные товары непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах или разрабатывающие сырьевые ресурсы этих стран. Роль ТНК в организации закупок сырья, в производстве и сбыте готовых промышленных изделий в развивающихся странах остается высокой. Она определяется сохранением в той или иной форме экономической, а в некоторых случаях и политической зависимости многих стран, что создает для ТНК благоприятную возможность ведения в этих странах исключительно прибыльных операций. Реализация этой возможности обеспечивается, прежде всего, сосредоточением в руках сырьевых ТНК разветвленной закупочной сети. В ряде стран они продолжают выполнять функции агентов «маркетинг боардз» (закупочных управлений) по закупкам продукции фермеров, осуществляемые ими с помощью местных торговцев-посредников. Большое значение имеет также наличие у сырьевых ТНК широкой сбытовой (оптовой и розничной) сети, через которую они реализуют в больших количествах потребительские товары и некоторые виды оборудования собственного производства или производства других фирм.
Определенную роль в создании зарубежного производства сыграло также стремление ТНК к обеспечению производства стабильными и дешевыми источниками сырья, находящимися в развивающихся странах, для снижения себестоимости выпускаемой ими продукции и, следовательно, повышения рентабельности производства. В этом же направлении действовало стремление ТНК к расширению экономического и политического влияния в мире, что поощрялось различными мерами финансового и организационного содействия со стороны государств. Эти и другие факторы обусловили стремительный рост прямых заграничных капиталовложений ТНК в создание собственных производственных предприятий.
Следствием
этого процесса явилось заметное
изменение соотношения между
продажами продукции, выпускаемой
заграничными дочерними компаниями
(далее «заграничные продажи»), и
стоимостью товарного экспорта, осуществляемого
материнской компанией.
У большинства компаний США и стран Западной Европы заметно преобладает заграничная производственная деятельность над чисто сбытовыми операциями по реализации экспортной продукции материнской компании, что послужило одним из важнейших факторов превращения фирм этих стран в международные по сфере деятельности.
Создание
заграничных дочерних производственных
компаний стало важной организационной
формой содействия установлению господства
ТНК на рынках многих стран. Это достигается
путем организации
Повышение роли зарубежных
Транснационализация традиционно охватывает сферу машиностроения и сырьевой сектор. Важнейшим мотивом для транснационализации будет являться в случае машиностроения приближение к конечным зарубежным потребителям, в сырьевом секторе - к источникам сырья. Белорусские предприятия должны стать более международными по характеру своей деятельности: они должны владеть и/или контролировать производство продукции в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией белорусской материнской компании.
Необходима
переориентация международной деятельности
предприятий от экспорта товаров
из Беларуси к осуществлению
Важность
появления белорусских ТНК
Следует учитывать, что продвижение белорусской продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых - разветвленная сеть торговых представительств и сервисных центров. Так, например, доля представителей глобальных компаний на автомобильном рынке в странах Южной Америке составляет 98%, в США и Канаде - 95%, Японии - 87%, в странах Западной Европы - 84%, Восточной Европы - 75%, Азии - 59%.
Но государство, устанавливая дружеские экономически выгодные взаимоотношения со странами стратегическими партнерами, содействует углублению и расширению процессов транснационализации производства. Примером служат экономические связи Беларуси с Венесуэлой и Китаем. Венесуэла представляет интерес для Беларуси как выгодное предпринимательское место в Латинской Америке, а Китай имеет значение как самостоятельный емкий и быстроразвивающийся рынок.
Следует
подчеркнуть сложность
В
такой ситуации следует определить
необходимый комплекс мероприятий
- правовых, экономических, организационных
- по сотрудничеству с иностранными
ТНК и одновременно становлению
конкурентоспособных
С этой целью можно определить необходимый комплекс мероприятий, а именно: