Организационные формы ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование организационных форм ТНК, их истории развития, возникновения новых форм, рассмотрение отдельных ТНК.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать ТНК, исследовать сущность и структуру.
Рассмотреть историю создания и предпосылки появления организационных форм ТНК
Выявить основные моменты развития организационных форм ТНК
Провести анализ современных организационных форм
Изучить функционирование отдельных ТНК
Рассмотреть новые организационные формы ТНК
Рассмотреть перспективы развития ТНК в Республике Беларусь

Содержание работы

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы деятельности ТНК 6

1.1 Сущность, характеритиска и критерии ТНК... 6

1.2 История создания и предпосылки развития организационных форм ТНК.. 11

Глава 2 Анализ структуры ТНК 15

2.1 Анализ развития организационных форм ТНК 15

2.2 Сравнительная характеристика ТНК(на примере "General Motors" и "Wal-Mart Stores" 18

Глава 3 Проблемы и перспективы деятельности современных ТНК 22

3.1 Новые организационные формы ТНК 22

3.2 Активизация деятельности ТНК в Республике Беларусь 27

Заключение 31

Файлы: 1 файл

чистовик конец.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

    Большое влияние на расширение практики создания сборочных предприятий оказывает  соответствующая правительственная  политика стран-импортеров. Иногда импорт отдельных видов оборудования в собранном виде вообще запрещается или весьма затруднен. В некоторых странах при создании сборочных предприятий предоставляются различные льготы (например, в Бельгии, Канаде, а также во многих развивающихся странах). Молодые государства, вставшие на путь самостоятельного экономического развития, будучи ограничены в финансовых и других ресурсах, вынуждены начинать развитие отечественного машиностроения со строительства сборочных предприятий за счет внешних источников финансирования. Многие из таких предприятий частично или полностью принадлежат иностранному капиталу.

      Для привлечения необходимых  капиталов развивающиеся страны  вводят ряд льгот для фирм, строящих машиностроительные предприятия,  в частности, отменяют полностью  или частично таможенные пошлины  и налоги на ввоз оборудования  и материалов для таких предприятий;  ограничивают импорт готовой  продукции, аналогичной той, которую  будут выпускать создаваемые  предприятия; предоставляют иностранным  фирмам права полного или частичного  перевода прибылей, получаемых на  сборочных предприятиях; устанавливают  налоговые льготы на определенный  начальный период действия предприятия.

    Поставка  машин и оборудования в разобранном  виде на сборочные и производственные дочерние предприятия промышленных ТНК осуществляется путем прямых контактов между материнской  и дочерней компаниями и отражается в балансе компании часто как  экспорт из страны производства. Продажа  готовых изделий на рынке страны место нахождения дочерней компании или на рынках третьих стран  уже  относится к заграничным операциям  компании и производится как через  свои собственные каналы сбыта, так  и через посредников.

    Создание  дочерних производственных предприятий  за границей обеспечивает производство на более высоком техническом  уровне, чем это доступно местным  фирмам, благодаря пользованию принадлежащих  материнским компаниям лицензий, патентов и технических знаний. Существенную роль сыграло и то, что ТНК внесли изменения в формы организации  обеспечения своих предприятий  необходимым сырьем и материалами. ТНК создали за границей огромную сеть филиалов и дочерних компаний, практически поставивших под  свой контроль добычу сырья в развивающихся  странах и владеющих крупнейшими  плантациями на территории этих стран.

    Для этой организационной формы характерны сочетание производственной деятельности с совершением крупных коммерческих операций; полное устранение торгового  посредничества на всем пути продвижения  продукции от производителей одной  страны к потребителям другой, от плантации  до розничного магазина; объединение  производственных, торговых и транспортных функций; организация специального торгового аппарата в форме дочерних сбытовых компаний.

    Следовательно, использование такого рода организационных  форм ведет к установлению непосредственных связей как с производителями  первичного сырья, так и с потребителями  продукции. Крупнейшие компании, имеющие  широкую сеть заграничных дочерних компаний по разработке промышленного  сырья, обеспечивают значительную часть  своих потребностей за счет внутрикорпорационных поставок этого сырья. Hа долю заграничных  подконтрольных предприятий приходится значительная часть импорта сырьевых товаров США, Англии, Японии и некоторых  других стран. Например, с подконтрольных предприятий в США поступает 1/10 импорта нефти» нефтепродуктов, 9/10 алюминия и бокситов, 3/4 никеля и  железной руды, 1/2 цинка, меди, 1/3 асбеста. В общем импорте США доля поставок с подконтрольных предприятий возросла до 32%, при этом из развивающихся  стран она повысилась до 35%, в том  числе из стран Латинской Америки  до -41% и из стран Азии  и Африки - до 32%.[1].

    Поставки  с подконтрольных предприятий японских ТНК обеспечивают 25% импортируемой  в Японию медной руды, 10-15% - угля, железной руды, никеля и нефти, 5- 10% - бокситов, свинца и цинка.

    Рост  поставок сырья с подконтрольных предприятий свидетельствует также  о расширении прямых импортных операций, хотя эти внутрикорпорационные операции считаются импортными лишь по форме, поскольку они учитываются таможенной статистикой импортирующих стран. По существу же эта часть международной  деятельности ТНК.

    Огромную  сеть филиалов и дочерних компаний имеют за границей так называемые колониально-сырьевые ТНК, скупающие  сельскохозяйственные товары непосредственно  у фермеров-производителей в развивающихся  странах или разрабатывающие  сырьевые ресурсы этих стран. Роль ТНК  в организации закупок сырья, в производстве и сбыте готовых  промышленных изделий в развивающихся  странах остается высокой. Она определяется сохранением в той или иной форме экономической, а в некоторых  случаях и политической зависимости  многих стран, что создает для  ТНК благоприятную возможность  ведения в этих странах исключительно  прибыльных операций. Реализация этой возможности обеспечивается, прежде всего, сосредоточением в руках сырьевых ТНК разветвленной закупочной сети. В ряде стран они продолжают выполнять функции агентов «маркетинг боардз» (закупочных управлений) по закупкам продукции фермеров, осуществляемые ими с помощью местных торговцев-посредников. Большое значение имеет также наличие у сырьевых ТНК широкой сбытовой (оптовой и розничной) сети, через которую они реализуют в больших количествах потребительские товары и некоторые виды оборудования собственного производства или производства других фирм.

    Определенную  роль в создании зарубежного производства сыграло также стремление ТНК  к обеспечению производства стабильными  и дешевыми источниками сырья, находящимися в развивающихся странах, для  снижения себестоимости выпускаемой  ими продукции и, следовательно, повышения рентабельности производства. В этом же направлении действовало  стремление ТНК к расширению экономического и политического влияния в мире, что поощрялось различными мерами финансового и организационного содействия со стороны государств. Эти и другие факторы обусловили стремительный рост прямых заграничных капиталовложений ТНК в создание собственных производственных предприятий.

    Следствием  этого процесса явилось заметное изменение соотношения между  продажами продукции, выпускаемой  заграничными дочерними компаниями (далее «заграничные продажи»), и  стоимостью товарного экспорта, осуществляемого  материнской компанией.                                    

    У большинства компаний США и стран  Западной Европы заметно преобладает  заграничная производственная деятельность над чисто сбытовыми операциями по реализации экспортной продукции  материнской компании, что послужило  одним из важнейших факторов превращения  фирм этих стран в международные  по сфере деятельности.

    Создание  заграничных дочерних производственных компаний стало важной организационной  формой содействия установлению господства ТНК на рынках многих стран. Это достигается  путем организации производственными  дочерними компаниями собственной  системы сбыта, ориентированной  как на реализацию продукции на внутреннем рынке страны пребывания, так и  на осуществление операций по экспорту товаров в третьи страны и обеспечению  их технического обслуживания. Примерно две трети продукции, производимой за границей дочерними компаниями американских ТНК, реализуется в третьих странах  через собственные каналы сбыта. Особенно высока доля продаж на внутреннем рынке страны пребывания у дочерних компаний американских ТНК, расположенных  в Германии (80%), Франции (80%), Австралии  и Новой Зеландии (90%), Японии (85%). В других развитых странах она  составляет в среднем 75%. Такое соотношение  отражает тот факт, что заграничные  предприятия американских ТНК сосредоточены  в развитых странах преимущественно  в отраслях обрабатывающей промышленности. Продукция обрабатывающих отраслей промышленности реализуется дочерними  компаниями в основном на рынках стран  их пребывания, а также экспортируется в третьи страны и лишь в очень  небольших количествах поставляется предприятиям материнской компании в США (в основном в виде компонентов).[4].

      Повышение роли зарубежных производственных  дочерних компаний в международной  деятельности американских ТНК,  а также компаний западноевропейских  стран отражает те качественные  изменения, которые происходят  в самом процессе транснационализации,  требующем приспособления существующих  форм к новым условиям. С этим  непосредственно связано изменение  функций, выполняемых сбытовыми  компаниями,  роль которых в  современных условиях существенно  меняется. По сути они превращаются  в чисто посреднические организации  по сбыту продукции материнской  компании на иностранном рынке. 

    
    1. Активизация деятельности ТНК  в Республике Беларусь
 

    Транснационализация традиционно охватывает сферу машиностроения и сырьевой сектор. Важнейшим мотивом для транснационализации будет являться в случае машиностроения приближение к конечным зарубежным потребителям, в сырьевом секторе - к источникам сырья. Белорусские предприятия должны стать более международными по характеру своей деятельности: они должны владеть и/или контролировать производство продукции в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией белорусской материнской компании.

    Необходима  переориентация международной деятельности предприятий от экспорта товаров  из Беларуси к осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных  производственных предприятиях с последующей  реализацией продукции на зарубежных рынках. Если на ранних стадиях данного  процесса зарубежное производство должно иметь лишь эпизодический характер, то впоследствии оно должно стать  значительным и даже определяющим фактором.

    Важность  появления белорусских ТНК можно  объяснить стремлением крупных  отечественных предприятий выстоять в конкурентной борьбе в международном  масштабе. Важным стимулом к расширению их заграничной производственной деятельности является также рост объективной  потребности огромного по масштабам  производства в крупных рынках сбыта.

    Следует учитывать, что продвижение белорусской  продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с  фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых - разветвленная  сеть торговых представительств и сервисных  центров. Так, например, доля представителей глобальных компаний на автомобильном  рынке в странах Южной Америке  составляет 98%, в США и Канаде - 95%, Японии - 87%, в странах Западной Европы - 84%, Восточной Европы - 75%, Азии - 59%.

    Но  государство, устанавливая дружеские экономически выгодные взаимоотношения со странами стратегическими партнерами, содействует углублению и расширению процессов транснационализации производства. Примером служат экономические связи Беларуси с Венесуэлой и Китаем. Венесуэла представляет интерес для Беларуси как выгодное предпринимательское место в Латинской Америке, а Китай имеет значение как самостоятельный емкий и быстроразвивающийся рынок.

    Следует подчеркнуть сложность осуществления  данного процесса. Только объединяя усилия предприятий и государственных органов можно добиться реальной эффективности от деятельности на мировом рынке, что достигнуто в КНР. В этом контексте нужно продвигать брэнды белорусских ведущих предприятий, создавая благоприятный имидж на зарубежных рынках компаний и попутно страны как индустриальной державы. А так как ряд белорусских машиностроительных предприятий по международным критериям — МТЗ, МАЗ, Гомсельмаш — соответствуют статусу транснациональных компаний, то необходимо проводить организационную работу по их включению в различные рейтинги крупнейших промышленных компаний, которые составляются международными организациями, например, ЮНКТАД. Поэтапное решение данных задач будет означать признание успехов белорусской экономики на международном уровне. Помимо чисто стратегических выгод на микроуровне это будет способствовать формированию международного имиджа и повышения конкурентоспособности страны.[8].

    В такой ситуации следует определить необходимый комплекс мероприятий - правовых, экономических, организационных - по сотрудничеству с иностранными ТНК и одновременно становлению  конкурентоспособных белорусских  транснациональных корпораций (ТНК).

    С этой целью можно определить необходимый  комплекс мероприятий, а именно:

  1. получение статуса страны с рыночной экономикой;
  2. вхождение в еврозону свободой торговли (EFTA);
  3. ликвидация политических рисков через членство в Совете Европы и нормализацию отношений с ЕС и США;
  4. вступление в ВТО;
  5. сопряжение правовой базы и экономических условий деятельности отечественных и иностранных корпораций;
  6. принятие понятных ТНК стандартов бухучета, аудита и норм защиты прав собственности;
  7. «встраивание» в национальную правовую базу принятых ООН и другими международными организациями нормативно-процессуальных механизмов воздействия на ТНК;
  8. выделение особых институциональных структур, координирующих деятельность отечественных и иностранных корпораций, в том числе и по критерию обеспечения экономических интересов и экономической безопасности Беларуси;
  9. повышение имиджа и рейтинга Республики Беларусь на международной арене.

Информация о работе Организационные формы ТНК