Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 00:19, курсовая работа
Не возникает сомнений, что Соединенные Штаты Америки на сегодняшний день наиболее значимый игрок на международной арене. Всем известно, что решения США по каким-либо вопросам международных проблем имеет большой вес, штаты занимают активное и независимое положение, более того, зачастую способны навязать свою волю и решение остальным акторам в мировой политике. Политика подчинения Соединёнными Штатами других государств началось практически сразу после образования этого государства и продолжается по сей день.
В Уставе ОАГ провозглашались пять основных целей. Первой по порядку указывалась цель укрепления мира и безопасности на континентах. Две следующие ориентировали организацию на предотвращение возможных причин споров и их мирное урегулирование, а также на осуществление совместных действий в случае нападения на одно из государств. Еще две направляли ее на разрешение разнообразных проблем и содействие сотрудничеству в экономическом, социальном и культурном развитии.
ОАГ создавалась "внутри" уже действовавшего комплекса норм и организационных структур, носившего название межамериканская или панамериканская система, в рамках мероприятий по реорганизации и укреплению этой системы, фиксирования ее правовых рамок. Конференция, завершившаяся созданием организации, созывалась на основе резолюции предшествовавшей ей Конференции американских государств по вопросам войны и мира, проходившей в марте 1945 г. в Мехико (Чапульпетекская конференция).
На Чапульпетекской конференции было принято решение подтвердить сложившиеся и закрепленные в разрозненных текстах нормы и принципы взаимоотношения американских государств в "триаде" новых документов: договоре о взаимопомощи против агрессии со стороны государств другого полушария, уставе новой региональной организации и договоре о мирном разрешении споров .
За несколько месяцев до принятия устава ОАГ был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи (известный также как Договор Рио-де-Жанейро, или Пакт Рио), он вступил в силу 3 декабря 1948 г. В ст. 3 Пакта Рио содержится положение о том, что вооруженное нападение на одно из американских государств считается нападением на все американские государства. Участники договора обязуются оказать содействие в отражении нападения, используя свое неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. На Девятой конференции американских государств вместе с Уставом был подписан также и договор о мирном разрешении споров.
ОАГ задумывалась и создавалась как организация по поддержанию безопасности. При этом сколько-нибудь серьезные "внутриамериканские" угрозы безопасности отсутствовали. Конфликты этого региона на протяжении долгого времени были, по сравнению с конфликтами в других частях света, менее крупными и кровопролитными. При этом, конечно же, имелись и сохранились до сих пор разнообразные территориальные, экономические, геополитические причины и поводы для столкновений, часто перерастающие в войны или "операции". При всей их жестокости и трагичности они не несут угрозу всеобщей или региональной безопасности. В регионе отсутствует сила, которая постоянно "натравливала" бы одно государство на другое ради конфликта как самоцели. Для латиноамериканских стран агрессия вообще воспринимается как возможное нападение из другого полушария. Отношения между американскими странами строятся в рамках юридических норм и практики мирного разрешения конфликтов. Еще в 1933 г. впервые в международном документе - Конвенции о правах и обязанностях государств - было зафиксировано правило невмешательства во внутренние дела других государств.
Одной из главных побудительных сил объединения стран в организацию была воображаемая советская угроза. На конференции 1948 г. в Боготе, учредившей организацию, даже была принята декларация, утверждающая приверженность американских государств демократии и осуждающая коммунизм. Впоследствии появлялись другие документы, например, "Декларация о солидарности для защиты политической целостности американских государств против международной коммунистической интервенции", 1954 г., или "Декларация Сан-Хосе", 1960 г..
Ко времени создания ОАГ уже вступил в силу Устав ООН. Таким образом, государства, составившие ОАГ, были связаны продолжительным сотрудничеством в рамках межамериканской системы, Уставом ООН, а также тремя новыми межамериканскими документами.
Бытует представление о том, что ОАГ является реорганизованным и переименованным Панамериканским союзом. На самом же деле с юридической точки зрения она представляет собой новую структуру. Панамериканский союз был провозглашен ее "центральным постоянным органом". Она также отличается от прежнего объединения американских государств тем, что является структурой многосторонней дипломатии, тогда как Панамериканский союз был фактически подразделением государственного департамента США. ОАГ также является не только межамериканской "оргструктурой", но и включена, по крайней мере формально, в более широкую систему международных институтов под эгидой ООН.
Для ОАГ характерен феномен асимметричной взаимозависимости, обусловленный значительной разницей в экономическом развитии, военной и политической мощи США и всех остальных членов.[4] В 1990 г. такая диспропорция была немного изменена принятием в организацию Канады. Эта страна, в целом уделяя не слишком большое внимание межамериканскому сотрудничеству, сосредоточила усилия на продвижении демократии, в значительной степени через "квази-правительственный" Канадский фонд для Америки (Canadian Foundation for the Americas), развитии частного предпринимательства и свободного рынка. В 70-е годы в ОАГ вступила большая группа англоязычных стран Карибского моря, что привнесло в работу организации ряд новых тем, касающихся специфики островных государств, и определенный "пробританский" оттенок в линии поведения.ОАГ создавалась в соответствии с реалиями середины XX в. но, как и многие другие ММПО, оказалась способной быстро и гибко трансформироваться. Она приспосабливалась к новым потребностям и интересам своих членов, расстановке сил на международной арене. Это позволило организации сохраниться даже в те времена, когда, казалось бы, она исчерпала свой потенциал.Устав ОАГ изменялся несколько раз, причем дважды значительным образом. В соответствии с нынешней редакцией основного документа, ОАГ действует для осуществления восьми главных целей. Вопросы поддержания мира и безопасности остаются одними из главных, но дополнены блоком экономического характера и положениями о защите прав человека, о которых в первоначальной редакции устава говорилось крайне мало. Оказание помощи стране, пострадавшей от агрессии, переместилось в списке целей с третьего места, как было первоначально, на последнее - восьмое.
____________________
4 Глинкин А.Н, Мартынов Б.Ф., Яковлев П.П «Эволюция латиноамериканской политики США» М,1982 г
Структура органов ОАГ и их полномочия менялись. С 1971 г. высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея. Делегации стран, участвующие в ее работе, возглавляются, как правило, министрами иностранных дел. Консультативное совещание министров иностранных дел созывается для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся всех государств-членов. Постоянный совет состоит из представителей стран-членов в ранге послов. Генеральный секретариат в реорганизованной ОАГ превратился в центральный постоянный орган, заняв место Панамериканского союза.
Специфика действий ОАГ по реализации своих полномочий, в частности ее "реакция" на угрозы и действия по их нейтрализации, объясняются природой того класса международных структур, к которым она относится.
ММПО являются своего рода коллективным инструментом государств, почти полностью зависящим от них. Степень самостоятельности организации строго ограничена ее мандатом. Государства поручают ОАГ, как и любой другой ММПО, осуществлять лишь отдельные операции, не имеющие самостоятельной цели и представляющие собой фрагменты более крупных действий. У организации немного правовых возможностей и материальных ресурсов. Поэтому ОАГ часто ограничивается принятием резолюций, адресованных своим членам, или изучением ситуации. Вместе с тем, осуществляя эти операции, она имеет возможность воздействия на "довольно чувствительные" стороны жизни государств-членов. ОАГ обладает полномочиями направить такие "воздействия" и на государства, и на их граждан, например, в области безопасности и в вопросах прав и свобод человека.
Впервые Договор Рио был задействован для разрешения пограничного инцидента между Коста-Рикой и Никарагуа в декабре 1948 - феврале 1949 г. ОАГ в этом конфликте выступила посредником между сторонами и содействовала заключению соглашения о прекращении враждебных действий. Организация способствовала разрешению споров и конфликтов Доминиканской Республики и Гаити (1950 г.), двусторонних и трехсторонних конфликтов Коста-Рики, Гондураса и Никарагуа (1955 - 1956, 1957, 1959 гг.), Доминиканской Республики и Венесуэлы (1960 - 1962 гг.). Решения принимались и осуществлялись во многом под прямым влиянием США, поскольку в это время латиноамериканские государства во многом следовали курсу их внешней политики. В 1965 г. организация "постфактум" одобрила американское вторжение в Доминиканскую Республику .
Будучи региональной организацией по смыслу устава ООН, ОАГ в действительности придерживалась "обновленной версии" доктрины Монро, и в 1954 г. приняла резолюцию, смысл которой сводился к формуле "сначала ОАГ" (Try OAS First).
В конце 50-х годов XX в. ОАГ ответила на ситуацию, которая в документах государственного департамента США называется "международные трения" (international tension) в Карибском регионе, созданием Межамериканской комиссии по правам человека в качестве автономного органа. Комиссия получила свой собственный устав и свои правила процедуры. Она состоит из семи членов, действующих в личном качестве, а эти члены избираются Советом из кандидатов, представленных каждой страной. Первый член комиссии был избран 29 июня 1965 г. вскоре после вступления в силу Устава комиссии. Уже в ноябре того же года Вторая специальная межамериканская конференция принимает резолюцию о расширении функций комиссии, поручив ей проводить постоянные обзоры по соблюдению во всех странах фундаментальных прав человека. Особенное внимание уделялось следующим семи правам: на жизнь, на равенство перед законом, на религию и свободу вероисповедания, на свободу мнения и распространения идей, на справедливое судебное разбирательство, на свободу от ареста и на защиту. Комиссия также получила полномочия запрашивать необходимую информацию у правительств. Среди докладов комиссии выделяются доклады о систематических нарушениях прав человека в Чили в 1974, 1976 и 1977 гг., Парагвае и Уругвае в 1978 г., Аргентине в 1980 г., Перу 2000 г. Доклады оказали серьезное влияние на эти, а также другие государства. Вместе с тем до конца 80-х годов военные или авторитарные правительства некоторых американских стран бойкотировали комиссию.
Под влиянием латиноамериканских государств ОАГ не удалось превратить в антисоветский блок, как к тому стремились Соединенные Штаты. Тем не менее США пытались с помощью организации противодействовать попыткам социальных революций, даже не носящих характер коммунистических (Боливия 1952 г., Гватемала 1954 г.).
Курс на строительство социализма, взятый Кубой, вызвал некоторое оживление в деятельности организации. В одной из версий истории ОАГ, которую можно считать "официальной", поскольку ее автор Кристофер Томас из Тринидада и Тобаго работал во время написания своей книги помощником Генерального секретаря (1990 - 1995), подчеркивается, что кубинская революция превратилась в "центральную проблему безопасности полушария". Страна, занимающая стратегически важную позицию, стала союзником СССР. По словам автора книги, это угрожало равновесию всего региона. По логике, которой следовала ОАГ в то время, возникала угроза влияния СССР через социалистическую Кубу на страны западного полушария.
30 января 1962 г. 8-е Консультативное совещание министров иностранных дел стран - членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) на основании так называемой "доктрины несовместимости", согласно которой государство, вступившее на социалистический путь развития, "не может принимать участия в работе ОАГ и ее органов", приняло под нажимом США решение об исключении из ОАГ "нынешнего правительства Кубы". В свою очередь Постоянный совет одобрил резолюцию, носящую название "Исключение нынешнего кубинского правительства из участия в межамериканской системе". По смыслу этих документов, Куба, формально оставаясь членом организации, была полностью отстранена от работы в ней. Многие страны сомневались в правомерности такого решения, поскольку ни Хартия ОАГ, ни Пакт Боготы не содержат положений на этот счет. Процедура исключения вообще не предусмотрена в Уставе ОАГ, как и в учредительных документах других ММПО. Вопрос о возможности исключения какой-либо страны из организации поднимался во время разработки устава, но так и не был решен.
Обсуждение и принятие решения по Кубе было показательно тем, что впервые с 1930-х годов США участвовали в открытом обсуждении важного политического решения, касающегося мер воздействия. Решение было принято публично с участием всех членов организации, кроме Кубы.
Вскоре после этого в июле 1964 г. на IX Консультативной встрече министров иностранных дел большинством голосов (15 против 4) Куба была призвана виновной во вмешательстве во внутренние дела Венесуэлы. Странам ОАГ предлагалось разорвать дипломатические отношения с Кубой. Все члены организации, кроме Мексики, последовали этому решению. Почти полная дипломатическая изоляция Кубы продолжалась около 13 лет.
В ноябре 1974 г. в столице Эквадора - Кито на XV Консультативном совещании министров иностранных дел при обсуждении вопроса об отмене экономической и политической блокады Кубы 12 министров высказались за отмену, 3 - против и 6 воздержались. Формально блокада Кубы снята не была, но фактически она оказалась прорванной. 29 июля 1975 г. министры американских государств приняли резолюцию, которая разрешала странам региона самостоятельно поддерживать контакты с Кубой.
39-я Генеральная Ассамблея ОАГ в 2009 г. единогласно отменила резолюцию об исключении кубинского правительства из работы ОАГ. При этом предполагалось, что окончательное возвращение Кубы в ОАГ будет в дальнейшем обсуждаться на основе уважения воли кубинского правительства и принципов ОАГ. Решение было объявлено Председателем 39-й Генассамблеи Патрисией Родас, министром иностранных дел Гондураса. Вскоре в этой стране произошел политический переворот, и Гондурас был отстранен от работы в организации. Для этого были уже более солидные основания, зафиксированные в Вашингтонском протоколе 1992 г., в соответствии с которым при определенных условиях можно отстранять члена организации от работы в различных органах. Через два года возвращение в страну свергнутого президента послужило основанием для восстановления участия Гондураса в работе ОАГ. Что касается Кубы, то процессы либерализации в этой стране, безусловно, способствовали изменению конфигурации международных связей. Однако кубинское правительство не спешит возвращаться в организацию', подчеркивая самостоятельность и принципиальность внешнеполитического курса страны.
ОАГ является не единственной структурой многостороннего сотрудничества в Америке. Со второй половины 50-х годов латиноамериканские государства приступили к формированию субрегиональных экономических блоков, рассчитывая с их помощью улучшить свое экономическое положение. ОАГ также занималась экономическими вопросами. В частности, она способствовала созданию Межамериканского банка развития, а затем стала одним из инструментов реализации "Союза ради прогресса", программы Соединенных Штатов, предназначенной для помощи развитию стран региона. Это была первая в мировой практике попытка запуска и реализации программы развития целого региона за счет мобилизации внутренних ресурсов при частичном внешнем финансировании.