Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 00:19, курсовая работа
Не возникает сомнений, что Соединенные Штаты Америки на сегодняшний день наиболее значимый игрок на международной арене. Всем известно, что решения США по каким-либо вопросам международных проблем имеет большой вес, штаты занимают активное и независимое положение, более того, зачастую способны навязать свою волю и решение остальным акторам в мировой политике. Политика подчинения Соединёнными Штатами других государств началось практически сразу после образования этого государства и продолжается по сей день.
ОАГ, в силу своей специфики как ММПО, в этом "Союзе" пришлось выполнять достаточно важный, но весьма ограниченный круг действий. Она, в частности, выступила площадкой, на которой 17 августа 1961 г. была принята "Хартия Пунта-дель-Эсте", фактически одобрившая "Союз". В соответствии с подписанным документом, намечалось направить усилия на несколько целей, среди которых на первом месте значилось укрепление демократических институтов, а на втором - ускорение экономического и социального развития. На эти цели предполагалось в течение 10 лет собрать 100 млрд. долл., из которых 20% должны были бы выделить США. Остальные средства должны были поступить от индустриально развитых стран, международных организаций и частных предприятий. Программа ориентировала латиноамериканские страны на "самопомощь". Против Хартии голосовала только делегация Кубы, возглавляемая министром промышленности Э. Че Геварой. Кубинский министр заявил после голосования, что "Союз" является попыткой найти решение, не выходя за границы экономического империализма, и обречен на провал .
Оценки итогов программы различны, но, как правило, негативны. Отдельные авторы отмечают их плюсы, указывая, что Союз содействовал экономическому подъему некоторых стран, хотя и не был единственным фактором роста. США в рамках этой программы стали оказывать экономическое и военное содействие прежде всего дружеским режимам Колумбии, Никарагуа, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Боливии, несмотря на то, что некоторые из них были диктаторскими. Но ожидаемый уровень экономического роста не был достигнут. Через несколько лет идея "Союза" оказалась полностью забыта. Латиноамериканские государства сосредоточились на работе в Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где они пытались найти решение стоящих перед ними проблем совместно с другими развивающимися странами. Перед каждой сессией ЮНКТАД они формировали консолидированную позицию и стали влиятельной силой в этом органе ООН .
Ни "Союз ради прогресса", ни попытка создать единство в борьбе с угрозой коммунизма не смогли укрепить организацию. США в 60 - 70-е годы, а особенно в годы президентства Д. Картера, стали отказываться от многостороннего взаимодействия и, в частности, предпочитали разрешать конфликты в двусторонних переговорах. Кроме этого США прекратили финансирование ОАГ, что привело к ряду кризисов в организации. В качестве своеобразного ответа латиноамериканские государства "проявили непослушание"[5], установив вопреки желанию США местопребыванием Межамериканского суда по правам человека Сан-Хосе (Коста-Рика). На первой ежегодной сессии ГА ОАГ (апрель 1971 г.) представители Бразилии и Венесуэлы внесли проект резолюции, в которой содержался призыв к США вести торговлю с латиноамериканскими странами на более справедливой основе. За резолюцию проголосовали представители всех стран кроме США, представитель которых при голосовании воздержался. В 1978 г. ОАГ начала расследование нарушений прав человека в Никарагуа диктаторским режимом А. Самосы, пользовавшегося поддержкой США. В ноябре 1980 г. ОАГ впервые принимает резолюцию, осуждающую никарагуанский режим.Серьезным испытанием для организации стал Мальвинский (Фолклендский) кризис. Некоторые страны ожидали, что в соответствии с пактом Рио США окажут помощь Аргентине или займут позицию благожелательного нейтралитета. После того, как Аргентина отказалась от плана урегулирования конфликта, предложенного администрацией США, Соединенные Штаты открыто встали на сторону Великобритании. Они оказали ей военную помощь и ввели торгово-экономические санкции против Аргентины. Кроме этого ряд карибских государств придерживался пробританской линии. В настоящее время обстановка вокруг Мальвинских островов вновь обостряется. Это связано с тем, что британские компании стали разрабатывать нефтяные месторождения.Влияние ОАГ на этот процесс невелико. Гораздо большее значение имеют уроки, извлеченные по результатам войны, и ситуация в регионе в целом. Тем не менее общая тенденция демократизации, в развитие которой ОАГ вносит существенный вклад, способствует тому, что делаются попытки найти решение с помощью судебных процедур, а не военной силы.Ведущие латиноамериканские государства отказались подчиняться курсу США в отношении центральноамериканского конфликта. В январе 1983 г. Мексика, Венесуэла, Колумбия и Панама образовали Контадорскую группу, выдвинувшую собственный план урегулирования в Центральной Америке, поддержанный рядом стран.
_______________________
5 Сударев В.П. «Взаимозависимость и конфликт интересов:США и Латинская Америка во второй половине 20 века» М,ИЛА РАН, 2000г
Позиция и действия США подтолкнули латиноамериканские страны к более интенсивному сближению в других организационных формах нежели ОАГ. Они не ставили целью упразднение ОАГ, но фактически из организации панамериканского сотрудничества, как отмечают авторы "Системной истории международных отношений", она постепенно превратилась в "рамочную структуру" для контактов между латиноамериканскими странами и США. В 80-е годы в рамках ОАГ фактически действовали несколько группировок, объединенных интеграционными структурами: НАФТА, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, Андская группа, Общий рынок стран Карибского бассейна. Например, члены Контадорской группы, преобразованной в группу Рио, с конца 80-х годов стали предварительно рассматривать наиболее важные вопросы на своих собраниях и лишь затем обсуждать их в ОАГ.
В 80-х годах XX в. организация превращает "продвижение демократии" в главное направление своей деятельности, что совпало и с внешнеполитической линией США, и с одним из ведущих мировых трендов. В 80-е годы волна демократических перемен ("третья демократическая волна", по Хантингтону) "прокатилась" по странам Латинской Америки, затронув, в частности Перу, Аргентину, Уругвай, Бразилию, Чили и др. страны.
В 1985 г. поддержка демократии фиксируется в Уставе ОАГ в качестве одной из ее целей. В развитии этого направления организация активно включается в наблюдение за выборами в странах-членах, его иногда называют термином "мониторинг". При этом наблюдение как таковое не было новым изобретением. Впервые ОАГ направляла троих своих представителей на выборы в Коста-Рику в 1962 г. Мониторинги "нового поколения", первоначально проведенные в ходе президентских выборов в Никарагуа, затем в Гайане, Парагвае, Сальвадоре и Перу, а потом в других странах, отличаются и большей численностью персонала, и комплексным характером, и вовлечением более солидных ресурсов. Наблюдатели ОАГ тесно взаимодействуют с ООН, другими межправительственными структурами и неправительственными организациями. Совместно с 20 межправительственными и неправительственными организациями ОАГ приняла своеобразный этическо-поведенческий кодекс - Декларацию принципов международного наблюдения за выборами и Кодекс поведения международных наблюдателей.
В структуре ОАГ создаются разнообразные подразделения, отвечающие за работу по поддержке демократии. В качестве первого шага в Генеральном секретариате в 1990 г. был учрежден Отдел по поддержке демократии, в задачи которого входит обеспечение наблюдения за выполнением норм технического характера в государствах-членах. Отдел сообщает о результатах выборов и может сигнализировать в случае нарушений. В следующем году принимается Резолюция 1080 Генеральной Ассамблеи, направленная на то, чтобы организация оперативно реагировала на неожиданные или временные перерывы в осуществлении демократических институциональных процессов. Постоянный совет, в соответствии с этой резолюцией, автоматически рассматривает сложившуюся ситуацию и предлагает в течение 10 дней созвать заседание Комитета министров иностранных дел или Генеральную Ассамблею. ОАГ, оставаясь организацией межгосударственного сотрудничества, стала задавать своим членам своеобразную модель политического режима. В декабре 1992 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ОАГ в Вашингтоне приняла протокол о внесении соответствующих изменений в устав (Вашингтонский протокол). В главу III учредительного документа добавлена статья 9 о приостановлении членства государства, где "силой свергнуто демократически избранное правительство". Вашингтонский протокол вступил в силу в 1997 г. Таким образом ОАГ стала первой ММПО, устав которой предусматривает международные санкции за действия, ранее входившие исключительно во внутреннюю компетенцию государств. Как полагают отдельные специалисты, тем самым создана юридическая основа для коллективного вмешательства во внутренние дела государств "в случае неконституционного свержения демократического порядка или других серьезных нарушений демократии в государствах - членах организации".
На основе резолюции 1080 и Демократической хартии организация осуществляла "коллективную защиту демократии" в ходе переворотов или узурпации власти в десяти случаях: Гаити (1991 - 1994 г.), Перу (1992 г.), Гватемала (1993 г.), Парагвай (1996 и 2000 гг.), Эквадор (2000 г.), Венесуэла (1992 и 2002 гг.), Гондурас (2007 - 2009 гг.). ОАГ трижды выступала против фальсификации выборов в Доминиканской Республике (1994 г.), Перу (2000 г.) и Гаити (2001 г.). Анализируя некоторые из этих случаев, авторы книги "Продвижение демократии в Америке" отмечают, что "право на демократию" превратилось для стран Америки из морального предписания в международное юридическое обязательство. ОАГ же за последние два десятилетия стала выполнять задачи своеобразного лидера по продвижению демократической модели государственного устройства. Необходимо отметить, что происходит это в регионе, где политический ландшафт определяли диктатуры и авторитарные режимы, жестоко подавлявшие любые формы протеста. ОАГ не была единственной силой, но, тем не менее, активно способствовала демократическим переменам. Во многих государствах проведены конституционные реформы, созданы "умеренные президентские модели", произошла децентрализация управления и обеспечена автономия местных органов власти, более демократичным стало электоральное законодательство.
В последнее десятилетие XX в. ОАГ не обошла стороной проявившаяся в ряде ММПО и других многосторонних международных структурах тенденция, которую можно бы было назвать тенденцией "саммитизации". По приглашению президента США Б. Клинтона в 1994 г. в Майами состоялся I саммит, известный как Саммит развития Америк (Summit of the Americas Process), утвердивший новые приоритеты организации. На прошедшей впервые после 1967 г. встрече глав государств и правительств были приняты "Декларация принципов партнерства во имя развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на американских континентах", а также состоящий из 100 пунктов "План действий". Он содержал 23 различных направления, включая создание к 2005 г. зоны свободной торговли в западном полушарии. ОАГ отводилась роль одного из органов по разработке конкретных шагов по продвижению к зоне свободной торговли. В 90-х годах XX в. идея укрепления демократии начинает сближаться с идеями либерального экономического развития. ОАГ, как и ряд других многосторонних международных структур, "переключает" внимание с поддержки государств на поддержку рыночных механизмов. Одним из новаторских шагов в этом направлении становится принятие в 1996 г. впервые в истории международного права конвенции против коррупции. Борьба с коррупцией направлена в первую очередь против коррумпированности госаппарата. Тем не менее ОАГ не отказывается от одного из главных принципов своей идеологии - идеи невмешательства. В принятой в 1997 г. антинаркотической стратегии особое внимание уделяется суверенитету и территориальной юрисдикции государств-членов.
Обращение организации к актуальным для региона проблемам на какое-то время придали ей новый импульс развития. II саммит глав государств в 1998 г. в Сантьяго (Чили) ориентировал деятельность стран главным образом на права человека, торговлю, образование, сотрудничество по сокращению наркотрафика. На III саммите, состоявшемся в 2001 г., Генеральной Ассамблее было предложено разработать межамериканскую демократическую Хартию. По стечению обстоятельств хартия была принята в Лиме (Перу) 11 сентября 2001 г., в день террористической атаки на здания Всемирного торгового центра. В связи с активизацией террористов по всему миру организация стала уделять внимание вопросам противодействия терроризму. Межамериканская конвенция против терроризма была открыта для подписания в 2002 г. и вступила в силу в 2003 г.
После II саммита ОАГ проблематика безопасности, развиваемая в рамках организации, стала составной частью проблемы демократии. Саммит поручил ОАГ через ее комитет по безопасности полушария продолжить и расширить меры по укреплению доверия и строительству безопасности; проанализировать применение международных концепций в области безопасности для разработки наиболее подходящих подходов к вопросам разоружения, контроля над вооружением и других аспектов; определить пути оживления и укрепления институтов безопасности межамериканской системы, связанных со сферой безопасности. На III саммите Америк этот мандат был подтвержден. Также было принято решение о созыве конференции по безопасности. Проведение конференции, на которой внимание участников вновь сосредоточилось на проблематике безопасности, было обусловлено, с одной стороны, пониманием того, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям. С другой стороны, сказалось стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента.
В октябре 2003 г. на специальной конференции принимается Декларация о безопасности в Америке. Во втором разделе документа содержится квинтэссенция новой концепции безопасности полушария, получившая название многомерной (multidimensional). В соответствии с текстом декларации, эта концепция учитывает старые и новые вызовы. Для укрепления мира она предполагает развитие, социальную справедливость; она базируется на демократических ценностях; она защищает права человека, солидарность, сотрудничество и уважение национального суверенитета. Декларация отразила развитие процесса переосмысления концепции континентальной безопасности и переориентацию американских государств с решения задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам .
15 декабря 2005 г. в структуре ОАГ был создан Секретариат по всесторонней безопасности. В его задачу входит координация сотрудничества между странами для борьбы с угрозами национальной и гражданской безопасности. Секретариат состоит из исполнительного подразделения и еще трех, к которым относятся: Исполнительный секретариат Межамериканской контрольной комиссии по злоупотреблению наркотическими веществами, Секретариат Межамериканского комитета против терроризма и Департамент общественной безопасности. Два из трех подразделений действовали и ранее, с 1986 и 1999 гг., соответственно, и только Департамент общественной безопасности был создан в качестве новой структуры в 2006 г. В его задачи входит содействие в обеспечении всеобъемлющей долговременной общественной безопасности при полном соблюдении прав человека. Департамент общественной безопасности действует также в качестве исполнительного секретариата Совещаний министров общественной безопасности.
Увлечение вопросами демократии подстегнуло американские государства к сотрудничеству в других сферах. В ходе 32-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята резолюция о Межамериканском совете обороны (МСО), регулирующая его правовые и институциональные взаимоотношения с ОАГ. Статус этого учреждения, созданного в 1942 г., ранее не был определен, теперь же зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он объединяет лишь 27 стран региона, но все участники ОАГ могут стать его членами. Государства - наблюдатели ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО. МСО пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генассамблеи и Постоянного совета ОАГ, а также консультативных встреч министров иностранных дел.
В 2011 г. исполнилось 60 лет с момента вступления в силу Устава ОАГ. В юбилейный год внутри организации и вокруг нее сложилась непростая ситуация. Формирование зоны свободной торговли, которое намечалось еще на 2005 г., отложено. Аргентина, Бразилия и Венесуэла полностью заблокировали переговоры по ее созданию. Латиноамериканские государства интенсивно сотрудничают в региональных блоках. Куба не по-прежнему не участвует в работе организации.
Итоги VI саммита ОАГ, основная тема которого выражена фразой "Соединение Америк: партнерство и процветание", отражают сложности нынешнего этапа ее существования. Лидеры Эквадора, Венесуэлы и Никарагуа не прибыли на встречу в связи с тем, что США и Канада заблокировали приглашение Кубы. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер досрочно покинула Картахену, поскольку вопрос о принадлежности Мальвинских островов не был вынесен на обсуждение. Саммит, оцениваемый отдельными авторами как неудачный и даже провальный, действительно не выработал итогового документа. Тем не менее обсуждались важные вопросы интеграции и регионального сотрудничества, борьбы с бедностью и неравенством, безопасностью граждан, катастроф, доступа к технологиям.