Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.
Отсюда, можно выделить следующие задачи:
Изучить этапы создания АТЭС и проанализировать его структуру.
Исследовать основные направления участия РФ в форуме.
Проанализировать перспективы развития сотрудничества РФ со странами АТЭС после саммита во Владивостоке.

Файлы: 1 файл

основные направления сотрудничества россии в рамках атэс.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Введение

Для современного этапа развития международных  отношений характерным признаком является  процесс глобализации. В рамках данного процесса происходит усиление интеграционных тенденций между странами. Мощным инструментом повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок и ускоренного развития региональных экономик является международная экономическая интеграция.           

Одним из наиболее быстро развивающихся  в мировой экономике и выделяющийся высокой интенсивностью экономических  интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион. Возможности  этого региона впечатляют ‒ в  его пределах расположены страны, в которых в совокупности проживает  более половины населения планеты. На долю АТР приходится примерно 60 % мирового ВВП, свыше половины планетарного торгового оборота, более 60 % морских и почти 25 % воздушных перевозок. В АТР сосредоточены крупнейшие финансовые резервы, там находят применение наиболее передовые технологии.1

Вхождение в этот регион таких стран, как США, Япония, КНР вызвало необходимость  создания единого экономического пространства для улучшения и усиления экономического сотрудничества между ними, а также  для привлечения новых экономик с большим экономическим потенциалом. Возможностью создания единого экономического пространства в рамках АТР стало  формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, куда вошли основные экономики данного региона. Несмотря на то, что экономический форум не получил статус международной организации, нельзя отрицать его огромное значение для стран, входящих в его состав, и для экономик, которые намерены стать участниками форума.

В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Россия, две трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что  происходящие здесь процессы непосредственно  затрагивают российские интересы.

Россия традиционно придает  особое значение развитию отношений  с государствами АТР. Важность этих отношений для России отражена в "Концепции внешней политики Российской Федерации". Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Учитывая это, вопрос изучения сотрудничества России в рамках АТЭС очень актуален сегодня.

Использованные в данной работе информационные ресурсы характеризуют  степень научной разработанности  темы работы.

Первую группу данных ресурсов составляют монографии:

  1. Работы Авдокушина Е.Ф. и  Троекуровой И.С. освещают современные экономические отношения в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, проблемы и перспективы вовлечения России в интеграционные экономические процессы в рамках АТР.
  2. Работы Гончаренко С. и  Черного В.А. явились важным источником исследования основных направлений участия России в форуме АТЭС.

          Вторая группа источников включает публикации и научные статьи, освещающие направления сотрудничества России в рамках АТЭС,  проблемы и перспективы сотрудничества со странами-участницами форума. К авторам работ данной тематики следует отнести Васильева С., Веремеева Н.В., Иванова А., М.Островскую Е. Я., , статью В.В. Путина, Шипилова С.Б. Работы Михайлова В.М., Севастьянова С.В. и Шлык Н.Л.  явились главным источником анализа проблем вовлечения Дальнего Востока России в интеграционные процессы в рамках АТЭС, анализ перспектив и значения саммита АТЭС во Владивостоке.

Третью группу источников составляют информационно-электронные  ресурсы, освещающие этапы создания, структуру и статус АТЭС, перспективы  сотрудничества России и  стран-участниц АТЭС, значение предстоящего саммита  АТЭС во Владивостоке для РФ.

Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.

Отсюда, можно выделить следующие  задачи:

  1. Изучить этапы создания АТЭС и проанализировать его структуру.
  2. Исследовать основные направления участия РФ в форуме.
  3. Проанализировать перспективы развития сотрудничества РФ со странами АТЭС после саммита во Владивостоке.

          Объект исследования — России как член АТЭС,  предметом исследования выступают основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Создание АТЭС.

§1.1 Этапы создания форума АТЭС.

        Идея создания «Тихоокеанского сообщества», в основе которого лежало бы взаимовыгодное сотрудничество и взаимопонимание государств и народов столь многоликого региона, витала в воздухе с начала 60-х годов XX века. Известные политики и экономисты по обе стороны обширного Тихого океана выдвигали множество различных планов и концепций относительно форм и принципов деятельности «Тихоокеанского сообщества».

Некоторые из этих предложений  смогли реализоваться. В 1967 г. был образован  Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), объединяющий крупнейшие компании и корпорации государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Деятельность ТЭС была направлена на поощрение либерализации торговли и инвестиций, развитие других видов предпринимательства во взаимодействии с правительствами стран АТР и международными организациями. С этой целью регулярно проводились неформальные встречи руководства ТЭС с министрами и другими высокопоставленными официальными лицами.2 В 1980 г. получил жизнь Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) – организация, состоящая из выступающих в качестве частных лиц представителей правительств, академических кругов и бизнеса стран Тихого океана. Однако ни Тихоокеанский экономический совет, ни Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству не могли оказывать существенное влияние на развитие экономического сотрудничества, поскольку имели неправительственный статус. 3

Для упрочения экономических  связей и содействия развитию стран  региона необходима была структура, где бы на высоком правительственном  уровне обсуждались вопросы сотрудничества. В 1989 г. с инициативой создания межправительственного  форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество» (АТЭС) выступил премьер-министр  Австралии Дж. Хоук.4 Первая встреча министров иностранных дел и торговли Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Республики Корея, Малайзии, Новой Зеландии, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин, Японии состоялась летом того же года в Канберре, на которой были определены основные принципы форума:

• основная цель Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества состоит  в том, чтобы поддержать рост и  развитие региона и, таким образом, способствовать росту и развитию мировой экономики;

• при сотрудничестве необходимо учитывать неоднородность региона, включая различия социально-экономических  систем и уровней развития;

• сотрудничество предусматривает  приверженность открытому диалогу  и консенсусу, уважение мнений всех участников;

• сотрудничество должно быть основано на неформальном обмене мнениями между всеми экономиками –  участницами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества;

• сотрудничество должно осуществляться в тех областях экономики, где  оно будет отвечать общим интересам  и будет взаимовыгодным;

• в интересах экономик Азиатско-Тихоокеанского региона сотрудничество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы; оно  не должно вести к формированию торгового  блока;

• сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимозависимости, как в рамках региональной, так  и мировой экономики, в том числе посредством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий;

• сотрудничество должно дополнять, а не подменять, деятельность существующих в регионе организаций, включая  межгосударственные организации, такие  как АСЕАН, и неформальные консультативные  организации, такие как СТЭС; и

• участие экономик в  Азиатско-Тихоокеанском экономическом  сотрудничестве должно оцениваться  на основе интенсивности экономических  связей с регионом и может быть расширено на базе консенсуса всех участников.

Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны АТР: новыми членами стали Гонконг(1993), КНР(1993), Мексика(1994), Папуа-Новая Гвинея(1994), Тайвань(1993), Чили(1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.5

Вплоть до 1996 г. форум АТЭС находился в стадии активного  формирования собственной структуры  и определения своего места в  экономической жизни АТР и  мира.

В 1993 г. в Сиэтле состоялся  первый саммит Лидеров экономик АТЭС. На саммите было принята декларация, в которой Лидеры выразили свое видение будущего азиатско-тихоокеанского сообщества:

- усиление духа открытости  и партнерства, который позволяет  находить совместные решения  проблем, вызванных быстро меняющимися  условиями региональной и мировой  экономики;

- поддержка открытой многосторонней  торговой системы;

- сокращение барьеров  на пути торговли и инвестиций;

- повышение благосостояния  населения;

- развитие образования  и науки;

- развитие средств телекоммуникаций  и транспорта;

- защита окружающей среды.

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята  «Декларация об общей решимости  экономических лидеров АТЭС», которая  определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010–2020 годам системы  свободной и открытой торговли и  инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

На третьем саммите  в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы  стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы  действий, направленные на либерализацию  торгового и инвестиционного  режимов, а также коллективные планы  по развитию экономического и технического сотрудничества. 6

В результате четвертого саммита  АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники  договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации  торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и  коллективные планы по либерализации  торговли и инвестиций, а также  Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и  технического сотрудничества и развития.

В ходе пятой встречи  в верхах в Ванкувере (Канада, 1997 год) были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был  объявлен 10-летний мораторий. Была также  принята специальная Декларация, в которой выражались намерения  усилить экономическое и научно-техническое  сотрудничество.  
В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года.

Однако на шестом саммите  в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 года) было принято решение перенести  рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации  во Всемирную торговую организацию. Значительное внимание участники саммита  уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей  экономической стабильности в АТР, облегчению условий торговли и инвестиций, активному развитию экономического и технического сотрудничества, обращенного  в ХХI век.  
В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС. 7

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая  Зеландия, сентябрь 1999 года) стали уроки  азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию  экономического роста в регионе  путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы  многосторонней торговли в свете  начала нового раунда переговоров в  рамках Всемирной торговой организации. Были также рассмотрены итоги  деятельности Форума за десять лет  и обозначены перспективы развития АТЭСовского процесса в новом тысячелетии.  
В работе встречи в Окленде принял участие В.В. Путин, в то время Председатель Правительства Российской Федерации.

В центре внимания восьмого саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 года) были, прежде всего такие актуальные для мировой и региональной экономики  процессы, как глобализация с присущими  ей рисками и возможностями ускорения  темпов экономического развития, повышения  благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и связанная с этим проблематика «новой экономики». Обсуждалась  и проблема укрепления многосторонней торговой системы.

Информация о работе Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС