Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.
Отсюда, можно выделить следующие задачи:
Изучить этапы создания АТЭС и проанализировать его структуру.
Исследовать основные направления участия РФ в форуме.
Проанализировать перспективы развития сотрудничества РФ со странами АТЭС после саммита во Владивостоке.
Введение
Для современного этапа развития международных отношений характерным признаком является процесс глобализации. В рамках данного процесса происходит усиление интеграционных тенденций между странами. Мощным инструментом повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок и ускоренного развития региональных экономик является международная экономическая интеграция.
Одним из наиболее быстро развивающихся
в мировой экономике и
Вхождение в этот регион таких стран,
как США, Япония, КНР вызвало необходимость
создания единого экономического пространства
для улучшения и усиления экономического
сотрудничества между ними, а также
для привлечения новых экономик
с большим экономическим
В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.
Россия, две трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы.
Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Важность этих отношений для России отражена в "Концепции внешней политики Российской Федерации". Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Учитывая это, вопрос изучения сотрудничества России в рамках АТЭС очень актуален сегодня.
Использованные в данной
работе информационные ресурсы характеризуют
степень научной
Первую группу данных ресурсов составляют монографии:
Вторая группа источников включает публикации и научные статьи, освещающие направления сотрудничества России в рамках АТЭС, проблемы и перспективы сотрудничества со странами-участницами форума. К авторам работ данной тематики следует отнести Васильева С., Веремеева Н.В., Иванова А., М.Островскую Е. Я., , статью В.В. Путина, Шипилова С.Б. Работы Михайлова В.М., Севастьянова С.В. и Шлык Н.Л. явились главным источником анализа проблем вовлечения Дальнего Востока России в интеграционные процессы в рамках АТЭС, анализ перспектив и значения саммита АТЭС во Владивостоке.
Третью группу источников составляют информационно-электронные ресурсы, освещающие этапы создания, структуру и статус АТЭС, перспективы сотрудничества России и стран-участниц АТЭС, значение предстоящего саммита АТЭС во Владивостоке для РФ.
Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.
Отсюда, можно выделить следующие задачи:
Объект исследования — России как член АТЭС, предметом исследования выступают основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС.
Глава 1 Создание АТЭС.
§1.1 Этапы создания форума АТЭС.
Идея создания «Тихоокеанского сообщества», в основе которого лежало бы взаимовыгодное сотрудничество и взаимопонимание государств и народов столь многоликого региона, витала в воздухе с начала 60-х годов XX века. Известные политики и экономисты по обе стороны обширного Тихого океана выдвигали множество различных планов и концепций относительно форм и принципов деятельности «Тихоокеанского сообщества».
Некоторые из этих предложений
смогли реализоваться. В 1967 г. был образован
Тихоокеанский экономический
Для упрочения экономических
связей и содействия развитию стран
региона необходима была структура,
где бы на высоком правительственном
уровне обсуждались вопросы
• основная цель Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества состоит в том, чтобы поддержать рост и развитие региона и, таким образом, способствовать росту и развитию мировой экономики;
• при сотрудничестве необходимо учитывать неоднородность региона, включая различия социально-экономических систем и уровней развития;
• сотрудничество предусматривает приверженность открытому диалогу и консенсусу, уважение мнений всех участников;
• сотрудничество должно быть
основано на неформальном обмене мнениями
между всеми экономиками –
участницами Азиатско-
• сотрудничество должно осуществляться в тех областях экономики, где оно будет отвечать общим интересам и будет взаимовыгодным;
• в интересах экономик Азиатско-Тихоокеанского региона сотрудничество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы; оно не должно вести к формированию торгового блока;
• сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимозависимости, как в рамках региональной, так и мировой экономики, в том числе посредством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий;
• сотрудничество должно дополнять, а не подменять, деятельность существующих в регионе организаций, включая межгосударственные организации, такие как АСЕАН, и неформальные консультативные организации, такие как СТЭС; и
• участие экономик в
Азиатско-Тихоокеанском
Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны АТР: новыми членами стали Гонконг(1993), КНР(1993), Мексика(1994), Папуа-Новая Гвинея(1994), Тайвань(1993), Чили(1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.5
Вплоть до 1996 г. форум АТЭС находился в стадии активного формирования собственной структуры и определения своего места в экономической жизни АТР и мира.
В 1993 г. в Сиэтле состоялся первый саммит Лидеров экономик АТЭС. На саммите было принята декларация, в которой Лидеры выразили свое видение будущего азиатско-тихоокеанского сообщества:
- усиление духа открытости
и партнерства, который
- поддержка открытой
- сокращение барьеров на пути торговли и инвестиций;
- повышение благосостояния населения;
- развитие образования и науки;
- развитие средств
- защита окружающей среды.
На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята «Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС», которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010–2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества. 6
В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.
В ходе пятой встречи
в верхах в Ванкувере (Канада, 1997
год) были утверждены критерии членства
в АТЭС, решен вопрос о приеме
из 11 кандидатов трех новых членов:
России, Вьетнама и Перу, после чего
на прием в организацию был
объявлен 10-летний мораторий. Была также
принята специальная
В Ванкувере была согласована программа
ускоренной добровольной секторальной
либерализации, предусматривавшая устранение
к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров
в 15 секторах торговли товарами, причем
в 9 из этих секторов конкретные шаги должны
были быть предприняты, начиная уже с 1999
года.
Однако на шестом саммите
в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998
года) было принято решение перенести
рассмотрение вопроса об ускоренной
добровольной секторальной либерализации
во Всемирную торговую организацию.
Значительное внимание участники саммита
уделили поиску согласованных подходов
к преодолению финансово-
В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам,
стала полноправным членом АТЭС. 7
Основными темами седьмого
саммита АТЭС в Окленде (Новая
Зеландия, сентябрь 1999 года) стали уроки
азиатского финансового кризиса, меры
по восстановлению и поддержанию
экономического роста в регионе
путем укрепления функционирования
рынков, роль АТЭС в упрочении системы
многосторонней торговли в свете
начала нового раунда переговоров в
рамках Всемирной торговой организации.
Были также рассмотрены итоги
деятельности Форума за десять лет
и обозначены перспективы развития
АТЭСовского процесса в новом тысячелетии.
В работе встречи в Окленде принял участие
В.В. Путин, в то время Председатель Правительства
Российской Федерации.
В центре внимания восьмого
саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000
года) были, прежде всего такие актуальные
для мировой и региональной экономики
процессы, как глобализация с присущими
ей рисками и возможностями
Информация о работе Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС