Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.
Отсюда, можно выделить следующие задачи:
Изучить этапы создания АТЭС и проанализировать его структуру.
Исследовать основные направления участия РФ в форуме.
Проанализировать перспективы развития сотрудничества РФ со странами АТЭС после саммита во Владивостоке.

Файлы: 1 файл

основные направления сотрудничества россии в рамках атэс.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

В саммите участвовал Президент  Российской Федерации В.В. Путин, который  выступил с докладом по проблеме глобализации перед представителями деловой  элиты. Важное значение имели состоявшиеся во время саммита двусторонние встречи  В.В. Путина с лидерами США, Японии, КНР, Республики Корея, Чили, Малайзии, Вьетнама и Брунея. 8

В 2001г, в Шанхае, лидерами АТЭС было принято так называемое «Шанхайское соглашение» о подведении в 2005г промежуточных итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом. Также  в этом документе уделяется повышенное внимание активности в рамках ЭКОТЕК.

Итак, уже в 60-е годы XX века в АТР назрела необходимость создания единого экономического пространства для расширения диалога между государствами региона. Пройдя несколько этапов, идея о создании тихоокеанского сообщества была положена в основу создания АТЭС. В рамках АТЭС были выработаны основные цели и направления сотрудничества, которые реализуются посредством ежегодных саммитов.

§1.2 Статус и структура АТЭС.

На начальном этапе  существования форума АТЭС всеми  странами – участницами было признано, что нет необходимости создавать  какой-либо разветвленной институциональной  структуры со сложными связями между  ее элементами. Предпочтение отдавалось лишь неформальным встречам Министров, которые и должны были обсуждать  насущные проблемы регионального и  глобального экономического сотрудничества.

Форум АТЭС не является международной  организацией, поскольку не обладает рядом признаков, присущих международным  организациям. Прежде всего, отсутствуют  учредительный документ – устав, и признание АТЭС в качестве международной  организации государствами, которые  непосредственно сотрудничают между  собой в рамках форума. 9

И хотя форум АТЭС не может  претендовать на статус международной  организации, тем не менее, нельзя отрицать того, что данному форуму присущи  некоторые особенности международной  организации: постоянный характер; определенные цели; возможность членства; внутреннее нормотворчество. Подобные международные  объединения принято именовать  параорганизациями.

АТЭС – это объединение  форумов, которые носят формальный и неформальный характер, тесно взаимосвязаны  между собой, иерархизированы, подчиняют  свою работу определенным правилам и  процедурам; решения на всех форумах  принимаются консенсусом, решения  высших органов (саммитов Лидеров и  встреч Министров) не имеют строго обязательного  характера для государств – членов. Работа всех форумов носит сессионный характер. Каждое государство, на территории которого проходит заседание того или  иного форума, берет на себя финансовое бремя по его проведению. Средства центрального фонда АТЭС, формирующего бюджет форума, на это не расходуются.

Высший орган АТЭС состоит  из двух «палат» – встреча Министров (министров иностранных дел и  торговли) и неформальный саммит Лидеров (глав государств и правительств). Председателем  форума в течение года является страна, на территории которой в данном году проводятся саммит Лидеров и встреча  Министров. Эта же страна берет на себя расходы по подготовке и проведению саммита Лидеров и встречи  Министров. Принимающая сторона  имеет возможность определять тематику деятельности АТЭС на срок ее председательствования (т.е. на один год). 10

Саммитам Лидеров всегда предшествуют встречи Министров. Результатом  встреч Министров являются совместные заявления, содержащие оценку результатов  деятельности форума за прошедший год  с указанием достигнутого, отмечается работа форумов, входящих в систему  АТЭС, и определяются приоритетные направления работы на следующий  год. К совместным заявлениям могут  прилагаться заявления по специальным  вопросам (например, по вопросам членства).

По результатам каждого  саммита Лидеров принимаются  декларации, подводящие общий итог деятельности форума за год. В декларациях  формулируются позиции участников относительно тех или иных событий  региональной или мировой экономики  и стратегия форума. Иногда в качестве дополнения декларации содержат разного  рода приложения, определяющие принципы АТЭС в тех или иных сферах сотрудничества.

На встречах отраслевых министров  рассматриваются вопросы в соответствующих  областях сотрудничества и принимаются  планы действий, руководящие принципы, декларации и другие документы, определяющие приоритетные направления деятельности АТЭС в той или иной области  сотрудничества и адресованные, прежде всего, соответствующим форумам  системы АТЭС, которые на их основе и осуществляют свою работу.

Встречи отраслевых министров  не обязательно проводятся в председательствующем в данном году государстве; отраслевые министры собираются в стране, которая  согласилась организовать эту встречу  и нести все расходы, связанные  с ее проведением.

Встречи Старших должностных  лиц (СДЛ) – орган, состоящий из представителей министерств иностранных дел  государств – участников, призванный координировать работу по реализации решений, принятых Лидерами и Министрами; он же является связующим звеном высшего  органа АТЭС и форумов, занимающих положение  структурных подразделений АТЭС. СДЛ непосредственно подчинены  Министрам и обязаны выполнять  распоряжения последних. 11

Органы АТЭС именуются  форумами. К ним относятся 3 комитета (Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет  по бюджету и управлению) и 11 рабочих  групп: по энергетике, рыболовству, развитию малых и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских  ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям  и информации, развитию торговли, техническому сотрудничеству в области сельского  хозяйства. Все эти форумы могут  создавать свои вспомогательные  органы – субфорумы (это общее  понятие объединяет все вспомогательные  органы, имеющие разные наименования: подкомитеты, группы, подгруппы и  т.п.), которые проводят определенную работу в соответствующей сфере  в рамках своего мандата. Данные субфорумы  вырабатывают рекомендации и передают их в органы своего управления (комитеты и рабочие группы) для изучения и дальнейшей их передачи СДЛ, которые, окончательно утверждая, передают рекомендации на одобрение Министрам.

Среди комитетов и рабочих  групп особое положение занимает Комитет по торговле и инвестициям, на который возложены функции  по “реализации, расширению и продвижению работы по Коллективным планам действий”, которые являются “главным двигателем (vehicle) в успешной реализации одной из главных целей АТЭС – либерализации и содействия торговле и инвестициям” для достижения богорских целей. КТИ также развивает инициативы АТЭС по ранней добровольной секторальной либерализации. Помимо этого КТИ выполняет функцию по координации деятельности других форумов, связанной с либерализацией и содействием торговле и инвестициям. 12

В рамках КТИ действует 9 субфорумов, каждый из которых выполняет  соответствующую работу в одной  или нескольких из 14 областей сотрудничества по либерализации и содействию торговле и инвестициям, определенных в части 1 (Либерализация и содействие) Осакской программы действий.

В компетенцию Экономического комитета входит анализ тенденций экономического развития региона. Экономический комитет  сфокусировал свою деятельность на двух направлениях:

1) разработка проблем,  являющихся приоритетными для  Лидеров и Министров, и выработка  принципов программ содействия  и развития торговли и инвестиций (ТИЛФ) и экономического и технического  сотрудничества (ЭКОТЕК);

2) аналитическая работа. Для выполнения этих задач  Экономический комитет привлекает  к своей работе ученых, исследователей  и бизнесменов. Экономический  комитет также активно сотрудничает  с исследовательскими центрами  АТЭС, которые создаются при крупных  научно-исследовательских и образовательных  учреждениях. 

Комитет по бюджету и управлению дает советы СДЛ по бюджетным и  административным вопросам. Этот комитет  проводит оценку и вырабатывает рекомендации по структуре бюджета, ежегодно составляет бюджет АТЭС, который должен быть одобрен Министрами. Кроме того, он рассматривает вопросы, связанные с финансированием проектов. Комитет также уполномочен наблюдать за и оценивать деятельность рабочих групп и давать рекомендации СДЛ о том, как увеличить эффективность их деятельности.

Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству содействует  СДЛ в координации и управлении работы АТЭС в области экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК).

Основная деятельность рабочих  групп сосредоточена на разработке программ и реализации конкретных проектов в рамках ЭКОТЕКа.

Рабочая группа по малым  и средним предприятиям координирует работу всех форумов, входящих в АТЭС, в данной области. В 1996 г. группа определила пять приоритетных направлений в  развитии малых и средних предприятий: развитие людских ресурсов, доступ к информации, обмен технологиями, доступ к рынкам, финансирование.

Рабочая группа по энергетике ставит перед собой цель максимизировать  вклад энергетического комплекса  в экономическое и социальное развитие региона, снижая при этом негативный для окружающей среды эффект от поставки и использования энергии. Рабочая группа по энергетике реализует политику трех «Э»: экономический рост, энергетическая безопасность, экология. Для достижения этой цели под эгидой рабочей группы осуществляется сотрудничество представителей правительств, экспертов и предпринимателей. При рабочей группе в 1998 г. была создана бизнес-сеть рабочей группы по энергетике (EWG Business Network), призванная служить средством взаимодействия предпринимателей и рабочей группы. Бизнес-сеть вырабатывает рекомендации относительно проектов и инициатив по укреплению диалога между предпринимателями и правительствами, реформ в области энергетики с целью привлечь частные инвестиции в развитие энергетической инфраструктуры.

Деятельность рабочей  группы по рыболовству нацелена на максимизацию экономических выгод  от использования рыбных ресурсов и  поддержание устойчивости рыбных запасов. Рабочая группа реализует проекты, связанные с сохранением рыбных ресурсов, повышением качества и безопасности рыбы и рыбопродуктов. В рамках группы осуществляется несколько проектов по развитию аквакультуры.

Рабочая группа по развитию людских ресурсов реализует различные  проекты в таких областях, как  образование, обработка информации и анализ ситуации на рынке труда, повышение уровня квалификации работников в основных отраслях экономики, включая  малый и средний бизнес, непрерывное  образование, разработка образовательных  методик, повышение мобильности  высококвалифицированных специалистов, повышение качества, продуктивности и эффективности труда, а также  в сфере информационных технологий.

Рабочая группа по промышленной науке и технологиям сфокусировала  свою активность на шести приоритетных направлениях: совершенствование системы  получения информации, совершенствование  системы развития людских ресурсов, улучшение делового климата, устойчивое развитие, расширенный политический диалог, содействие партнерству.

Рабочая группа по сохранению морских ресурсов создана с целью  защиты морских ресурсов и морской  среды. Ведущим механизмом реализации этой цели является План действий по устойчивому  развитию морской среды (Action Plan on Sustainability of the Marine Environment). Рабочая группа по телекоммуникациям  отдает приоритет следующим направлениям деятельности: развитие людских ресурсов, передача технологий, стандартизация в сфере телекоммуникаций.

Рабочая группа по туризму  призвана содействовать поддержанию  устойчивости туристского сектора  экономики. С этой целью рабочая  группа организует различные мероприятия  с участием туристских компаний для  обмена информацией, мнениями и определения  областей сотрудничества.      

Рабочая группа по транспорту должна направить свою работу на увеличение эффективности, устойчивости и безопасности региональной транспортной системы.

Рабочая группа по содействию торговле нацеливает свою деятельность на разъяснение роли и функций  правительственных агентств по развитию торговли. Группа сконцентрировала работу в таких областях, как финансирование торговли, выполнение образовательных  программ, предоставление информации о торговле, поощрение сотрудничества между предпринимателями и правительственными агентствами по содействию торговле. Особое внимание рабочая группа уделяет  развитию электронной коммерции  и логистики в современной  торговле.

Компетенция рабочей группы по техническому сотрудничеству в области  сельского хозяйства распространяется на следующие сферы: развитие биотехнологии  в сельском хозяйстве; производство, переработка, реализация и потребление  сельскохозяйственной продукции; передача сельскохозяйственных технологий.

Важным элементом структуры  АТЭС является Деловой консультативный  совет (APEC Business Advisory Council) – автономный бизнес-форум (действует с 1996 г.), объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку  зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его  работе. Совет сам определяет свою структуру и бюджет, предметы обсуждения на своих встречах и проблемы, которые  он представляет на рассмотрение Министрам  и Лидерам.13

Совет осуществляет две главные  функции:

1) дает советы относительно  реализации Осакской программы  действий и по другим приоритетным  для бизнеса вопросам; рекомендации  Совета играют очень важную роль в деятельности АТЭС, особенно при составлении Коллективных планов действий;

2) предоставляет по запросам  рабочих органов форума АТЭС  информацию по вопросам, связанным  с бизнесом, и информацию о  перспективах бизнеса в специфических  областях сотрудничества.

В Совет входят по три  представителя от каждого государства, причем все они назначаются правительствами  своих стран. Каждый год проводятся встречи tete-a-tete Лидеров и Делового консультативного совета, на которых  обсуждаются представляющие интерес  для бизнеса вопросы.

Информация о работе Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС