Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.
Отсюда, можно выделить следующие задачи:
Изучить этапы создания АТЭС и проанализировать его структуру.
Исследовать основные направления участия РФ в форуме.
Проанализировать перспективы развития сотрудничества РФ со странами АТЭС после саммита во Владивостоке.

Файлы: 1 файл

основные направления сотрудничества россии в рамках атэс.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Выступая в Сингапуре, Д. А. Медведев пообещал, что Россия сделает «все необходимое, чтобы  саммит АТЭС во Владивостоке прошел результативно  и на высоком уровне».

       Значимость саммита АТЭС во Владивостоке определяется не только вопросами престижа. Владивостокский «слет» лидеров региона, который в ближайшие десятилетия станет локомотивом развития всей планеты, может дать шанс для решения многих проблем российского Дальнего Востока и Сибири, о развитии которых так много говорится в последние годы на самых разных уровнях.

        Хорошо известно, что с 1990-хгодов в Приморье, на Дальнем Востоке и в Сибири начала складываться тяжелая экономическая ситуация. 28После лишения этого региона дотаций и льгот, привлекавших рабочую силу в советские годы, начался отток населения. Регион начал все больше отставать от стремительно развивающихся прилегающих районов Китая. Коррумпированность местных руководителей, высокий уровень преступности, неразбериха в российском экономическом законодательстве делали Дальний Восток непривлекательным для иностранных инвесторов. По этой причине не услышанными оказывались призывы развивать экономическое сотрудничество с дальневосточными российскими территориями, обращенные к Китаю, Японии, Южной Корее.

       Ситуация начала исправляться в последние годы, после того как правительство России приняло комплексную программу развития Сибири и Дальнего Востока, продемонстрировав потенциальным инвесторам, что оно не на словах, а на деле думает о будущем этого региона и готова приложить усилия и средства для его развития.

        В частности, на проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке предполагается выделить на развитие городской инфраструктуры более 6 млрд. долл. Проект «Большой Владивосток», рассчитанный на 2008—2012 годы, предусматривает реконструкцию международного аэропорта, развитие автодорожной сети, портовой и инженерной инфраструктуры, коммуникаций, сооружение многофункционального административно-делового центра, включающего гостиницы и международный конференц-центр на 7 тыс. человек. На острове Русском предполагается открыть туристско-рекреационную зону и технопарк. После саммита несколько возведенных здесь гостиниц планируется использовать для проживания студентов нового федерального университета, в том числе иностранных. Однако не менее важной, чем сооружение объектов инфраструктуры, является содержательная часть мероприятия. 29

      Известно, что пока японских, южнокорейских, китайских и других инвесторов на Дальнем Востоке интересуют, в основном, проекты, связанные с получением доступа к российскому сырью: углеводам, металлам, лесу, рыбе и морепродуктам. Разумеется, саммит АТЭС во Владивостоке может и должен стать трибуной для представления сырьевых и энергетических проектов в рамках концепции «Россия - надежный поставщик партнерам по АТЭС нефти и газа». Но необходимо готовиться и к пропаганде других, например, транспортных проектов - «Россия - транспортный мост между Азией и Европой», а также проектов, связанных с развитием производственной и научной базы Дальнего Востока, нацеленных на преодоление зависимости от экспорта сырья и энергоресурсов. 30

      Одной из важных тем на саммите-2012 может стать тема, примыкающая к теме развития экономического сотрудничества Дальнего Востока и АТЭС - охрана окружающей среды. Ее важность Россия прочувствовала после ряда экологических катастроф на предприятиях КНР, ставших причиной серьезного загрязнения рек, текущих с китайской на российскую территорию. А бесконтрольная и, чаще всего, преступная, то есть осуществляемая компаниями, связанными с криминальными структурами, вырубка лесов, как на Дальнем Востоке России, так и в странах-членах АТЭС, подсказывает темы ресурсосбережения, борьбы с преступностью и коррупцией. Однако, сложность в том, что сделать обсуждение этих тем на саммите во Владивостоке предметным и результативным Россия сможет лишь в том случае, если еще до 2012 года продемонстрирует не только решимость, но и хотя бы какие-то успехи в борьбе с указанными выше проблемами.

            Привлечение инвесторов и экономических партнеров из АТЭС на Дальний Восток и в Сибирь позволит не только решить проблему развития этих регионов, но и сделать это так, чтобы не создавать угрозы их «наводнения» трудовыми ресурсами из КНР, что не только усиливало бы зависимость России от одного партнера, но и повышало бы опасность утраты этого региона.31 Здоровая и честная конкуренция стран АТЭС за право помогать России в освоении природных богатств Дальнего Востока и Сибири и, параллельно, развитии этих регионов, пойдет России только на пользу.

       Саммит во Владивостоке можно использовать для того, чтобы обеспечить привлечение богатых тайваньских инвесторов и предпринимателей. Хорошо известно, что до сих пор российские попытки сделать это оказывались не слишком успешными не только из-за низкой привлекательности России, «прославившейся» коррупцией и преступностью, но и из-за противодействия Пекина. Высокопоставленные российские чиновники и политики, оглядываясь на Пекин, до сих пор, например, блокируют открытие нужного российским и тайваньским предпринимателям и туристам прямого авиасообщения между Москвой и Тайбэем, или Владивостоком и Тайбэем. Однако поскольку Тайвань в качестве «экономической территории» является таким же равноправным членом АТЭС, как КНР, присутствие тайваньской высокопоставленной делегации во    Владивостоке не может быть оспорено нашими друзьями из КНР. А ее появление будет способствовать налаживанию взаимовыгодных связей между Дальним Востоком в частности и Россией в целом и Тайванем.

       Саммит во Владивостоке, как и вообще развитие сотрудничества России со странами АТЭС, можно использовать и для дальнейшего стимулирования наших отношений с Японией. Отрадно, что в последние годы осознание японскими предпринимателями и инвесторами выгод от сотрудничества с Россией привело к резкому росту присутствия на российской территории японских компаний, строительству японцами крупных предприятий, в том числе по сборке автомобилей. С российской стороны зазвучали высказывания, что развитию взаимовыгодных российско-японских отношений теперь уже не мешает отсутствие мирного договора и нерешенность территориальной проблемы. Динамика роста активности японского бизнеса в России вроде бы подтверждает эти мысли. Однако в Токио так не считают. Принятые в Японии законы блокируют участие японских граждан в хозяйственном освоении Южных Курил. Конечно, в нынешней ситуации вряд ли можно опасаться, что руководство Японии пойдет на какие-то политические или дипломатические шаги, которые могут нанести серьезный ущерб успешно развивающемуся российско-японскому экономическому и деловому сотрудничеству - слишком большие деньги на кону, слишком велики интересы японских компаний. Тем не менее, нерешенность территориальной проблемы - а японская сторона не демонстрирует готовности к компромиссам, которые могли бы помочь решению этой проблемы - может остаться в какой-то мере тормозом в развитии двусторонних отношений. В этих условиях активизация экономического сотрудничества России с другими странами АТЭС, увеличение активности их предпринимателей на российской территории, в первую очередь на Дальнем Востоке и в Сибири, создало бы для японцев дополнительный стимул активизировать свою экономическую деятельность в этом регионе, чтобы не отстать от других и не потерять выгодные контракты.

Новые перспективы развития японо-российского сотрудничества в рамках АТЭС открывает высказанная  премьер-министром Японии Юкио Хатоямой идея создания Восточно-Азиатского сообщества. Хотя пока она недостаточно конкретна, уже ясно, что эта идея является одним из ключевых элементов политики кабинета Хатоямы, наряду с достижением  большей независимости от США. России стоит предложить премьеру Японии свое посильное содействие в проработке и реализации идеи Восточно-Азиатского сообщества.

            Саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году изменит имидж восточной части России и откроет перед этим регионом новые перспективы. Такое мнение высказал в интервью ИТАР-ТАСС и южнокорейской газете "Чунанильбо" министр иностранных дел России Сергей Лавров.

"Проведение форума  АТЭС под российским председательством  является для нас задачей первостепенной  значимости, — сказал он. — Мы  заинтересованы в сотрудничестве  с южнокорейскими партнерами, которые  обладают большим опытом организации  атэсовских мероприятий — Республика  Корея дважды была председателем  форума". "На нынешнем этапе  наши усилия сосредоточены на  создании инфраструктуры, необходимой  для проведения саммита, —  информировал глава МИД РФ. —  Ведутся работы, связанные со  строительством порядка 50 комплексных  объектов, крупнейшие из которых  — Дальневосточный федеральный  университет, здание конференц-центра, грузовой терминал на острове  Русский, мостовые переходы через  пролив Босфор Восточный и  бухту Золотой Рог, аэропортовый  комплекс "Кневичи". "Приветствуем  заинтересованность иностранных  компаний, в том числе из Республики  Корея, в участии в строительстве  инфраструктуры для саммита АТЭС-2012", — отметил он. 32

       Вместе с тем Лавров добавил, что "председательство в АТЭС — не только большая честь, но и колоссальная нагрузка". "В то же время это — прекрасная возможность продемонстрировать потенциал районов Сибири и Дальнего Востока, подключить партнеров к работе по их развитию, сделать весомую заявку на полноценное участие России в механизмах региональной экономической интеграции, причем по самому широкому спектру вопросов, включая сотрудничество в наукоемких и высокотехнологичных областях, — подчеркнул министр. — Постараемся максимально использовать этот уникальный шанс кардинально изменить имидж Владивостока и восточной части России в целом, открыть перед этим регионом новые широкие перспективы".33

       Исходя  из всего выше сказанного предстоящий  саммит АТЭС во Владивостоке — это не только возможность усилить и углубить экономическое сотрудничество со странами-участницами АТЭС, что позволит улучшить ситуацию в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, вовлечь эти территории в региональную интеграцию, но и место, где возможно разрешение существующих проблем экономического сотрудничества, а также территориальных разногласий и проблем безопасности региона.

        Таким  образом, основной задачей РФ  в рамках АТЭС, разрешение которой  позволит усилить экономическое  сотрудничество с экономиками  форума в различных направлениях, а также привлечение инвестиций, является укрепление позиций  и повышение роли РФ в рамках  АТЭС.  Разрешение этой задачи  возможно на предстоящем саммите  АТЭС во Владивостоке в 2012 г.

 

 

 

 

Заключение

Азиатско-Тихоокеанский  регион явился местом формирования единого  экономического пространства  –  Азиатско-Тихоокенского экономического содружества. Формирование единого  экономического поля в рамках региона  обеспечило возможность укрепления экономических связей между основными  странами-участниками содружества, создания благоприятных условий для проведения многостороннего и двустороннего диалога между странами в области экономики. Такие перспективы не могли не войти в сферу интересов России, в результате чего в 1998 году Россия стала равноправным участником АТЭС.

Таким образом, в данной работе были исследованы основные направления  сотрудничества России в рамках АТЭС. Согласно проделанному исследованию были решены задачи, поставленные в начале работы:

  1. Изучив этапы создания форума  АТЭС, был сделан вывод о том, что создание форума было обусловлено необходимостью появления в рамках АТР единого экономического пространства, расширения и усиления сотрудничества  в области экономики и торговли между странами региона. Такая необходимость возникла ещё в 60-е годы XX века. Создание АТЭС позволило выработать  общие для всех стран-участниц цели в рамках экономического сотрудничества.

Появлению форума предшествовали две попытки создания единого  экономического пространства в регионе: ТЭС и СТЭС, которые не приобрели  влияние в регионе, поскольку  имели неправительственный статус. В результате в 1989 году был создан форум АТЭС, не имеющий статуса международной организации. Структура АТЭС не была слишком разветвленной и усложненной, что позволило четко определить приоритетные направления деятельности и распределить их между  соответствующими органами.

Основная работа АТЭС ведется  на двух уровнях: первый уровень, более  статичный, связан с деятельностью  постоянных органов форума; второй, представляющий собой динамичную сторону деятельности АТЭС, осуществляется посредством ежегодных встреч Министров и неформальных саммитов Лидеров.

  1. В результате проделанного исследования были выявлены основные направления участия России в форуме, приоритетные задачи РФ в рамках АТЭС, значение и роль страны как полноправного члена форума.

Вступив в 1997 году в АТЭС, РФ взяла курс на расширение и усиление сотрудничества со странами-участницами  форума. Россия стремилась активно  вести работу в рамках АТЭС. Тем  не менее работа России на первых этапах в АТЭС была задачей незначительной.

На сегодняшний день приоритетной задачей РФ в рамках форума является закрепление роли страны как полноправного  члена, усиление позиций России, с целью вовлечения в интеграционный процесс в рамках АТЭС Дальнего Востока.

  1. Анализ перспектив сотрудничества РФ со странами-участницами по завершении саммита АТЭС во Владивостоке выявил приоритетные направления развития диалога между экономиками форума. Прежде всего, саммит АТЭС во Владивостоке может дать толчок к разрешению проблем развития российского Дальнего Востока посредством привлечения инвесторов в этот регион. Так как РФ является основным поставщиком природного сырья, это позволит вынести на рассмотрение в рамках саммита различные энергетические и сырьевые проекты. Параллельно возможно расширение диалога между странами в области защиты окружающей среды.

Владивостокский саммит явился ещё одним шагом на пути разрешения территориальных споров и подписания мирного договора между РФ и Японией.

В целом саммит АТЭС во Владивостоке изменит облик восточной части  РФ и откроет перед регионом новые возможности.

Список литературы.

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения// М. Маркетинг. 2001.
  2. Гончаренко С. Россия вступила в АТЭС // Море. №2. 1998 г.
  3. Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России// ИДВ РАН. М. 2010.
  4. Черный В.А. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион//Томск. 2009г.
  5. Васильев С. АТЭС, Россия и деловые круги// Экономика России – XXI век. №3. 2001 г.
  6. Веремеев Н.В. Международно-правовой статус форума «Азиатско-Тихоокеансоке экономическое сотрудничество. //Московский журнал международного права. М. 2004.
  7. Иванов А. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества// Вестник МГИМО. №1. 2010 г.
  8. Лосюков А.П. Россия и АТЭС // Бизнес Матч. № 32. 2002 г.
  9. Михайлов В.М. Владивосток может стать международным центром АТР // Сборник материалов межинститутской научной конференции МИД РФ. 1999 г.
  10. М.Островская Е. Я. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества // URL:http://www.hse.ru
  11. Россия в АТЭС и АТР// Сборник материалов межинститутской научной конференции МИД РФ. М. 1999
  12. Севастьянов С.В. Время соответствовать новым вызовам// Дальневосточный ученый. Владивосток. №23.2001.
  13. Севастьянов С.В. Форум АТЭС: проблемы эффективности и перспективы развития. Космополис. №3. 2008.
  14. Путин В.В АТЭС – принципиальный выбор России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 2006 г.// URL: http://putin.viperson.ru
  15. Шипилов С.Б. Участие России в АТЭС. Проблемы и перспективы.//Международная жизнь. М. №10. 2007г.
  16. Шлык Н.Л. Дальний Восток России: Проблемы включения в интеграционные процессы в рамках АТЭС. //Хабаровская государственная академия экономики и права. Владивосток. 2005 г.
  17. URL:http://www.vlc.ru
  18. URL:http://www.words-info.com
  19. URL:http://apec.primorsky.ru
  20. URL:http://apec.primorsky.ru
  21. URL:http://www.ptr-vlad.ru

Информация о работе Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС