Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование направлений сотрудничества России в рамках АТЭС.
Отсюда, можно выделить следующие задачи:
Изучить этапы создания АТЭС и проанализировать его структуру.
Исследовать основные направления участия РФ в форуме.
Проанализировать перспективы развития сотрудничества РФ со странами АТЭС после саммита во Владивостоке.

Файлы: 1 файл

основные направления сотрудничества россии в рамках атэс.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Секретариат (административный орган форума АТЭС) был создан в  соответствии с декларацией по институциональной  организации АТЭС, принятой на четвертой  министерской встрече в Бангкоке (сентябрь 1992 г.), как “механизм для  содействия и координации деятельности АТЭС, оказания материально-технической  поддержки, а также для управления финансовыми делами в соответствии с инструкциями Старших должностных  лиц АТЭС”. Секретариат находится  в Сингапуре, признается юридическим  лицом, “пользующимся правоспособностью, необходимой для выполнения своих  функций”. При осуществлении своих  функций Секретариат ответственен перед Старшими должностными лицами.

Секретариат форума АТЭС имеет  следующую структуру:

• исполнительный директор (глава Секретариата), функции которого выполняет представитель председательствующей в данном году экономики.

• штат профессиональных сотрудников, состоящий из чиновников, направляемых в Секретариат каждой экономикой – участницей форума;

• штат поддержки, состоящий  из местного персонала.

Секретариат АТЭС может быть уполномочен действовать от имени  членов АТЭС на основании указаний Министров.14

В работе форумов также  принимают участие наблюдатели. На сегодняшний день статус официальных  наблюдателей имеют Секретариат  АСЕАН, Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), Тихоокеанский островной форум. Помимо этого, наблюдатели имеют право присутствовать на встречах Министров, отраслевых министров, заседаниях комитетов и рабочих групп, их вспомогательных органов, получать документы и т.п.

В деятельности рабочих групп  могут принимать участие «гости»  – категория участников, объединяющая государства – нечленов АТЭС; региональные/универсальные  международные организации и  органы; представителей бизнеса государства  – участника АТЭС, не вошедших в  официальную делегацию своей  страны.

Участие «гостей» в деятельности рабочих групп регулируется Консолидированными руководящими принципами по участию  экономик – не членов в деятельности рабочих групп АТЭС.

Исходя из всего выше сказанного, следует отметить, что АТЭС не имеет  усложненной и слишком разветвленной  структуры. В целом основная работа форума по осуществлению целей и  задач проводится на двух уровнях. Первый, более статичный уровень, связан с деятельностью основных органов  форума. Второй, представляющий собой  динамичную сторону деятельности форума, включает в себя ежегодные встречи  Министров и встречи Лидеров.

Создание экономического сообщества в АТР было обусловлено  необходимостью усиления и расширения диалога между странами региона  в экономическом направлении. Несмотря на то, что АТЭС не приобрел статус международной  организации, спектр решаемых сообществом  задач очень широк, реализация которых осуществляется на нескольких уровнях, что объективно обуславливает присутствие работу АТЭС в регионе.

 

 

 

Глава 2 Россия и  АТЭС.

§2.1 Участие России в рамках АТЭС.

Доля России во внешнеторговом обороте стран АТР составляет примерно 1%, объем ее инвестиций в  эти страны незначителен. Поэтому  последние мало заинтересованы в  обсуждении с представителями России в рабочих группах АТЭС конкретных положений, регулирующих торговлю и  другие направления сотрудничества в регионе. В то же время доля стран  АТЭС во внешнеторговых (прежде всего  экспортных) операциях России достаточно высока (более 15%), что превышает объем  экспорта в страны СНГ. Иными словами, Россия в большей степени зависит  от торгово-экономических связей со странами-членами АТЭС, чем они  зависят от нее.15

В 1999 году на инициированной МИД РФ научной конференции «Россия  в АТЭС и АТР», в частности, отмечалось, что объективные возможности  российской экономической политики в рамках АТЭС весьма ограничены. Эксперты предупреждали, что роль России в  деятельности АТЭС может свестись к  участию в саммитах и встречах министров иностранных дел и  торговли, тогда как с развертыванием реальной работы, в том числе в  рамках рабочих групп, могут возникнуть сложности.16

Прогноз экспертов во многом оправдался. Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь в последние  годы. С 1999 по 2007 годы В. Путин – сначала  в качестве председателя правительства, а затем президента России – принимал участие во всех саммитах АТЭС (за исключением  саммита 2002 года). Активная работа на высшем политическом уровне позволила донести  до стран АТР российские приоритеты в регионе, к которым, в первую очередь, относится выведение регионального  сотрудничества в области энергетики, транспорта, наукоемких технологий и  т.д. на качественно новый уровень. Участие же России в рабочих группах по-прежнему отличалась пассивностью и отсутствием должной преемственности. Использование этих механизмов остается приоритетной задачей для российского Дальнего Востока, так как позволяет координировать экономическую деятельность со странами АТР в области торговли, рыболовства, инфраструктуры транспорта и связи, энергетики.

Институциональный механизм АТЭС предусматривает активность всех участников, в том числе в организации  мероприятий в рамках ежегодной  весьма обширной программы. В 2001 году заседание  Делового консультативного совета АТЭС прошло в Москве.17 В дальнейшем местом проведения большинства российских мероприятий из годовой программы АТЭС стал Владивосток. В 2002 г. в этом городе состоялись седьмой инвестиционный симпозиум и третья ярмарка инвестиций АТЭС. А в 2005 г. – ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.18

Президент России Д. Медведев впервые принял участие в саммите  АТЭС в ноябре 2008г.19 В преддверии этого мероприятия СМИ ряда стран АТР опубликовали его статью, в которой он поделился своим видением места и задач этой организации, а также перспектив участия в ней нашей страны. По его мнению, Форум АТЭС может и должен играть все возрастающую роль в обеспечении стабильности и процветания АТР. В период борьбы с мировым финансовым кризисом, отметил Медведев, укрепление международного взаимодействия является «ключом к решению первоочередной задачи – формирования многополярной международной финансово-экономической системы».20 При этом именно АТР в условиях сохранения многими государствами региона высоких темпов роста может стать «тем локомотивом, который в перспективе обеспечит устойчивое развитие мировой экономики». Разделяя озабоченность членов Форума колебаниями цен на энергоносители, Медведев заявил о намерении России «содействовать созданию такой системы энергообеспечения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки». В этой же статье президент РФ подтвердил, что в ходе реализации задач Форума АТЭС Россия будет твердо придерживаться основополагающих для него принципов консенсуса и добровольности. Несколько дней спустя на пресс-конференции по итогам встречи глав государств и правительств стран-участниц АТЭС Медведев заявил о приверженности России еще одному краеугольному для этой организации принципу – «открытого регионализма». Он также выразил удовлетворение тем, что саммит в Лиме во многом стал продолжением встречи «Двадцатки» в Вашингтоне, наметившей основные пути выхода из финансового кризиса.

Д. Медведев принимал участие  в саммитах АТЭС в Сингапуре в 2009 годе и в Иокогаме в 2010 году. Регулярное участие российских президентов  в саммитах, проведение мероприятий  АТЭС на территории России свидетельствуют  о приоритетности этого направления  для высшего руководства страны. Еще одним подтверждением этого  факта стало решение провести саммит АТЭС 2012 г. (в период председательства России в этой организации) во Владивостоке.21

Разумеется, в тактическом  плане превращение Владивостока в один из так называемых мировых, или «ключевых» городов, выполняющих  интернациональные экономические и политические функции, имеет большое значение для российского Дальнего Востока.

Решение руководства России провести саммит АТЭС-2012 во Владивостоке и выделить в связи с этим на развитие городской инфраструктуры более 6 миллиардов долларов вселяет  надежду, что через несколько  лет Владивосток сможет по праву  претендовать на звание одного из «ключевых» городов Северо-Восточной Азии. 22

Стратегические интересы развития Дальнего Востока требуют  уже в ближайшее время определиться с российскими приоритетами в  совместной работе с членами АТЭС. Учитывая социально-экономические  реалии Дальнего Востока, а также  то, что Россия не является членом ВТО, ее интересам в наибольшей степени  отвечают собственное участие и  вовлечение партнеров в программы  ЭКОТЕК. Москва может декларировать  несколько приоритетных направлений сотрудничества в этой сфере. Тема энергетического сотрудничества уже предлагалась нашей страной для обсуждения на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году. Для Восточной Сибири и Дальнего Востока это – ключевая возможность экономической интеграции, и эту тему целесообразно снова представить, но уже в контексте геополитических и экономических реалий Северо-Восточной Азии, а также с учетом новой энергетической политики России, оставляющей за Москвой принятие стратегических решений в области добычи и транзита энергоресурсов.

Поскольку Россия является важнейшим поставщиком леса, рыбы, морепродуктов, металлов и других ресурсов, зависящие от их бесперебойных поставок страны Восточной Азии (особенно Китай  и Япония) заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в  области их защиты и сохранения.23 В перспективе эта зависимость будет только усиливаться (серьезной региональной проблемой может стать, к примеру, нехватка пресной воды в Китае). Недавние экологические катастрофы на заводах Северо-Восточного Китая, последствия которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной Азии, свидетельствует об актуальности темы сотрудничества в таких сферах, как охрана окружающей среды и ресурсосбережение.

Россия может внести весомый  вклад в обеспечение транспортного  сообщения между Восточной Азией  и Европой. В том числе путем  соединения Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. В  связи с этим необходимо подготовить  для обсуждения целый ряд проектов, направленных на совместное с зарубежными  партнерами использование российского  транспортного потенциала.

Конструктивное и системное участие в деятельности АТЭС и других региональных международных организаций будет способствовать более эффективному решению неотложных задач, стоящих перед российским Дальним Востоком. Дело в том, что некоторые ключевые проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры Северо-Восточной Азии не могут быть реализованы из-за нерешенности проблемы безопасности на Корейском полуострове. Москве необходимо наращивать усилия по исправлению ситуации, последовательно выступая в роли участника многостороннего сотрудничества в АТР и Северо-Восточной Азии. Например, активное участие России в обсуждении и решении проблемы поставок энергоресурсов в КНДР в формате шестисторонних переговоров может стать ключом к формированию новой межправительственной организации, которая будет заниматься комплексными проблемами безопасности Северо-Восточной Азии.

Наконец, у России есть еще  один ресурс – весомый образовательный  и научный потенциал вузов  и академических институтов Дальнего Востока.24 В вузах Владивостока и Хабаровска ежегодно растет число иностранных, в первую очередь китайских, студентов, что открывает отличные возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Существуют и другие направления регионального сотрудничества, приоритетность и эффективность которых надо оценивать уже сейчас, чтобы иметь возможность представить проработанные проекты для обсуждения в 2012 году.

Подготовка и проведение саммита во Владивостоке позволят гражданам  России больше узнать о целях и  деятельности АТЭС, о сотрудничестве в АТР и, самое главное, создадут предпосылки для более активного  вовлечения Восточной Сибири и Дальнего Востока в интеграционное пространство Северо-Восточной Азии. Решение последней  задачи, как и полноценное участие  наших представителей в рабочих  органах АТЭС, невозможны без качественного  увеличения присутствия российского  бизнеса при поддержке государства  на рынках и в экономиках стран  АТР. Иначе России придется еще долго  испытывать неудобства, нося пиджак, по меткому выражению Е. Примакова, «…купленный в 1998 году на два размера больше в расчете на вырост…».25 Россия сделала определенные усилия, чтобы этот пиджак пришелся ей по плечу, но их пока недостаточно. Подготовка к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке создаст Благоприятный фон для наполнения концепций и заявлений о российских намерениях в регионе реальным содержанием.

Таким образом, основными  задачами РФ в отношении АТЭС являются: усиление роли РФ в рамках форума;  укрепление позиций государства; развитие сотрудничества со странами-участницами АТЭС по приоритетным для России направлениям. Возможностью реализовать стоящие перед Россией задачи в рамках форума выступает предстоящий саммит АТЭС во Владивостоке.

§2.2 Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке.

     Идею превратить Владивосток в место встреч глав государств и министров иностранных дел стран АТР еще в конце 1980-х годов высказывал М. С. Горбачев.26 А в 2006 году на саммите в Ханое губернатор Приморского края С. М. Дарькин в неофициальном порядке предложил провести одну из будущих встреч лидеров АТЭС во Владивостоке. Спустя год, на саммите в Канберре, лидеры стран АТЭС поддержали предложение России провести саммит 2012 года во Владивостоке. С тех пор Россия начала подготовку к этому мероприятию.

       В опубликованной накануне саммита в Сингапуре (2009) в статье «АТЭС: на пути к стабильному, безопасному и процветающему сообществу» Д. А. Медведев  привлек внимание к тому вкладу, который Россия может сделать в развитие региона АТЭС: «Россия заинтересована в том, чтобы Сибирь и Дальний Восток были самым непосредственным образом вовлечены в региональную интеграцию. Мы пришли в АТЭС не с пустыми руками. Нам есть, что предложить партнерам. Это не только богатейшие запасы нефти, газа и других полезных ископаемых, биоресурсы и пресная вода. Не менее конкурентоспособным активом является научно-технологический, производственный и интеллектуальный потенциал нашей страны, в том числе ее восточных регионов». 27

Информация о работе Основные направления сотрудничества России в рамках АТЭС