Основные понятия и проблемы международных экономических отношений (МЭО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:07, лекция

Описание работы

Формирование международных экономических отношений зависит от уровня развития производительных сил. Между первобытными общинами и племенными союзами существовал обмен. Постепенно во время формирования национальных государств он преобразовывался в международную торговлю. В дальнейшем появляется мировой рынок, а вместе с ним другие формы международных экономических отношений.
В Древнем Востоке в 4–3 тыс. до н. э. уже существовала международная торговля.

Содержание работы

1. История МЭО
2. Основы теории МЭО
3. Международное разделение факторов производства
4. Значение МЭО сегодня
5. Формы МЭО и их участники
6. Экономическая глобализация
7. Участие России в МЭО

Файлы: 1 файл

МЭО_лекции1.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

В международных экономических  отношениях принимают участие сотни  тысяч фирм с разной формой собственности, но все более значительную роль в них играют ТНК – акционерные по форме хозяйственные комплексы, которые занимаются производственной и иной деятельностью во многих странах. Иностранные прямые инвестиции в современных условиях – это в первую очередь хозяйственные объекты, принадлежащие ТНК. Они создают международное производство, при этом специализация и кооперирование происходят между предприятиями в разных странах, принадлежащими одной фирме.

Большинство крупнейших банков и страховых компаний развитых стран  обладает транснациональным характером, имея филиалы во многих странах. Также  к транснациональным финансовым институтам относят инвестиционные фонды. Они управляют финансовыми средствами физических лиц, фирм и организаций, вкладывая их в ценные бумаги и другие активы в разных странах. Эти финансовые институты обеспечивают значительную мобильность денежных капиталов во всем мире. Следовательно, возрастает эффективность мировой экономики, но создаются факторы обострения финансовых и экономических кризисов.

Зачастую правительства  являются прямыми участниками международных экономических отношений в качестве заемщиков на международных финансовых рынках, экспортеров и импортеров товаров и т. п. Эмиссию ценных бумаг за границей и банковские заимствования осуществляют также региональные и местные органы власти.

Международные экономические  организации классифицируются по разным признакам:

1) по охвату стран – всемирные и региональные. К первым относятся большая часть органов ООН, Международный валютный фонд и др. Среди вторых главную роль играют органы экономической интеграции, особенно в Западной Европе;

2) по составу участников (членов) – межгосударственные (межправительственные) и негосударственные (например, Международный кооперативный альянс);

3) по сфере деятельности – торговля (Всемирная торговая организация), финансы (Группа Всемирного банка), сельское хозяйство (Европейская ассоциация животноводства), связь (Всемирный почтовый союз) и т. д.;

4) похарактеру деятельности. Некоторые организации осуществляют безвозмездную или иную финансовую поддержку правительствам, предприятиям, общественным объединениям. Это межгосударственные банки (Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и другие региональные банки). Другие организации занимаются международным регулированием определенных сфер мировой экономики (Всемирная торговая организация, многие органы региональной интеграции). Существенную роль играют организации, ведающие согласованием разного рода международных стандартов, патентов, норм, авторских прав, процедур и т. д.

 

6. Экономическая глобализация

Глобализация – это всемирная зависимость стран, предприятий и людей между собой в открытой системе политических, финансово-экономических и культурных связей, основанных на современных информационных и коммуникационных технологиях. Экономическая глобализация – самая главная часть этого процесса. Глобализация не завершенный процесс, она развивается, испытывая противоречия и трудности.

Уровень глобализации экономики  зависит от уровня развития производительных сил, современных технологий. Но зачастую понятие «глобализация» воспринимается как навязываемая странами Запада во главе с США идеология. Значительное количество людей в бедных странах не видят преимуществ глобализации. В последнее время человечеству становится понятно, что открытость обществ и экономик необходима не только для прогресса, но и для выживания.

Глобализация  рынков – это свободное международное движение услуг, товаров и мобильных факторов производства с образованием цен, обоснованных конкуренцией в мировом масштабе (например, рынок нефти). Глобализация рынков способствует высокому уровню эффективности производства и обращения.

В последние годы происходит глобализация финансовых рынков, т. е. рынков капитала в его денежной форме. К финансовым рынкам относят: валютные, кредитные и фондовые (ценных бумаг) рынки.

Денежные активы продаются  двумя способами:

1) с немедленной передачей товара и оплатой (кассовые сделки);

2) срочные (форвардные или фьючерсные) сделки, когда исполнение сделки относится на некоторый срок в будущем и в цене учитывается эта отсрочка.

В конце XX в. мировая экономика оказалась под угрозой из-за финансовых кризисов в странах среднего уровня развития. Причины кризисов были как внешнего, так и внутреннего характера. Но они бы не были такими масштабными, не будь у стран значительной международной задолженности, либерализации финансовых потоков и торговли.

 

 

Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами.

1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли

2. Международная торговля услугами

3. Мировая электронная торговля

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики

5. Лизинг как способ содействия развитию МЭО

 

1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли

Все страны мира постепенно все более втягиваются в международное  разделение труда. Об этом свидетельствуют  темпы роста международного товарооборота. За последние 150 лет они превышают  темпы роста ВВП. На десятки процентов  увеличиваются показатели мирового экспорта и импорта.

При подробном рассмотрении в мировой торговле изучают два  аспекта:

1) темпы роста мировой торговли в целом;

2) изменения в ее товарной и географической структуре.

Темпы роста рассматривают  у импорта и экспорта. Товарная структура подразумевает под  собой соотношение между некоторыми группами товаров.

Географическая  структура – доля какого-либо региона, страны или группы стран.

Высокие и стабильные темпы  роста международного товарооборота  свидетельствуют об увеличении в  последнее время емкости рынков. Это качественно новые признаки мировой торговли. В настоящее время существует тенденция к повышению доли готовой продукции. Сейчас на нее приходится более 70 %. Остальные 30 % делят между собой экспорт сельскохозяйственной продукции и добывающие отрасли промышленности.

Современная торговая политика, проводимая каждой страной, характеризуется наличием в ней двух противоположных тенденций – протекционизма и либерализации. Это не значит, что страна обязательно проводит эти две политики одновременно. Просто в разные периоды развития торговли преобладало что-то одно. Например, в 1950 – 60-х гг. проводилась политика, направленная на либерализацию, а уже в 1970 – 80-х гг. – на усиление протекционизма.

Таким образом, либерализация  международной торговли сопровождается возникновением новых гибких протекционистских барьеров. Их появление требует пристального контроля со стороны многочисленных международных организаций за их разработкой и практическим применением.

При этом существуют организации, которые тем или иным образом воздействуют на мировую торговлю или регулируют некоторые ее аспекты. Основная – Всемирная торговая организация (ВТО).

 

2. Международная торговля услугами

Сейчас появляются все  более новые виды международных  услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:

1) строительство и коммунальные услуги;

2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;

3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;

4) оборона государства и социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;

6) другие коммунальные, социальные и личные услуги.

Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:

1) трансграничная торговля;

2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;

3) учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;

4) перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги.

Сфера торговли услугами активно  развивается по причине резкого снижения транспортных издержек, так как современные способы связи и передачи информации позволяют совершать сделки без личных встреч продавца и покупателя услуги. Повысился спрос на услуги, ранее принимавшие товарную форму, – услуги финансового характера, банков, страховых компаний.

Рынок услуг изменило появление  на нем транснациональных корпораций (кроме финансового сектора). Раньше в этой сфере действовали мелкие и средние фирмы. ТНК смогли использовать последние технические достижения и создали систему передачи информации.

 

3. Мировая электронная торговля

Понятие «электронная торговля»  появилось сравнительно недавно. Зачастую под электронной торговлей понимают сделки по купле-продаже, осуществляемые через Интернет. Другая точка зрения: это сделки по купле-продаже, которые осуществляются по любым электронным сетям.

Согласно определению  ВТО, электронная торговля – это процесс производства, продажи, рекламы и распространения какой-либо продукции по всем телекоммуникационным сетям.

Электронная торговля включается в электронный бизнес, причем последнее понятие гораздо шире. Например, работа в поисковых порталах для бесплатного поиска необходимой информации в Интернете – это не электронная коммерция, но это электронный бизнес. Деятельность же интернет-магазинов – это электронная торговля, так как это предполагает осуществление коммерческой сделки.

Основой электронной торговли являются информационные технологии. Таким образом, электронная торговля – это технологии по управлению информацией электронным образом, которые приводят к заключению торговой сделки в сети Интернет.

Весь процесс осуществления  электронной торговли можно подразделить на три стадии:

1) стадия поиска. На этом этапе осуществляется поиск необходимого товара и происходит первое взаимодействие продавца и покупателя;

2) стадия заказа и оплаты. Эта стадия наступает, если обе стороны согласны с условиями совершения этой сделки;

3) стадия поставки.

Электронная торговля имеет  ряд преимуществ по сравнению  с традиционной. Она значительно сокращает трансакционные издержки, делает более простым процесс совершения сделок и сокращает его. Информационный товар гораздо легче доставить через Интернет, причем это дешевле.

Участниками электронной  торговли являются фирмы и домашние хозяйства. Государство принимает в ней участие в меньшей степени, так как несколько отстает в освоении экономического электронного пространства. В некоторых развитых странах проводятся госзакупки с использованием интернет-технологий, но в мировом масштабе подобные действия наблюдаются редко.

Существует два основных вида электронной коммерции: торговая площадка и электронный магазин.

На торговых площадках осуществляются, как правило, сделки между различными фирмами. Создаются они большим количеством участников: покупателями, продавцами и третьими лицами. Такие площадки имеют функциональную или отраслевую направленность. Виртуальные площадки могут создаваться в различных видах: виртуального каталога, биржи или аукциона.

Электронные магазины используют розничную торговлю. Во многом они похожи на традиционные. В электронных магазинах покупатель может оценить внешний вид товара, проконсультироваться, узнать мнения других покупателей и расплатиться в случае совершения покупки.

 

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики

Существуют основные правила, регулирующие торговлю. Они разработаны соответствующими организациями. Они не приказывают государствам поступать так или иначе, а призваны противостоять протекционизму, способствовать либерализации, т. е. обеспечивать всем равные условия.

Для регулирования внешней  деятельности государство использует следующие основные методы:

1) таможенные тарифы;

2) ограничения нетарифного характера;

3) различные формы стимулирования экспорта. Правительство использует те или иные инструменты в зависимости от ситуации.

По отношению к импортной  политике применяются таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. При этом цена, по которой данный товар будет продаваться в этой стране, будет выше общемировой. Это позволяет отечественным производителям повышать цены и на свои товары. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом случае у него есть преимущество – более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-либо продукцию, используемую местными производителями, их издержки увеличатся, что может привести даже к сокращению производства.

Существуют тарифы не только на ввозимую, но и на вывозимую продукцию. Они применяются в том случае, если цены на товар, производимый в этой стране, по каким-либо причинам ниже общемировых. Государство в этой ситуации ограничивает экспорт для того, чтобы не допустить падения предложения необходимого товара на внутреннем рынке.

Информация о работе Основные понятия и проблемы международных экономических отношений (МЭО)