Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:07, лекция
Формирование международных экономических отношений зависит от уровня развития производительных сил. Между первобытными общинами и племенными союзами существовал обмен. Постепенно во время формирования национальных государств он преобразовывался в международную торговлю. В дальнейшем появляется мировой рынок, а вместе с ним другие формы международных экономических отношений.
В Древнем Востоке в 4–3 тыс. до н. э. уже существовала международная торговля.
1. История МЭО
2. Основы теории МЭО
3. Международное разделение факторов производства
4. Значение МЭО сегодня
5. Формы МЭО и их участники
6. Экономическая глобализация
7. Участие России в МЭО
4) научно-информационный потенциал, т. е. все накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические и т. д.;
5) инфраструктура, а именно тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность. К этой группе также относится все, что влияет на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательным местом для проживания.
Главной идеей М. Портера является идея о том, что основные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются. Причем важнейшее значение имеют темпы создания и механизмы совершенствования факторов, т. е. эффективность их использования.
Также большое значение имеет классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов – неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. Но М. Портер считает, что конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, непрочна, потому что на мировой рынок могут выйти другие страны с более дешевыми природными ресурсами или трудом, может измениться производственный процесс и т. д. Чаще всего развитые факторы создаются на основе базисных, но их намного сложнее продублировать.
В наукоемких отраслях базисные факторы не дают решающего преимущества. К тому же ТНК могут получить их в других странах за счет зарубежных инвестиций. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке, фактор должен быть в высокой степени специализирован, приспособлен для нужд конкретной отрасли промышленности. Поэтому недостаток отдельных базисных факторов может быть не слабостью, а сильной стороной в конкурентной борьбе, побуждая компании осуществлять нововведения и усовершенствования.
Несмотря на глобализацию конкуренции, условия внутреннего спроса все еще имеют большое значение. При этом главную роль играет не объем внутреннего спроса, а его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке. Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик. Например, Япония после войны начала развивать транзисторную связь (этому способствовала и гористость страны). Остальные страны медленно отказывались от кабельной сети. Таким образом, Япония заняла лидирующие позиции.
Еще большее, чем сегментный состав спроса, значение имеют «качества» производственных и частных потребителей. Компании страны выигрывают, если их потребители являются по мировым стандартам наиболее требовательными и квалифицированными. Если японская фирма может продать технику у себя в стране, она ее продаст в любой точке земного шара.
Если состав спроса сложный и опережает международный, объем и характер развития внутреннего спроса могут увеличить конкурентное преимущество отрасли промышленности.
Родственные и поддерживающие отрасли – также важный показатель национального конкурентного преимущества. Эти отрасли предоставляют вспомогательное оборудование и полуфабрикаты высокого качества. Чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а «группы», или «кластеры», отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. И эти группы имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного географического пространства.
Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Цели, способы и стратегии организации фирм существенно различаются в разных странах. Национальные особенности оказывают влияние на способ менеджмента фирм и виды конкуренции. В мире нет универсальных систем менеджмента. С недавнего времени отличия в деловой культуре разных стран стали причислять к факторам их международной конкурентоспособности. Крайне важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее деловой культуре.
Внутриотраслевую конкуренцию
можно назвать катализатором
всей системы данных факторов, так
как наличие «своих»
Также на конкурентоспособность
государства может оказать
Государство не было включено М. Портером в основные детерминанты ромба. Он считал, что прямое государственное вмешательство негативно влияет на конкурентоспособность. Государство играет роль катализатора. Государство в любом случае должно заставлять компании ставить себе более высокие цели и подниматься на новые, более высокие уровни конкурентоспособности. Но роль государства должна быть косвенной.
В зависимости от сочетания факторов, служащих основой развития экономики, М. Портер выделил четыре этапа жизненного цикла страны:
1. Этап факторов производства. На этой стадии страны используют конкурентные преимущества, связанные с дешевой рабочей силой, плодородной землей и т. д.
2. Этап инвестиций. На этом этапе от инвестиционной активности государства и фирм страны зависит конкурентоспособность национальной экономики. При этом очень важно умение национальных производителей эффективно использовать и совершенствовать зарубежные технологии.
3. Этап нововведений. Он характеризуется присутствием уже всех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. При этом увеличивается количество отраслей, которые имеют возможность конкурировать на мировом уровне.
4. Этап богатства. Он характеризуется спадом производства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практически не используется активное инвестирование. В своей деятельности они используют не какие-нибудь новые стратегии, а те, что проверены временем, т. е. основанные на государственной поддержке.
Для каждой из этих стадий М. Портер выделил основные рекомендации для проведения экономической политики этих стран.
Экономикам, находящимся на стадии факторов, он рекомендует поддерживать внутреннюю макроэкономическую, а также политическую стабильность, достичь высокого уровня образования, главенства закона. Также им необходимо создавать и развивать физическую инфраструктуру, открывать рынки и использовать передовые технологии других стран.
Экономикам на стадии инвестиций он советует вкладывать средства в совершенствование физической инфраструктуры, научные исследования, развитие «кластеров». Кроме того, необходимо создать условия для опережения развития зарубежных технологий и развития мощностей по всей цепочке: от добывающих до обрабатывающих отраслей.
Экономикам, находящимся на этапе нововведений, стоит уделить внимание дальнейшему развитию «кластеров»; создать сеть исследовательских организаций, что в свою очередь включает не только научные лаборатории, но и подготовку специалистов соответствующего уровня; создавать для фирм такие условия, которые бы благоприятствовали развитию новых стратегий и нововведений.
Лекция № 5. Международная кооперация производства
1. ТНК, роль и сферы деятельности ТНК в мировой экономике
2. Операции ТНК
3. Влияние ТНК на мировую экономику и формирование современных МЭО
4. Специфика и основные формы международного технологического обмена
1. ТНК, роль и сферы деятельности ТНК в современной мировой экономике
Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и были связаны с деятельностью в сфере добычи и сбыта минерального сырья. Во второй половине XX в. сфера их деятельности расширяется, к тому же они функционируют уже в мировых масштабах.
Их возникновение связано с развитием разделения труда и кооперацией. Специализация предприятия способствует увеличению масштабов производства, и это характерно для любого хозяйствующего субъекта.
После того как предприятие в рамках своей страны увеличило производство, оно расширяется и за ее пределы. На этом этапе появляются международные производственные формирования. Предприятия стремятся получить как можно больше дохода и выходят на мировой рынок.
Международные корпорации, как правило, делят на три группы: транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК) и международные корпоративные союзы.
Многонациональные корпорации – это производственные объединения международных фирм, причем эти фирмы принадлежат собственникам из разных стран. Национальные компании объединяются на основе технологий, научных разработок.
Международные корпоративные союзы чаще всего являются консорциумами по организационной форме. Это объединения концернов для решения определенных экономических задач.
Транснациональные корпорации – это компании, контроль над которыми осуществляется, как правило, акционерами одной страны. Но свою деятельность они осуществляют и в других странах посредством создания филиалов и своих дочерних компаний, которые имеют свои службы сбыта, производства продукции и т. д.
ТНК состоит из материнской корпорации и дочерних филиалов. Материнская компания формирует стратегию развития, осуществляет контроль над финансами и технологиями, участвует в управлении дочерними компаниями посредством участия в их капитале. Также она принимает решение о покупке, учреждении или ликвидации своих подразделений.
ТНК функционируют не во всех отраслях. Большинство транснациональных корпораций приходится на нефтяную, химическую промышленность, автомобилестроение и электронику. Это объясняется тем, что в этих направлениях проще, выгоднее создавать международные производственные объединения.
У ТНК имеется ряд преимуществ
по сравнению с другими
Кроме того, транснациональные корпорации пользуются возможностями избегать уплаты таможенных пошлин при ввозе в страну товаров, которые были произведены дочерними компаниями за рубежом.
В рамках международных корпораций при обмене товарами используются так называемые внутрифирменные трансфертные цены. Их уровень значительно ниже, чем при обычной торговле, и по некоторым данным разница между ними – в 3–4 раза. За счет этого инструмента появляется возможность финансирования некоторых подразделений ТНК, используя другие, и в то же время существенно снижается сумма, с которой надо платить налог. В настоящее время значительная часть средств проходит именно по таким каналам международного внутрифирменного оборота.
Таким образом, транснациональные корпорации широко используют преимущества международной кооперации и разделения труда. Они действуют далеко за пределами своей «родной» страны и, формируя межнациональные комплексы, оказывают значительное влияние не только на экономику отдельных стран, но и на состояние мировой торговли в целом.
2. Операции ТНК
За последнее десятилетие XX в. число ТНК и их филиалов увеличилось в несколько раз. Уже в конце 1980-х гг. они стали основными поставщиками товаров и услуг на мировой рынок. Развитию мировой торговли способствует рост мирового производства товаров.
ТНК – это главный источник основы современных конкурентных преимуществ – технологии. Около 90 % всех расходов на НИОКР приходится на развитые страны, из них 90 % на 7 развитых стран, причем только на США – 40 %. Инновационная активность ТНК проявляется и в переводе платежей за патенты и лицензии и роялти (платежи за использование лицензий).
Список крупнейшей сотни ТНК по составу практически не меняется. Почти 90 % в ней составляют страны ЕС, США, Япония. Две трети этой сотни приходится на пищевую, автомобильную промышленность, электронику и электронное оборудование, химию, нефть, фармацевтику.
В 1990 г. появилось понятие «индекс транснациональности». Он исчисляется по доле зарубежных активов, продаж и занятости в соответствующих общих показателях. С 1991 по 2000 г. он увеличился с 51 % до 56 % главным образом за счет занятости и продаж. Более высоким индексом транснациональности обладают компании развитых стран с маленькой территорией и компании Канады. Они обладают менее емким внутренним рынком. В 2000 г. у некоторых таких компаний индекс транснациональности доходил до 98 %. Но из десяти ТНК, обладающих самым высоким индексом транснациональности, четыре были английскими. Наиболее «транснациональными» отраслями в развитых странах являются пищевая и фармацевтическая а в развивающихся – транспорт, деревообработка и целлюлоза.
Информация о работе Основные понятия и проблемы международных экономических отношений (МЭО)