Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:07, лекция
Формирование международных экономических отношений зависит от уровня развития производительных сил. Между первобытными общинами и племенными союзами существовал обмен. Постепенно во время формирования национальных государств он преобразовывался в международную торговлю. В дальнейшем появляется мировой рынок, а вместе с ним другие формы международных экономических отношений.
В Древнем Востоке в 4–3 тыс. до н. э. уже существовала международная торговля.
1. История МЭО
2. Основы теории МЭО
3. Международное разделение факторов производства
4. Значение МЭО сегодня
5. Формы МЭО и их участники
6. Экономическая глобализация
7. Участие России в МЭО
Другие методы: квотирование, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии, международные картели, экономические санкции, демпинг.
Квотирование представляет собой количественное или стоимостное ограничение продукции, предназначенной для ввоза или вывоза за границу. Квоты, направленные на ограничение импорта, позволяют создать более благоприятные условия для отечественных производителей – снизить конкуренцию на внутреннем рынке.
Добровольные экспортные ограничения заключаются в том, что страна, импортирующая определенную продукцию, устанавливает определенные ограничения, с которыми соглашается экспортер. Но в большинстве случаев экспортер вынужденно берет на себя обязательства по ограничению.
Экспортные субсидии – льготы, предоставляемые государством производителям для увеличения вывоза продукции. В результате производителям становится выгоднее реализовывать свою продукцию на внешнем рынке. Эти субсидии могут носить прямой или косвенный характер. Эти меры запрещены к использованию, но некоторые государства их все же используют.
Демпинг представляет собой явление, когда экспортер продает на мировом рынке свой товар по такой цене, которая ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке.
Международные картели – такие объединения экспортеров, которые с помощью определенных мер ограничивают конкуренцию между производителями для установления цен, выгодных только для этой группы производителей. Добиваются они этого посредством контроля за объемами производства. Это возможно в тех отраслях, где существует ограниченное количество продавцов и спрос по цене неэластичен. Примерами могут служить сельскохозяйственные и сырьевые рынки.
Экономические санкции – наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо страны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут применяться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определенной стране могут применяться коллективно.
5. Лизинг как способ содействия развитию МЭО
Лизинг – это особая форма аренды, при которой арендодатель (лизингодатель) приобретает для арендатора (лизингополучателя) необходимое имущество.
Как правило, лизинговые операции осуществляются с помощью фирм, специализирующихся на этой деятельности - лизинговых компаний.
Лизингодатель является собственником объекта, предоставляемого в лизинг. Лизинговая компания занимается приобретением прав собственности на имущество у производителя, а затем она отдает его в лизинг на определенный срок. Лизингополучатель в течение срока действия лизингового договора осуществляет лизинговые платежи, основную часть которых составляет амортизация.
Особенности лизинга:
1) фирма-пользователь в перспективе получает право на выкуп данного имущества;
2) это имущество должно быть использовано для получения определенной выгоды, но не для личных или семейных нужд пользователя;
3) отношения между участниками этого процесса должны быть урегулированы.
В тех случаях, когда объектом аренды выступают оборудование, приборы, машины и контролирующие устройства, выделяют несколько форм аренды:
1) краткосрочная аренда – рейтинг. Это аренда на срок от нескольких дней до полугода;
2) среднесрочная аренда – хайринг – на срок от года до 3 лет;
3) долгосрочная аренда – лизинг. Это аренда сроком до 20 лет.
Преимущества лизинга:
• 100%-ное финансирование сделки по фиксированным ставкам. Лизинг обычно не требует авансовых платежей, что очень важно для новых и развивающихся хозяйствующих субъектов;
• затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора, высвобождаются средства на другие цели;
• защита от устаревания (морального износа) — лизинг способствует быстрой замене старого оборудования более современным;
• не привлекается заемный капитал; в балансе поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капитала;
• техническое обслуживание и ремонт может взять на себя арендодатель.
Лекция № 3. Мировые рынки товаров, труда и капитала
1. Мировые рынки товаров
2. Международное движение капитала
1. Мировые рынки товаров
Мировые рынки товаров в настоящее время являются довольно сложными объектами для анализа и изучения.
Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:
1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;
2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;
3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;
4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.
При исследовании рынков производится оценка их объемов, т. е. все акты купли-продажи товаров от производителей к потребителям. А под емкостью подразумевают потенциальный спрос при определенных ценах, конъюнктуре и др. Мировые рынки и сами влияют на решения производителей, которые определяют, что и в каких количествах производить.
Важнейший внешний признак существования товарных рынков – международное движение товаров и услуг и мировая торговля.
Модель товарного рынка показывает взаимосвязь между внутренними и внешними объемами спроса и предложения, устанавливает объемы экспорта и импорта и определяет равновесную цену.
Мировые рынки по сравнению с национальной экономикой более изменчивы и подвержены влиянию некоторых внешних факторов. Они быстро реагируют на изменение спроса и конъюнктуры. Также на них влияют валютно-финансовые факторы, меры государства в сфере регулирования внешней торговли, монополизация. В целом вся система развивается быстрее и динамичнее, чем мировая отраслевая структура общественного производства.
На состояние мировых товарных рынков влияет уровень монополизации. Часто соглашения и сделки заключаются между определенным ограниченным числом участников, что приводит к относительной замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестает быть гибким. На нем представлено только ограниченное число производителей. Они, как правило, имеют серьезные преимущества перед конкурентами, которым сложно самостоятельно проникнуть на эти рынки.
Валютно-финансовые факторы усиливают свою роль. Во многом это происходит благодаря плавающему курсу валют. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота.
Сейчас происходит постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: с одной стороны, стремление к либерализации торговли между странами мира, а с другой стороны, усиление протекционизма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного проникновения иностранного капитала и товаров через границу.
При анализе деятельности товарных рынков большую роль играет изучение структуры. На рынке может присутствовать много фирм при доминировании какой-нибудь одной, более крупной и конкурентоспособной.
Структуру рынков определяют по нескольким показателям:
1) количество конкурентов на рынке;
2) доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;
3) показатели рыночной конкуренции.
Определение количества фирм-конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения доли участия в рынке. Для этого проводят некоторые расчеты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально-вещественную форму, а если неоднородный, то стоимостную.
В то же время доля рынка не способна определить рыночную силу, хотя и является информацией, которая крайне важна и является необходимой. Если доля товарного рынка превышает 65 %, то это признается доминированием.
Различные показатели концентрации на рынке позволяют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Степень концентрации в отрасли, которая измеряется коэффициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Самым высоким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который может устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует только один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.
Но в большинстве своем в промышленно развитых странах присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие барьеров в случае попыток со стороны других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке хотя бы одной крупной фирмы, при определенных действиях которой конкуренты смогут адекватно отреагировать на это.
Продукция, производимая олигополиями, может быть либо однородной по своему составу, либо взаимозаменяемой. Но при этом в силу ограниченного количества продавцов на рынке каждый из них может в определенной степени оказывать влияние на цену продукции.
2. Международное движение капитала
Международное движение капитала – это помещение финансовых ресурсов между государствами с целью получения более высокой прибыли.
Капиталовложения различаются в зависимости от характера и формы.
1. По источникам происхождения капитал может быть:
1.1. Государственный. Это
средства, выделенные из
1.2. Частный капитал. Это все средства, идущие из одной страны в другую из неправительственных источников, от частных лиц. К нему относятся инвестиции, кредитование (негосударственное). При этом государство все же контролирует их в большей или меньшей степени. Также существуют некоторые методы, позволяющие превращать государственные инвестиции в частные.
2. По характеру использования:
2.1. Предпринимательские
капиталы. Это чаще всего частный
капитал, который вкладывается
в производство какого-либо
2.2. Ссудные капиталы. Они
представляют собой средства, которые
даются взаймы ради получения
процентов. В этой сфере
3. По срокам:
3.1. Краткосрочные. Это вложения менее чем на 1 год.
3.2. Среднесрочные. Это
вложения сроком более чем
на один год. Они составляют
наиболее значимые
3.3. Долгосрочные. К ним
относят предпринимательский
4. По целям капиталовложения:
4.1. Прямые инвестиции. Это инвестиции, нацеленные на долгосрочную заинтересованность. Это частный предпринимательский капитал, обеспечивающий контроль и управление в той или иной мере.
4.2. Портфельные инвестиции. Они не дают контроля над объектом вложения, а обеспечивают право на доход в долгосрочной перспективе.
За последнее время значительно увеличились прямые иностранные инвестиции. Даже само понятие прямых инвестиций значительно расширилось. Впервые оно было применено в 1999 г. Во многих случаях международные инвестиции закрепляются некоторыми соглашениями. Чаще всего это делается при сотрудничестве двух стран или применяется при крупных международных соглашениях.
Лекция №4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке
Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей – «конкурентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы. «Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: а) факторные условия; б) условия внутреннего спроса; в) родственные и поддерживающие отрасли; г) структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.
В список факторных условий М. Портер включил следующие группы:
1) людские ресурсы, они разделены на отдельные группы работников, в том числе ученые высшей категории;
2) природные ресурсы, включая географическое положение страны и климат;
3) капитал, учитывая оставшиеся национальные различия в условиях финансирования и разнообразия видов национальных рынков капитала;
Информация о работе Основные понятия и проблемы международных экономических отношений (МЭО)