Основы внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим первостепенное значение приобретают вопросы формирования и осуществления внешнеэкономических связей, организации внешнеэкономической деятельности, ее регулирования.
Внешнеэкономическая деятельность является важной составной частью всей работы предприятия и осуществляется на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования.
Без знания механизма формирования внешнеэкономических связей и действия всех валютно-финансовых и правовых инструментов нельзя эффективно организовать внешнеэкономическую деятельность.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. Основные виды внешнеэкономической деятельности предприятия.
2.1. Внешняя торговля
2.2. Международная производственная специализация и кооперация
2.3. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
3. Организационные формы внешнеэкономической деятельности
4. Правовая база внешнеэкономической деятельности
5. Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВЭД_Курсовая работа.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я      Р А  Б О Т А

 

Тема: «Основы внешнеэкономической деятельности предприятия»

 

ПЛАН:

1.    ВВЕДЕНИЕ

2.    Основные виды внешнеэкономической деятельности предприятия.

2.1. Внешняя торговля

2.2. Международная производственная  специализация и кооперация

2.3. Международные валютно-финансовые  и кредитные отношения

3.    Организационные  формы внешнеэкономической деятельности

4.    Правовая  база внешнеэкономической деятельности

5.    Государственное регулирование внешнеэкономической

       деятельности

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
             ВВЕДЕНИЕ

 

             Рыночная экономика создала широкие возможности для развития внешнеэкономических связей Российской Федерации с зарубежными партнерами и для осуществления всех форм внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей, как хозяйствующих субъектов, так и граждан – индивидуальных предпринимателей.

          В связи с этим первостепенное  значение  приобретают вопросы  формирования и осуществления  внешнеэкономических связей, организации внешнеэкономической деятельности, ее регулирования.

Внешнеэкономическая деятельность является важной составной частью всей работы предприятия и осуществляется на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования.

          Без знания механизма формирования внешнеэкономических связей и действия всех валютно-финансовых и правовых инструментов нельзя эффективно организовать внешнеэкономическую деятельность.

Изучение теории  международной  экономики приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают всё большее воздействие на развитие каждой отдельной страны.

Более того, сегодня становится всё более очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную политику  и экономику с политикой и экономикой других стран.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ 

      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную границу.

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.

Внешнеэкономическая деятельность - это внешнеэкономические связи национальной экономики, проявляющиеся как экспорт и импорт товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности; международная кооперация; совместная предпринимательская и иная хозяйственная деятельность с участием иностранных лиц  на территории государства и национальных организаций за рубежом;

Трансграничное движение рабочей силы, иностранных и отечественных  инвестиций; внешнеэкономические, транспортные, страховые, расчётные, кредитные и другие операции, а также экономические отношения, возникающие в сфере международного общения.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в форме хозяйственных операций резидентов – институционных единиц данной страны – с резидентами других государств.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия протекает не в безвоздушном пространстве, а опосредуется  валютными отношениями, оказывающими на неё значительное влияние.

К субъектам   внешнеэкономической деятельности относятся:

  • Специализированные внешнеэкономические организации
  • Предприятия сферы производства и обслуживания
  • Биржи
  • Организации, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность и содействующие её развитию:
    • банки
    • торгово-промышленные палаты и т.п.

 

 

Структура внешнеэкономической деятельности предприятия показана на рис. 1.

        Внешнеэкономическая деятельность


 

 

Рис. 1. Структура внешнеэкономической  деятельности предприятия

В зависимости от направлений  предпринимательской деятельности и целей выхода предприятия на внешний рынок выделяются следующие основные виды внешнеэкономической деятельности: внешняя торговля, международные валютно-финансовые и кредитные отношения, международная производственная специализация и кооперирование.

2.1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Внешняя торговля представляет собой международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью).

Внешняя торговля товарами подразделяется на различные группы в зависимости от предмета внешней торговли и характера осуществления внешнеторговых операций:

  1. Торговля топливно-сырьевыми и сельскохозяйственными товарами.

Все многообразные виды сырья подразделяются на две большие  группы: промышленное и сельскохозяйственное.

  1. Торговля машинами и оборудованием.

Сделки по товарам  первой группы заключаются на соответствующих  товарных биржах, а реализация товаров второй группы осуществляется по кратко- и долгосрочным контрактам. Расчеты за изделия могут осуществляться в валюте экспортера, импортера или в валюте третьей страны.

  1. Одной из разновидностей внешней торговли товарами являются встречные поставки. Они представляют собой экспортно-импортные операции, условия которых предусматривают встречные обязательства экспортеров приобрести у импортеров товары на часть или полную стоимость экспортируемой продукции. Основными формами встречных поставок являются:

- бартерные сделки, представляющие безвалютный, сбалансированный, основанный на стоимостной оценке обмен товарами по договорным или мировым ценам;

- встречные закупки экспортеров на часть стоимости поставляемых товаров;

- компенсационные соглашения, по условиям которых погашение финансового или товарного кредита, предоставленного стороной, поставляющей технологическое оборудование, осуществляется поставками товаров, выпущенных на этом оборудовании, или поставками товаров, произведенных другими предприятиями;

- выкуп устаревшей  продукции при сбыте более  новых моделей и модификаций.

         Внешняя торговля услугами включает разнообразные виды внешнеэкономической деятельности, как традиционные, так и современные (связанные с экспортом новых технологий, знаний и опыта), среди которых наиболее распространенными являются следующие:      

1) Экспорт транспортных услуг  или международные перевозки, предназначенные для перемещения  товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя и более странами. Международные перевозки осуществляют национальные перевозчики различных стран.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

        2) Международный туризм  вносит наибольший вклад в международную торговлю услугами и составляет 25 %.

3) Торговля лицензиями является основной формой передачи технологии и представляет собой передачу на определенных условиях какому-то субъекту прав на использование изобретения, «ноу-хау», товарных знаков и т.д. в течение оговоренного срока за соответствующее вознаграждение. Если технические новшества не защищены патентом, то речь идет о беспатентной лицензии, на которую приходится основная часть лицензионной торговли.

         4) Международный инжиниринг представляет собой комплекс услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, связанных с проектированием промышленных предприятий, научно-технических центров, инфраструктуры и т.д.

       5) Международный лизинг представляет собой сдачу в долгосрочную аренду производственного оборудования, транспортных средств, компьютерной техники, складских помещений.

В составе международного лизинга выделяется прямой и косвенный зарубежный лизинг. При прямом зарубежном лизинге арендные отношения возникают между юридическими лицами разных стран.  В косвенном зарубежном лизинге арендатор и арендодатель являются юридическими лицами одной стороны, но капитал арендодателя частично принадлежит иностранным лицам или арендодателем является дочерняя компания иностранной  транснациональной корпорации.

Внешнеторговые операции предприятия – операции предприятия, связанные с ввозом (импортом) и вывозом (экспортом) товаров и услуг.

Планируя  выход на внешний рынок в качестве экспортёра или импортёра, предприятие проводит ряд необходимых действий, находящихся в строгой последовательности. Рассмотрим их.

  1. Предприятие должно установить цели экспортно-импортных операций.

 Цели экспортно-импортных операций можно представить в следующем виде (см. табл. 1)

Внешнеторговые  операции предприятия

                                                                                                                               Табл.1

Цели  экспорта

Цели  импорта

Расширение производства, увеличение прибыли за счёт захвата новых рынков

Модернизация и расширение производственного аппарата предприятия

Поднятие или поддержание  технико-экономического уровня производства под «прессом» международной  конкуренции

Достижение экономии на замене оборудования, сырья отечественного производства более эффективной зарубежной продукцией

Достижение экономии на масштабах производства

Расширение производства, увеличение прибыли за счёт захвата  новых внутренних рынков

Увеличение валютных ресурсов  предприятия

Обогащение ассортимента на национальном потребительском рынке


 

2. Предприятие должно оценить свой экспортный потенциал  или свою потребность в импорте.

Его экспортные возможности  зависят от его конкурентоспособности, которая определяется рынком. Импортёр должен задаться вопросом: что для него выгоднее – разворачивать национальное производство или осуществить импорт. Если потребность в импорте доказана, то должна быть произведена оценка импортных возможностей, т.е определены источники расчётов за поставляемую продукцию.

3. Оценка внешнеторговой среды.

До проведения внешнеторговой операции необходимо оценить внешнеэкономическую политику как того государства, из которого осуществляется вывоз товаров, так и того государства, куда осуществляется ввоз товаров с точки зрения соответствия политики интересам фирмы.

4. Решение экспортёра об отборе рынков и способе выхода на них.

Оценив свой потенциал  и изучив внешнеэкономическую среду, экспортёр должен решить, собирается ли он совершить разовую экспортную сделку или же выйти на внешний рынок «всерьёз и надолго».

  1. Решение экспортёра о товаре.

Рассмотрим 3 варианта данного решения:

-Вариант 1: решение о выходе на внешний рынок с тем же товаром, что и на внутренний рынок.

-Вариант 2: решение о частичном приспособлении товара к внешнему рынку.

-Вариант 3: решение о выходе на внешний рынок с новым товаром.

6. Решение о ценах.

Дано решение принимается  как экспортёром, так и импортёром. Важно, что международная торговля чаще ориентируется на мировые цены.

7. Заключение договора.

Конечным этапом планирования предприятием своих внешнеторговых операций является заключение договора (внешнеторгового контракта).

 

 

    1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

          СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ

 Страны торгуют друг с другом в надежде получить выгоду от сделок. И они получают её, поскольку  торговля позволяет государствам обменивать товары, которых у них избыток, на то, что им необходимо. Некоторые территории, в силу природно-климатических условий, могут производить то, что другим не доступно и они специализируются на выпуске данных., конкретных товаров и продуктов. Одни страны, например, Заир и Южная Африка имеют огромные запасы полезных ископаемых. Другие, например, Гондурас и Гватемала, благодаря климату имеют возможность выращивать и экспортировать тропические фрукты. Третьи, например, Япония и Америка, располагают гигантскими техническими ресурсами  квалифицированной рабочей силой.

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности предприятия