Основы внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим первостепенное значение приобретают вопросы формирования и осуществления внешнеэкономических связей, организации внешнеэкономической деятельности, ее регулирования.
Внешнеэкономическая деятельность является важной составной частью всей работы предприятия и осуществляется на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования.
Без знания механизма формирования внешнеэкономических связей и действия всех валютно-финансовых и правовых инструментов нельзя эффективно организовать внешнеэкономическую деятельность.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. Основные виды внешнеэкономической деятельности предприятия.
2.1. Внешняя торговля
2.2. Международная производственная специализация и кооперация
2.3. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
3. Организационные формы внешнеэкономической деятельности
4. Правовая база внешнеэкономической деятельности
5. Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВЭД_Курсовая работа.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Федеральные законы определяют перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензия на осуществление этой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепринятыми международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципа недискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Правительство РФ проводит защитные меры в отношении импорта  товаров в соответствии с общепринятыми нормами международного права. защитные меры принимаются до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьёзного ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, предотвращения угрозы причинения ущерба или введения специальной повышенной таможенной пошлины.

В соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности исходя из национальных интересов, включающих соблюдение общественной морали и правопорядка, охрану здоровья и жизни людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом, обеспечение национальной безопасности РФ и др.

Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ, Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и другими нормативно правовыми актами РФ.

Для осуществления отдельных  видов внешнеторговой деятельности устанавливаются особые режимы. Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ с сопредельными государствами. Особый режим хозяйственной деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

Российская Федерация  участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. Для стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.  Механизм определения таможенной стоимости товара закреплен Законом РФ «О таможенном тарифе».

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ 

       ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Государственное регулирование      внешнеэкономических   связей –

это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Инструментами регулирования  внешнеэкономической деятельности являются:
    • квотирование
    • лицензирование
    • валютное регулирование
    • налоги
    • пошлины и т.д.

Административные  инструменты  регулирования внешнеэкономической деятельности особенно эффективны в тех случаях, когда страна находится в состоянии экономической нестабильности, дефицита и инфляции. Они применяются временно в целях либо защиты экономики (квоты на импорт), либо её восстановления через мобилизацию и оптимальное использование ресурсов.

Экономические инструменты  регулирования внешнеэкономической деятельности   в  период стабилизации экономики занимают центральное место.

Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

    • единство системы регулирования внешнеторговой деятельности и контроля  за её осуществлением;
    • приоритет экономических мер регулирования;
    • равенство и защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Внешнеэкономические связи формируются и осуществляются под воздействием различных регуляторов, т. е. рычагов, которые воздействуют на возникновение связей и направляют их развитие в единую эффективную политико-экономическую систему, защищающую интересы государства. Регуляторы внешнеэкономических связей могут быть экономические и организационно-распорядительные.

             Экономические  регуляторы воздействуют на экономические интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др.

          Организационно – распорядительные  регуляторы – это регуляторы командно-административного характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты. К ним относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг); лицензирование отдельных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль и др.

           Активное регулирование государством  внешнеэкономических связей является  основной целью  внешнеэкономической политики  государства.

          Внешнеторговая политика РФ устанавливает  и регулирует отношения РФ  с иностранными  государствами  в области  внешнеторговой  деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

           Внешнеторговая политика включает  в себя экспортную и импортную  политику.

           Экспортная  внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т. п.

           Импортная  внешнеторговая политика направлена на регулирование  воза в РФ  иностранных товаров (работ, услуг). Инструментами такого регулирования являются:    прямое  ограничение импорта с целью защиты российской экономики. Для этого используются  лицензирование и контингентирование  импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен и т. д.

            Контингентирование - это одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экспортных и импортных квот, называемых контингентом. Контингент ( лат. contingens – достающийся на долю)  во внешней торговле означает установленную для некоторых товаров предельную норму их ввоза, вывоза или транзита в определенные страны, выраженную в весовых или стоимостных единицах.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством  применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

 К ним относятся  методы:

    • таможенного-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;
    • нетарифного регулирования, т. е. использование квотирования, лицензирования и т.п.

Эти методы установлены  законом РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности».

          В целях  регулирования операций  по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

           Важную роль в регулировании   внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация  таможенного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

           Правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела определены  Таможенным кодексом Российской  Федерации.

           Таможенное дело осуществляют  таможенные органы РФ, являющиеся  правоохранительными органами. 

            Система таможенных органов включает:

    1. Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);
    2. Региональные таможенные управления;
    3. Таможни;
    4. Таможенные посты.

Таможенные  органы выполняют следующие  функции:

  • Участвуют в разработке таможенной политики и ее реализации;
  • Обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите  прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного дела;
  • Защищают экономические интересы РФ;
  • Взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • Обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  • Ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • Осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;
  • Ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  • Осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
  • Осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
  • Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части касающейся таможенного дела;
  • Другие функции.

           Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра); учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

                 Меры регулирования внешнеэкономической деятельности – это комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.

          Этот комплекс мер включает:

    • квотирование;
    • лицензирование;
    • контроль  за экспортом товаров и технологий двойного назначения.

           Квотирование  экспорта и  импорта представляет собой количественные или стоимостные  ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам (работам, услугам), странам либо группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда этого требуют экономические, политические условия или состояние платежных отношений.  Используется в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке.

         В Российской Федерации современный  порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономической деятельности установлен законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

        Экспорт и импорт  в РФ  осуществляются  без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

    • обеспечения национальной безопасности РФ;
    • выполнения международных обязательств РФ;
    • защиты внутреннего рынка РФ.

           Квоты устанавливаются на конкурсах  или на аукционах.

           Под квотированием при импорте  и экспорте попадают наркотические  средства, сильнодействующие и ядовитые вещества.

          При импорте товаров  под квотирование попадают:  спирт этиловый и водка, а также порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности предприятия