Основы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:16, курс лекций

Описание работы

ВЭД – это обмен на международном уровне товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, интеллектуальным продуктом. Критерием эффективности ВЭД с позиции общества является минимизация затрат на удовлетворение потребностей. Выгоду от ВЭД способен получать не только лидер, но и отсталая сторона.

Файлы: 1 файл

ВЭД лекции.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподаватель – Будкевич Андрей Геннадьевич

Семинары – Меньшикова Екатерина  Андреевна

 

Эффективность ВЭД.

ВЭД – это обмен на международном  уровне товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, интеллектуальным продуктом. Критерием эффективности ВЭД с позиции общества является минимизация затрат на удовлетворение потребностей. Выгоду от ВЭД способен получать не только лидер, но и отсталая сторона.

 

 

Страна «А»

Зарубежный рынок

 

Товар А

Товар Б

Товар А

Товар Б

Затраты на производство, ден.ед./ед.тов.

100

Аутсайдер (100<99)

200

   

Цена, ден. ед./ед. товара

110

210

   

Потребность, ед. товара

10

5

99

180

Производственная мощность, ед. товара

20

10

   

Экспортный потенциал

10 (20-10)

     

 

Способы для удовлетворения потребностей:

  1. Замкнутая экономика, страна не принимает участия в ВЭД:

  1. Сосредотачивание на производстве одного товара, производить его с избытком, продавать за рубежом, а на вырученные деньги закупать нужный товар.

Производим товар «А» в избыточном количестве, а потребность в товаре «Б» покрываем посредствам выручки от продажи товара «А».

Экономия в затратах на 90 единиц (5%) во втором варианте.

Вывод: существуют экономические предпосылки на производстве и экспорте одних товаров и импорте других товаров.

Ограничения и допущения к таблице:

  1. Отсутствуют внешнеэкономические ограничения, но на самом деле они есть;
  2. Отсутствуют таможенные, валютные…. ограничения;
  3. Отсутствуют антидемпинговые процедуры (демпинг – недобросовестная ценовая политика фирмы с целью подрыва конкуренции, т.е. товар продается по цене ниже себестоимости);
  4. Выход страны «А» на зарубежный рынок с предложением товара «А» и спросом на товар «Б» не влияет на цены зарубежного рынка;
  5. Отсутствуют все затраты на перемещение товара с одного рынка на другой.

 

Эффективность ВЭД с позиции фирм. Критерий эффективности фирмы – получение максимальной прибыли.

Условие эффективного экспорта: .

Условие эффективного импорта: .

Интересы общества и интересы фирмы  не всегда совпадают.

 

Регулирование ВЭД.

Сторонники свободной торговли (Фритрейдисты) считают, что регулировать ВЭД можно только по внеэкономическим соображениям. Протекционисты считают, что регулировать ВЭД можно и по экономическим особенностям.

 

Мотивы регулирования  ВЭД

Неэкономические

(нужно регулировать)

Экономические

Оборот ряда товаров должен осуществляться под жестким контролем (оружие, ядерные  технологии, наркотики).

Надо контролировать деятельность фирмы, чтобы она не наносила ущерб стран, т.к. интересы фирмы и общества не всегда совпадают.

Торговля рядом товаров должна контролироваться с позиции использования  этих товаров (сложная транспортная техника, энергетическое оборудование, ядо-химикаты, лекарства, промышленные отходы).

Защита отечественного производителя (в случае сокращения национального  производства может развиться безработица, что повлечет за собой социальный кризис).

Поддержание торгового баланса  с соответствующей страной.

Надо регулировать ВЭД в кризисные, переходные периоды.

Страна должна поддерживать международные  санкции и режимы в отношении  тех или иных государств.

Авторитет и опыт государственных  структур можно эффективно использовать в интересах фирмы.


 

 

Методы регулирования ВЭД.

  1. Таможенное регулирование.

Таможенное регулирование заключается  в простом оформлении таможенных документов (регистрация потока товаров и грузов, пересекающих таможенную границу). Вводятся таможенные пошлины. Задачами являются: защита отечественного производителя и насыщение отечественного рынка товарами.

Различают импортные (такие товары на внутреннем рынке будут стоить дороже, тем самым понижается их конкурентоспособность) и экспортные пошлины (в России такие пошлины существуют, например, на энергоресурсы). Наличие экспортных пошлин свидетельствует о неразвитой экономики страны (допустимо в переходный период). Средства, полученные от взимания пошлин, идут на пополнение государственного бюджета страны.

Отрицательные моменты:

-  рост цен снижает уровень жизни населения;

- отсутствие конкуренции   на   внутреннем   рынке   приводит  к  его  монополизации   и загниванию отечественного производителя;

- многие закупаемые товары –  ресурсы, которые, если будут  дорожать, могут привести к сворачиванию  национального производства.

Таможенные полшины являются достаточно сомнительным элементом регулирования, которым надо пользоваться с осторожностью. Введение таможенных пошлин стоит рассматривать  как инвестирование отечественного производителя. В идеале таможенные пошлины должны носить временный характер.

Таможенные пошлины могут начисляться  следующими способами:

- В виде процента от таможенной  стоимости товара;

- В виде твердой суммы (в  евро) на единицу ввозимого товара (качественного товара);

- Комбинированные способ (плательщику предоставляется выбор способа оплаты).

Ставка таможенных пошлин (тарифы) устанавливаются в зависимости  от страны происхождения товара. Существует несколько шкал ставок:

- базовая шкала ставок;

- льготная шкала ставок (в 2 раза  ниже базовой шкалы). Она применяется к товарам, происходящим из стран, с которыми у России есть торговые соглашения.

- повышенная шкала ставок. Она  применяется в том случае, если  нельзя документально подтвердить  страну происхождения товара.

 

Таможенная стоимость определяется шестью способами:

- цена сделки плюс все затраты  до границы;

- по цене идентичного товара;

- по цене аналогичного товара (незначительно отличается по качеству);

- способом сложения (в случае  экспорта: себестоимость товара  плюс все издержки до таможенной границы);

- метод вычитания (в случае  импорта: товар допускается на  экспортную территорию, от выручки  от реализации вычитаются все  расходы от границы до магазина  и расходы и прибыль магазина; таможенная пошлина должна быть выплачена через 90 дней);

- резервный метод;

Таможенные платежи – это: таможенные пошлины, НДС, акцизы,  платежи за таможенное оформление, платежи за хранение товара на таможенном складе, платежи за таможенное сопровождение, платежи за принятие предварительного решения, платежи за консультацию, платежи за участие в таможенном аукционе (распродажа конфискованных товаров).

 

  1. Система квот и лицензий.

Лицензия – это разрешение на экспорт или импорт товара. 

Квота – это количественное ограничение  на экспорт или импорт товара (не может существовать без лицензии).

Существует четыре списка товаров  с точки зрения квотирования и  лицензирования.

Список №1: Товары, экспортируемые в рамках квот и на основе лицензии (энергоносители, металл, древесина, рыба и морепродукты).

Список №2: Товары экспорт которых лицензирован, а квоты не установлены (оружие, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, соль, спички, мясо, молоко и молочные продукты).

Список №3: Товары, импортируемые  по лицензии (лекарства, средства химической защиты растений и животных, промышленные отходы).

Список №4: Товары экспорт и импорт которых определяются отдельным  разрешением Президента РФ и Правительства  РФ (дикие животные, минералогические и биологические коллекции, информация о недрах).

 

Получение квот и лицензий.

Для списка №1:

Министерство внешнеэкономических  связей (МВС) выделяет квоты на экспорт. Часть этих квот через местные  власти доводятся до производителей соответствующего товара бесплатно. Часть  квот продается на конкурсной основе. Квоту можно перекупить и перепродать.

Держатель сертификата на квоту  представляет в МВС этот сертификат и договор с зарубежным партнером  и в месячный срок либо получает именную лицензию, либо нет.

Для списка №2:

Лицензии выдаются только зарегистрированным специальным экспортерам.

Для списка №3:

Лицензии на товары выдает МВС или  некоторые другие министерства (на лекарства – минздрав).

Для списка №4:

Четких процедур нет.

 

 

  1. Финансирование ВЭД.

За счет федерального или местного бюджета осуществляется закупка  товара за рубежом (товар должен быть необходим народу).

 

 

  1. Кредитование ВЭД.

За счет средств соответствующего бюджета кредитуется торговая операция, как правило, в частной фирме  по закупке какого-то товара и поставки его на рынок. Кредитуется обычно импорт. Деньги возвращаются после  реализации товара.

 

  1. Валютное регулирование.

ВЭД всегда связана с обменом  валют. Экспортер получает валютную выручку, которую необходимо обменять на национальную валюту. Импортеру  – наоборот.

Страна должна заботиться о курсе национальной валюты, который влияет на экспорт и импорт.

Обязательна продажа валютной выручки  в размере 25% (экспортер обязуется государством).

Существует ограничение на вывоз  валюты - не более 50 тысяч у.е.

 

  1. Система добровольных ограничений.

Правительство берет на себя обязательство  ограничить торговые, кредитные и инвестиционные операции своих национальных фирм в интересах торгового коммерческого партнера.

 

  1. Нетаможенные ограничения.

Под предлогом обеспечения безопасности товара или защиты окружающей среды  вводятся ограничения на поставки определенных товаров. Фактически это можно охарактеризовать, как недопуск конкурентов на свой рынок.

 

  1. Государственный заказ.

Государство закупает у отечественного производителя некий товар и  реализует его за рубежом за довольно высокие цены.

 

 

Органы  регулирования ВЭД.

Существует два уровня организаций: государственные структуры и  общественные структуры (негосударственные).

 

Государственные структуры.

  1. Президент и Парламент. Функции:
    • Принятие законодательных актов;
    • Осуществление кадровой политике на самом высоком уровне.
  1. Правительство. Функции:
    • Формирование единой экономической хозяйственной финансовой политики;
    • Управление федеральной собственностью, в том числе за рубежом;
    • Развитие инфраструктуры ВЭД (связь, транспорт, платежные системы…).
  1. Министерство экономики. Функции:
    • Разработка стратегии программ экономического развития;
    • Вопросы структурной, инвестиционной и региональной политики;
    • Экономическое прогнозирование;
    • Планирование государственного заказа;
    • Лицензирование производства;
    • Планирование межгосударственного сотрудничества.
  1. Министерство финансов. Функции:
    • Контроль кредитных и валютно-финансовых операций;
    • Поддержание платежного баланса;
    • Разработка условий межправительственного соглашения.

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности