Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:16, курс лекций
ВЭД – это обмен на международном уровне товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, интеллектуальным продуктом. Критерием эффективности ВЭД с позиции общества является минимизация затрат на удовлетворение потребностей. Выгоду от ВЭД способен получать не только лидер, но и отсталая сторона.
ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподаватель – Будкевич Андрей Геннадьевич
Семинары – Меньшикова Екатерина Андреевна
Эффективность ВЭД.
ВЭД – это обмен на международном уровне товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, интеллектуальным продуктом. Критерием эффективности ВЭД с позиции общества является минимизация затрат на удовлетворение потребностей. Выгоду от ВЭД способен получать не только лидер, но и отсталая сторона.
Страна «А» |
Зарубежный рынок | |||
Товар А |
Товар Б |
Товар А |
Товар Б | |
Затраты на производство, ден.ед./ед.тов. |
Аутсайдер (100<99) |
200 |
||
Цена, ден. ед./ед. товара |
110 |
210 |
||
Потребность, ед. товара |
5 |
99 |
180 | |
Производственная мощность, ед. товара |
20 |
10 |
||
Экспортный потенциал |
10 (20-10) |
Способы для удовлетворения потребностей:
Производим товар «А» в избыточном количестве, а потребность в товаре «Б» покрываем посредствам выручки от продажи товара «А».
Экономия в затратах на 90 единиц (5%) во втором варианте.
Вывод: существуют экономические предпосылки на производстве и экспорте одних товаров и импорте других товаров.
Ограничения и допущения к таблице:
Эффективность ВЭД с позиции фирм. Критерий эффективности фирмы – получение максимальной прибыли.
Условие эффективного экспорта: .
Условие эффективного импорта: .
Интересы общества и интересы фирмы не всегда совпадают.
Регулирование ВЭД.
Сторонники свободной торговли (Фритрейдисты) считают, что регулировать ВЭД можно только по внеэкономическим соображениям. Протекционисты считают, что регулировать ВЭД можно и по экономическим особенностям.
Мотивы регулирования ВЭД | |
Неэкономические (нужно регулировать) |
Экономические |
Оборот ряда товаров должен осуществляться под жестким контролем (оружие, ядерные технологии, наркотики). |
Надо контролировать деятельность фирмы, чтобы она не наносила ущерб стран, т.к. интересы фирмы и общества не всегда совпадают. |
Торговля рядом товаров должна контролироваться с позиции использования этих товаров (сложная транспортная техника, энергетическое оборудование, ядо-химикаты, лекарства, промышленные отходы). |
Защита отечественного производителя (в случае сокращения национального производства может развиться безработица, что повлечет за собой социальный кризис). |
Поддержание торгового баланса с соответствующей страной. |
Надо регулировать ВЭД в кризисные, переходные периоды. |
Страна должна поддерживать международные санкции и режимы в отношении тех или иных государств. |
Авторитет и опыт государственных структур можно эффективно использовать в интересах фирмы. |
Методы регулирования ВЭД.
Таможенное регулирование
Различают импортные (такие товары на внутреннем рынке будут стоить дороже, тем самым понижается их конкурентоспособность) и экспортные пошлины (в России такие пошлины существуют, например, на энергоресурсы). Наличие экспортных пошлин свидетельствует о неразвитой экономики страны (допустимо в переходный период). Средства, полученные от взимания пошлин, идут на пополнение государственного бюджета страны.
Отрицательные моменты:
- рост цен снижает уровень жизни населения;
- отсутствие конкуренции на внутреннем рынке приводит к его монополизации и загниванию отечественного производителя;
- многие закупаемые товары – ресурсы, которые, если будут дорожать, могут привести к сворачиванию национального производства.
Таможенные полшины являются достаточно сомнительным элементом регулирования, которым надо пользоваться с осторожностью. Введение таможенных пошлин стоит рассматривать как инвестирование отечественного производителя. В идеале таможенные пошлины должны носить временный характер.
Таможенные пошлины могут
- В виде процента от таможенной стоимости товара;
- В виде твердой суммы (в евро) на единицу ввозимого товара (качественного товара);
- Комбинированные способ (плательщику предоставляется выбор способа оплаты).
Ставка таможенных пошлин (тарифы) устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара. Существует несколько шкал ставок:
- базовая шкала ставок;
- льготная шкала ставок (в 2 раза ниже базовой шкалы). Она применяется к товарам, происходящим из стран, с которыми у России есть торговые соглашения.
- повышенная шкала ставок. Она
применяется в том случае, если
нельзя документально
Таможенная стоимость определяется шестью способами:
- цена сделки плюс все затраты до границы;
- по цене идентичного товара;
- по цене аналогичного товара (незначительно отличается по качеству);
- способом сложения (в случае экспорта: себестоимость товара плюс все издержки до таможенной границы);
- метод вычитания (в случае
импорта: товар допускается на
экспортную территорию, от выручки
от реализации вычитаются все
расходы от границы до
- резервный метод;
Таможенные платежи – это: таможенные пошлины, НДС, акцизы, платежи за таможенное оформление, платежи за хранение товара на таможенном складе, платежи за таможенное сопровождение, платежи за принятие предварительного решения, платежи за консультацию, платежи за участие в таможенном аукционе (распродажа конфискованных товаров).
Лицензия – это разрешение на экспорт или импорт товара.
Квота – это количественное ограничение на экспорт или импорт товара (не может существовать без лицензии).
Существует четыре списка товаров с точки зрения квотирования и лицензирования.
Список №1: Товары, экспортируемые в рамках квот и на основе лицензии (энергоносители, металл, древесина, рыба и морепродукты).
Список №2: Товары экспорт которых лицензирован, а квоты не установлены (оружие, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, соль, спички, мясо, молоко и молочные продукты).
Список №3: Товары, импортируемые по лицензии (лекарства, средства химической защиты растений и животных, промышленные отходы).
Список №4: Товары экспорт и импорт которых определяются отдельным разрешением Президента РФ и Правительства РФ (дикие животные, минералогические и биологические коллекции, информация о недрах).
Получение квот и лицензий.
Для списка №1:
Министерство
Держатель сертификата на квоту представляет в МВС этот сертификат и договор с зарубежным партнером и в месячный срок либо получает именную лицензию, либо нет.
Для списка №2:
Лицензии выдаются только зарегистрированным специальным экспортерам.
Для списка №3:
Лицензии на товары выдает МВС или некоторые другие министерства (на лекарства – минздрав).
Для списка №4:
Четких процедур нет.
За счет федерального или местного бюджета осуществляется закупка товара за рубежом (товар должен быть необходим народу).
За счет средств соответствующего бюджета кредитуется торговая операция, как правило, в частной фирме по закупке какого-то товара и поставки его на рынок. Кредитуется обычно импорт. Деньги возвращаются после реализации товара.
ВЭД всегда связана с обменом валют. Экспортер получает валютную выручку, которую необходимо обменять на национальную валюту. Импортеру – наоборот.
Страна должна заботиться о курсе национальной валюты, который влияет на экспорт и импорт.
Обязательна продажа валютной выручки в размере 25% (экспортер обязуется государством).
Существует ограничение на вывоз валюты - не более 50 тысяч у.е.
Правительство берет на себя обязательство ограничить торговые, кредитные и инвестиционные операции своих национальных фирм в интересах торгового коммерческого партнера.
Под предлогом обеспечения
Государство закупает у отечественного производителя некий товар и реализует его за рубежом за довольно высокие цены.
Органы регулирования ВЭД.
Существует два уровня организаций: государственные структуры и общественные структуры (негосударственные).
Государственные структуры.