Основы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:16, курс лекций

Описание работы

ВЭД – это обмен на международном уровне товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, интеллектуальным продуктом. Критерием эффективности ВЭД с позиции общества является минимизация затрат на удовлетворение потребностей. Выгоду от ВЭД способен получать не только лидер, но и отсталая сторона.

Файлы: 1 файл

ВЭД лекции.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

 

При заключении торгового контракта  важно определить:

- за чей счет оплачиваются  банковские операции;

- маршрут следования денежных  потоков.

 

4) Товар и  его описание в контракте.

В контракте указывают название, количество и качество товара.

В контракте должно быть правильно  указано название товара, который  должен быть отнесен к соответствующей товарной группе. Товары к товарным группам относят по документу – номенклатура ВЭД РФ (в ней указано 1017 групп). Неверное отнесение товара к товарной группе может быть расценено, как контрабанда.

Должно быть четко указано количество товара. Единицу измерения товара должна быть согласована сторонами.

Из договора должно быть понятно, как  устанавливается и удостоверяется качество товара. Если качество не фиксировано, а может изменяться, то в этом случае резко усложняется процедура  определения цены товара. Традиционной ошибкой при ВЭД является завышение качества товара.

 

  1. Прочие условия контракта.
  2. Условия и график поставки.

Если имеет место не разовая, а долговременная поставка, то ее график должен быть согласован, т.е. описана  процедура поставки и указан размер партии.

  1. Арбитраж.

Арбитраж не указывается во внутренних контрактах.

    • Национальный арбитраж одной из сторон указывается во внешних контрактах;
    • Международный арбитраж при национальной торгово-промышленной палате;
    • Международный арбитражный суд.
  1. Санкции.

Санкции должны быть обоюдными. Не допустима ситуация, когда одна сторона согласна, а другая нет. Технически санкции, связанные с задержанием и мелкими нарушениями условий контракта, обычно оформляют в форме пений. Документально подтвержденные потери, возникшие по вине одной из сторон, могут быть компенсированы другой стороне в полном объеме.

  1. Форс-мажор.

К форс-мажорным обстоятельствам относят  те обстоятельства, которые освобождают  стороны от всяких обязательств и  санкций.

    • Стихийные бедствия;
    • В широком смысле – это политические потрясения (войны, революции), изменения законодательства страны, препятствующее исполнению обязательств.
  1. Сроки действия договора и порядки одностороннего выхода из контракта.

Если заключается долгосрочный контракт, то необходимо предусмотреть  порядок одностороннего выхода из контракта каждой из сторон.

 

Тем самым, можно сделать вывод, что контракт – это единый документ, поэтому:

  • Он должен быть непротиворечивым;
  • Соглашаясь на уступки по одним позициям, сторона вправе требовать уступки по другим позициям;
  • Главное в заключении контракта: добросовестность при заключении и добропорядочность при исполнении.

 

 

Торгово-распорядительные документы.

Торгово-распорядительные документы носят подчинительный характер по отношению к торговому контракту. Состав и содержание этих документов определяется контрактом. Эти документы обслуживают реальный оборот, при этом пакет документов выходит на первый план. Движение этих документов оттесняет движение товаров. В торговле существует правило: один пакет документов сопровождается одной торговой партией.

 

1 группа. Технический  документ.

К такому документу относятся: инструкции по монтажу, эксплуатации, сборочные  чертежи, комплектационные ведомости  и тому подобная документация. Необходимо чтобы потребитель смог правильно  воспользоваться товаром. Как правило, такие документы оформляет изготовитель товара.

Проблемы, которые могут возникнуть в ВЭД:

  1. Перевод документа на язык покупателя (это должно быть отражено в торговом контракте);
  2. Завод-изготовитель дает гарантийные обязательства. В связи с этим необходимо договориться с зарубежным партнером, распространяются ли обязательства на этот товар в нашей стране и в стране партнера.

2 группа. Товаросопроводительные  документы.

Такие документы предназначены  для описания количества и качества поставляемого товара. К этой группе относят упаковочный лист, спецификацию, инвойс (количество), сертификат качества, сертификат происхождения, радиационный сертификат, ветеринарный сертификат.

Инструкция заводоизготовителя может выступать в качестве сертификата происхождения.

Эта группа документов очень важна  при решении вопросов на таможне  и вопросов оплаты.

3 группа. Транспортные  документы.

К этой группе относятся: коносамент (морской транспорт), ж/д накладная, авто- и авианакладная, багажная квитанция.

Морской коносамент – это расписка капитана в получении груза и  одновременно договор перевозки  водным транспортом. В нем указываются  традиционные для транспортных документов реквизиты: отправитель, получатель, наименование и количество товара, количество транспортных мест, занятых товаром, и т.д. Помимо этого указывается: наименование порта отправителя и порта назначения, маршрут следования и наименование судна. Все это необходимо для того, чтобы страховая компания могла оформить страховой полис (страховой агент смотрит характер груза, судно, маршрут следования и на основании этого выписывает страховой полис).

Морской коносамент может быть выписан  в нескольких экземплярах оригинала. Все в совокупности представляют собой полный комплект коносамента. Один из этих экземпляров оригинала предъявляется получателем груза в порту назначения, после чего остальные экземпляры теряют силу.

Технически морской коносамент может быть оформлен одним из трех способов:

  1. именной (указывается имя получателя груза);
  2. ордерный (указывается имя держателя, но имеются поля для внесения передаточных записей);
  3. на предъявителя (имя получателя вообще не указывается).

Продавцу следует избегать именных  коносаментов.

Обычно эти документы оформляет  грузоперевозчик.

Ж/д накладная – не является договором на перевозку, это внутренний документ перевозчика. Сама накладная сопровождает груз. Отправитель груза получает на руки копию ж/д накладной. Ж/д накладная заполняется грузоотправителем вместе с администрацией. Ж/д накладная подписывается и на нее ставится штамп.

Реквизиты, которые указываются  в ж/д накладной: грузоотправитель, грузополучатель, наименование пункта отправления и назначения, их коды, название товара, количество товара, количество торговых мест, тип вагона, номер вагона и пломбы.

Имеется место для последовательного набора штампов:

  1. дата принятия грузоперевозки;
  2. дата отправления;
  3. дата груза в пункте назначения;
  4. когда груз передается получателю.

Технически ж/д платеж осуществляет грузополучатель.

Ж/д не требует обязательного страхования груза в пути. Ж/д пользуется залоговым правом на груз. Это значит, что в случае, если получатель не в состоянии оплатить ж/д, то ж/д может продать часть груза или весь груз. Если получатель не явился вовремя за грузом, ж/д начисляет штраф за простой вагона (в РФ штраф начисляется начиная с 3 дня). Ж/д за своевременность прибытия груза ответственности не несет.

Грузополучатель имеет  право отказаться от получения груза  и оплаты услуг ж/д в случае порчи или утери груза по вине ж/д.

Авто- и авианакладная аналогично ж/д накладной. Багажная накладная используется в том случае, когда мало груза.

Страховочные документы  – это документы, связанные со страхованием груза в пути. Для  морской перевозки страховка  обязательна, т.к. уровень риска очень  высокий. Груз не может быть застрахован на сумму, превышающую его контрактную стоимость. В случае, если перевозка морским транспортом осуществляется в соответствии с долговременным договором и линейными судами (судно, которое ходит по расписанию по одному маршруту), то страховочный договор может быть заключен на все перевозки сразу – генеральный полис.

Переуступка прав по страховочному  контракту автоматически не осуществляется. Если груз застрахован отправителем, то и полис выписан в пользу отправителя, поэтому страховочный полис должен входить в пакет документов.

4 группа. Финансовые или  платежные документы

К этой группе относят: платежное  требование (в ряде случаев заменяет счет поставщика), счет-фактура (инвойс), платежное поручение.

Платежное требование –  в нем указывается сумма, которую необходимо оплатить в соответствии с контрактом.

Инвойс – это гибрид платежного требования и спецификации. В нем указывают количество отгруженного товара, а с другой стороны, он является платежным требованием.

Платежное поручение –  документ о переводе денег с одного счета на другой в соответствии с контрактом (не включается в пакет основных документов).

 

 

Кредитование  ВЭД.

Средством платежа являются наличные деньги или другие платежные средства.

 

Вексель как средство платежа.

Вексель – это безусловное обязательство  осуществить платеж указанной суммы  в установленные сроки. Вексель  является безусловным обязательством, т.к. обстоятельства возникновения  бумаги не имеют никакого значения. Вексель может менять держателя (владельца).

Существуют 2 типа векселей.

  1. Простой (классический) вексель.

На лицевой стороне векселя  должно быть отражено: сумма векселя  и валюта, в которой он выписан; дата, когда был выписан вексель, и место, где это произошло; название документа.

Текст векселя: Платить против данного векселя ЗАО «Х» или его приказом (или тому, на кого ЗАО укажет) через 3 месяца (от даты выписки векселя). Ремитент – получатель денег (ЗАО «Х»).

Внизу ставится подпись и печать лица, выдавшего вексель. ОАО «Y».

По сути простой вексель похож на долговую расписку.

Трассат – это плательщик.

Простой вексель выписывается на себя. В отличие от долговой расписки простой  вексель может вращаться.  Имеются  поля для внесения передаточной записи (индоссамент).

Индоссамент указывается на обратной стороне векселя. Например:

1………индоссировано……….

2………индоссировано……….

Обычно на простых векселях имеются  от 3 до 5 записей.

Если предприятие, в пользу которого произведен платеж, захочет отдать его 3-ему лицу, то оно должно индоссировать вексель этому лицу. Например:

1…1.04.05 индоссировано….

   ООО «Z»…… Подпись, печать

                                   ЗАО «Х»

Если ООО «Z» захочет через некоторое время передать вексель, то это будет выглядеть следующим образом:

2…07.05.05 индоссировано….

  КБ «D»….. Подпись, печать

                                 ООО «Z»

  1. Переводной вексель (в ВЭД используется чаще) – графический вид лицевой стороны.

Плательщиком (трассатом) будет КБ «W». Ремитентом – ЗАО «Х» или его приказ. Лицо, выписавшее вексель – трассат – эмитент векселя.

Акцепт – подтверждение согласия третьего лица осуществить платеж векселя. Может существовать лицо, которое  гарантирует платеж по векселю –  авалист.

Если в указанный день уплаты суммы трассат отказывается платить, то нотариус оформляет протест при содействии ремитента на данный момент.

Регресс векселя – порядок предъявления требований участников. Первый ответчик – акцептант, второй ответчик –  авалист. Если авалист не может выплатить  требования, то требование осуществить  платеж будет предъявлено ООО «Z». ОАО «Y» - последний ответчик. Обладатель прав – КБ «D».

Дата может быть описана различными способами.

Классический вексель – это  дисконтная бумага. Дисконтная бумага – это бумага, которая передается по цене ниже номинала, а в день погашения держатель получает номинальную стоимость этой бумаги. Следовательно, доход держателя составит разницу между ценой приобретения и номиналом.

Существует вексель с оплатой  по предъявлению (процентовый).

Действия, которые держатель может  предпринимать с векселем:

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности