Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:16, курс лекций
ВЭД – это обмен на международном уровне товарами, услугами, капиталами, рабочей силой, интеллектуальным продуктом. Критерием эффективности ВЭД с позиции общества является минимизация затрат на удовлетворение потребностей. Выгоду от ВЭД способен получать не только лидер, но и отсталая сторона.
При заключении торгового контракта важно определить:
- за чей счет оплачиваются банковские операции;
- маршрут следования денежных потоков.
4) Товар и его описание в контракте.
В контракте указывают название, количество и качество товара.
В контракте должно быть правильно указано название товара, который должен быть отнесен к соответствующей товарной группе. Товары к товарным группам относят по документу – номенклатура ВЭД РФ (в ней указано 1017 групп). Неверное отнесение товара к товарной группе может быть расценено, как контрабанда.
Должно быть четко указано количество товара. Единицу измерения товара должна быть согласована сторонами.
Из договора должно быть понятно, как
устанавливается и
Если имеет место не разовая, а долговременная поставка, то ее график должен быть согласован, т.е. описана процедура поставки и указан размер партии.
Арбитраж не указывается во внутренних контрактах.
Санкции должны быть обоюдными. Не допустима ситуация, когда одна сторона согласна, а другая нет. Технически санкции, связанные с задержанием и мелкими нарушениями условий контракта, обычно оформляют в форме пений. Документально подтвержденные потери, возникшие по вине одной из сторон, могут быть компенсированы другой стороне в полном объеме.
К форс-мажорным обстоятельствам относят те обстоятельства, которые освобождают стороны от всяких обязательств и санкций.
Если заключается долгосрочный контракт, то необходимо предусмотреть порядок одностороннего выхода из контракта каждой из сторон.
Тем самым, можно сделать вывод, что контракт – это единый документ, поэтому:
Торгово-распорядительные документы.
Торгово-распорядительные документы носят подчинительный характер по отношению к торговому контракту. Состав и содержание этих документов определяется контрактом. Эти документы обслуживают реальный оборот, при этом пакет документов выходит на первый план. Движение этих документов оттесняет движение товаров. В торговле существует правило: один пакет документов сопровождается одной торговой партией.
1 группа. Технический документ.
К такому документу относятся: инструкции по монтажу, эксплуатации, сборочные чертежи, комплектационные ведомости и тому подобная документация. Необходимо чтобы потребитель смог правильно воспользоваться товаром. Как правило, такие документы оформляет изготовитель товара.
Проблемы, которые могут возникнуть в ВЭД:
2 группа. Товаросопроводительные документы.
Такие документы предназначены для описания количества и качества поставляемого товара. К этой группе относят упаковочный лист, спецификацию, инвойс (количество), сертификат качества, сертификат происхождения, радиационный сертификат, ветеринарный сертификат.
Инструкция заводоизготовителя может выступать в качестве сертификата происхождения.
Эта группа документов очень важна при решении вопросов на таможне и вопросов оплаты.
3 группа. Транспортные документы.
К этой группе относятся: коносамент (морской транспорт), ж/д накладная, авто- и авианакладная, багажная квитанция.
Морской коносамент – это расписка капитана в получении груза и одновременно договор перевозки водным транспортом. В нем указываются традиционные для транспортных документов реквизиты: отправитель, получатель, наименование и количество товара, количество транспортных мест, занятых товаром, и т.д. Помимо этого указывается: наименование порта отправителя и порта назначения, маршрут следования и наименование судна. Все это необходимо для того, чтобы страховая компания могла оформить страховой полис (страховой агент смотрит характер груза, судно, маршрут следования и на основании этого выписывает страховой полис).
Морской коносамент может быть выписан в нескольких экземплярах оригинала. Все в совокупности представляют собой полный комплект коносамента. Один из этих экземпляров оригинала предъявляется получателем груза в порту назначения, после чего остальные экземпляры теряют силу.
Технически морской коносамент может быть оформлен одним из трех способов:
Продавцу следует избегать именных коносаментов.
Обычно эти документы
Ж/д накладная – не является договором на перевозку, это внутренний документ перевозчика. Сама накладная сопровождает груз. Отправитель груза получает на руки копию ж/д накладной. Ж/д накладная заполняется грузоотправителем вместе с администрацией. Ж/д накладная подписывается и на нее ставится штамп.
Реквизиты, которые указываются в ж/д накладной: грузоотправитель, грузополучатель, наименование пункта отправления и назначения, их коды, название товара, количество товара, количество торговых мест, тип вагона, номер вагона и пломбы.
Имеется место для последовательного набора штампов:
Технически ж/д платеж осуществляет грузополучатель.
Ж/д не требует обязательного страхования груза в пути. Ж/д пользуется залоговым правом на груз. Это значит, что в случае, если получатель не в состоянии оплатить ж/д, то ж/д может продать часть груза или весь груз. Если получатель не явился вовремя за грузом, ж/д начисляет штраф за простой вагона (в РФ штраф начисляется начиная с 3 дня). Ж/д за своевременность прибытия груза ответственности не несет.
Грузополучатель имеет право отказаться от получения груза и оплаты услуг ж/д в случае порчи или утери груза по вине ж/д.
Авто- и авианакладная аналогично ж/д накладной. Багажная накладная используется в том случае, когда мало груза.
Страховочные документы – это документы, связанные со страхованием груза в пути. Для морской перевозки страховка обязательна, т.к. уровень риска очень высокий. Груз не может быть застрахован на сумму, превышающую его контрактную стоимость. В случае, если перевозка морским транспортом осуществляется в соответствии с долговременным договором и линейными судами (судно, которое ходит по расписанию по одному маршруту), то страховочный договор может быть заключен на все перевозки сразу – генеральный полис.
Переуступка прав по страховочному контракту автоматически не осуществляется. Если груз застрахован отправителем, то и полис выписан в пользу отправителя, поэтому страховочный полис должен входить в пакет документов.
4 группа. Финансовые или платежные документы
К этой группе относят: платежное требование (в ряде случаев заменяет счет поставщика), счет-фактура (инвойс), платежное поручение.
Платежное требование – в нем указывается сумма, которую необходимо оплатить в соответствии с контрактом.
Инвойс – это гибрид платежного требования и спецификации. В нем указывают количество отгруженного товара, а с другой стороны, он является платежным требованием.
Платежное поручение – документ о переводе денег с одного счета на другой в соответствии с контрактом (не включается в пакет основных документов).
Кредитование ВЭД.
Средством платежа являются наличные деньги или другие платежные средства.
Вексель как средство платежа.
Вексель – это безусловное
Существуют 2 типа векселей.
На лицевой стороне векселя должно быть отражено: сумма векселя и валюта, в которой он выписан; дата, когда был выписан вексель, и место, где это произошло; название документа.
Текст векселя: Платить против данного векселя ЗАО «Х» или его приказом (или тому, на кого ЗАО укажет) через 3 месяца (от даты выписки векселя). Ремитент – получатель денег (ЗАО «Х»).
Внизу ставится подпись и печать лица, выдавшего вексель. ОАО «Y».
По сути простой вексель похож на долговую расписку.
Трассат – это плательщик.
Простой вексель выписывается на себя. В отличие от долговой расписки простой вексель может вращаться. Имеются поля для внесения передаточной записи (индоссамент).
Индоссамент указывается на обратной стороне векселя. Например:
1………индоссировано……….
2………индоссировано……….
Обычно на простых векселях имеются от 3 до 5 записей.
Если предприятие, в пользу которого произведен платеж, захочет отдать его 3-ему лицу, то оно должно индоссировать вексель этому лицу. Например:
1…1.04.05 индоссировано….
ООО «Z»…… Подпись, печать
Если ООО «Z» захочет через некоторое время передать вексель, то это будет выглядеть следующим образом:
2…07.05.05 индоссировано….
КБ «D»….. Подпись, печать
Плательщиком (трассатом) будет КБ «W». Ремитентом – ЗАО «Х» или его приказ. Лицо, выписавшее вексель – трассат – эмитент векселя.
Акцепт – подтверждение
Если в указанный день уплаты суммы трассат отказывается платить, то нотариус оформляет протест при содействии ремитента на данный момент.
Регресс векселя – порядок предъявления требований участников. Первый ответчик – акцептант, второй ответчик – авалист. Если авалист не может выплатить требования, то требование осуществить платеж будет предъявлено ООО «Z». ОАО «Y» - последний ответчик. Обладатель прав – КБ «D».
Дата может быть описана различными способами.
Классический вексель – это дисконтная бумага. Дисконтная бумага – это бумага, которая передается по цене ниже номинала, а в день погашения держатель получает номинальную стоимость этой бумаги. Следовательно, доход держателя составит разницу между ценой приобретения и номиналом.
Существует вексель с оплатой по предъявлению (процентовый).
Действия, которые держатель может предпринимать с векселем: