Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Изменение внешнеполитических курсов многих государств в конце XX века, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблемы экономической интеграции стран региона в начале XXI века 4
1.1 Основные направления внешней политики 4
1.2 Экономическое развитие Юго-Восточной Азии в начале XXI века 8
Глава 2. Развитие АСЕАН в XXI веке 12
2.1 Новые форматы сотрудничества 12
АСЕАН Плюс Три 12
АТЭС 14
АСЕМ 15
Итоги 16
2.2 Углубление интеграции в рамках АСЕАН 19
Глава 3. Международное сотрудничество 21
3.1 Взаимодействие с другими странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ) 21
3.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 36
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 46

Файлы: 1 файл

курсач мэо.docx

— 174.97 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Институт Международных Отношений (Университет)

 

 

 

Кафедра

Международных экономических  отношений и внешнеэкономических  связей

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3го курса факультета МЭО

7й академической группы

Филиппов Алексей

 

Преподаватель:

к.экон.н. Сумин А.В.

 

 

 

Москва, 2013 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Проблемы экономической  интеграции стран региона в начале XXI века 4

1.1 Основные направления  внешней политики 4

1.2 Экономическое развитие  Юго-Восточной Азии в начале  XXI века 8

Глава 2. Развитие АСЕАН  в XXI веке 12

2.1 Новые форматы сотрудничества 12

АСЕАН Плюс Три 12

АТЭС 14

АСЕМ 15

Итоги 16

2.2 Углубление интеграции  в рамках АСЕАН 19

Глава 3. Международное сотрудничество 21

3.1 Взаимодействие с другими  странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ) 21

3.2 Сотрудничество России  и стран АСЕАН 36

Заключение 41

Список использованных источников и литературы 46

 

 

Введение

Региональная интеграция — важная особенность развития современных  международных отношений; в мире практически не осталось государств, которые бы не являлись членами одной  или нескольких интеграционных групп. Интеграционные группировки превратились в важный инструмент мировой политики, внешнеторговой и инвестиционной мировой экономики.

Изменение внешнеполитических курсов многих государств в конце XX века, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.

Обращение к проблемам  интеграции в Юго-Восточной Азии в данной курсовой работе обусловлено следующими факторами.

В современном мире региональные аспекты развития играют существенную роль в мировой политике.

В рамках нового мирового финансового  кризиса проблема экономической  интеграции является одной из значимых для решения многих проблем стран  Юго-Восточной Азии.

Кроме того, важность и значимость исследования обусловлена также  политическим развитием отдельных  стран Юго-Восточной Азии, которые интегрируются в мировое сообщество.

 

Глава 1. Проблемы экономической интеграции стран региона в начале XXI века

1.1 Основные направления внешней  политики

С точки зрения политической географии АСЕАН представляет собой  региональную структуру, центр которой  находится в Юго-Восточной Азии.

По мнению Э.Г. Миракян, огромное значение в формировании АСЕАН имело развитие мировой системы после Второй мировой войны, прежде всего, образование социалистических государств, получение рядом стран независимости и склонность их к политике нейтралитета, ослабление военно-стратегических позиций Великобритании, создание военно-политического блока АНЗЮС, расширение влияния США, стремление к биполярной структуре Азиатско-Тихоокеанского Региона1. В этих и других исторических факторах сложились предпосылки тенденций взаимосвязанных стран к блоковому объединению.

В современных исследованиях  выделяются два основных типа регионализации. Первый связан с появлением и активным возвышением региональных держав, и  их стремлением использовать региональную среду в своих интересах.

Второй тип регионализации предполагает возникновение региональных интеграционных группировок, которые  создают некое обособленное региональное экономическое пространство в рамках мировой экономики2.

Создание и деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии относится к процессам регионализации второго типа, причём в более широком плане, то есть выходящим за рамки исключительно экономических аспектов.

Таким образом, современная  динамика развития АСЕАН происходит в русле тенденций «нового  регионализма»3, который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей (торговля, экономическое развитие, окружающая среда, вопросы безопасности и т.д.), во-вторых, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает транснациональные и межрегиональные процессы.

АСЕАН (Association of Southeast Asian Nations) как региональная организация возникла в августе 1967 г. в г. Бангкоке (Таиланд), вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»4.

АСЕАН является политической, экономической и культурной региональной межправительственной организацией, которая  объединяет страны, расположенные в  Юго-Восточной Азии. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.)5.

Общая площадь, занимаемая странами АСЕАН, составляет 4,5 млн. кв. км. c населением в 570 млн. чел. Среди стран есть как  монархии, так и республики с разной степенью демократизации. Совокупный ВВП АСЕАН достигает $1 064 млрд., внешнеторговый оборот - $1 442 млрд.6. По этим показателям АСЕАН занимает 5-ое место в мире среди экономических группировок после ЕС, НАФТА, ЮСН (Южноамериканского Сообщества Наций) и СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества).

АСЕАН была создана для  экономического сотрудничества, но уже  из Бангкокской декларации было видно  намерение учредителей развивать  политическое сотрудничество7.

Анализ существования  АСЕАН, по мнению Е.В.Колдуновой 8, показал, что опыт АСЕАН в области функциональной экономической и политической интеграции оказался невелик. Тем не менее, многие исследователи полагают, что реальная задача АСЕАН состояла совсем не в достижении определённых интеграционных задач, а в снижении риска межгосударственной конфронтации9.

После вступления государств Юго-Восточной Азии в АСЕАН непосредственно  сократилось количество межгосударственных конфликтов между самими членами  Ассоциации. В качестве одного из факторов, подкрепляющих данные положения, могут  рассматриваться внутренние эффекты  от деятельности АСЕАН: попытки сформировать особую региональную идентичность и  нормативную культуру, а также  в целом поворот стран региона  к целям развития.

На современном этапе, страны АСЕАН встают на инновационный путь развития. Необходимость такого курса предопределяется стремлением эффективного вхождения в глобальное производство, требующее усиления интеграционного взаимодействия, выработки принципиально новых подходов к производственно-технологической кооперации с зарубежными странами, прежде всего, в рамках региональной интеграции10.

АСЕАН на современном этапе  развития является весомым элементом  региональной и глобальной политической архитектуры в Юго-Восточной Азии 11.

Нормативно–правовой основой  деятельности АСЕАН является: Декларация АСЕАН (1967), Декларация о зоне мира, свободы  и нейтралитета в Юго-Восточной  Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация)12, Договор о дружбе и сотрудничестве (Treaty on Аmity and Cooperation - TAC) (1976)13, Манильская декларация14, Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995)15, Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму (принята в Брунее в ноябре 2001 года16), Устав АСЕАН17.

На современном этапе  сотрудничество в рамках АСЕАН осуществляется по самым различным и актуальным для мировой политики направлениям, таких как:

  • В экономической сфере;
  • В сфере безопасности;
  • В гуманитарной и культурной сфере;
  • В военной сфере;
  • В борьбе с угрозами мирового порядка: терроризм, наркоторговля;
  • В рамках международных организаций18.

Основное внимание группы АСЕАН сосредоточено на обеспечении региональной безопасности. Особое внимание уделяется также:

  • поддержанию мира и укреплению безопасности и доверия в рамках АСЕАН;
  • взаимодействию по различным внешнеполитическим проблемам, которые затрагивают интересы АСЕАН;
  • выработке и реализации мероприятий по угрозам безопасности современного мира: терроризм, сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, другие видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконная миграция;
  • координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружением19.

1.2 Экономическое развитие Юго-Восточной Азии в начале XXI века

С момента учреждения АСЕАН, Юго-Восточной Азия проявляет себя как один из самых динамично развивающихся субрегионов мира, для которого характерны высокие, устойчивые темпы экономического роста. В течение последних 10 лет рост ВВП в странах АСЕАН был устойчивым и в среднем вдвое превышал общие показатели экономического роста в мире. Показатель ВВП на душу населения в странах АСЕАН постоянно возрастает и в 2006 г. составил в Брунее – 25,2 тыс. долл; Камбодже – 3,37; Индонезии – 4,35; Лаосе – 2,51; Малайзии – 12,47; Мьянме – 2,06; Филиппинах – 5,37; Сингапуре – 32,98; Таиланде – 9,63; Вьетнаме – 3,4, средний по АСЕАН – 5,0320. При этом Бруней и Сингапур входят в число лидеров сообщества по данному показателю. В докладе Всемирного банка об индикаторах мирового развития базовыми критериями величины страны названы территория, население и экономика. Эти три размерных параметра — размеры территории, населения и экономики— напоминают триаду классических факторов производства: земля, труд, капитал21.

Отвечая на вызовы XXI в. страны АСЕАН берут курс на инновационный  путь развития. Необходимость такого курса предопределяется стремлением  эффективного вхождения в глобальное производство, требующее усиления интеграционного  взаимодействия, выработки принципиально  новых подходов к производственно-технологической  кооперации с зарубежными странами, и прежде всего, региональной интеграции.

Все это является причиной широкомасштабной научно-технической  и производственной кооперации, наблюдаемой  в последние десятилетия по всему  миру, подталкиваемой также усилением  тенденций к образованию экономических  интеграционных объединений (создание «единой Европы», североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА, формирование тихоокеанской зоны свободной торговли – РАФТА и т.д.).

Кроме того, необходимость  кооперации в научно-технологичной  сфере диктуется постоянно возрастающим объёмом финансовых и интеллектуальных затрат, требуемых для решения крупных научно-технических проблем.

В настоящее время страны АСЕАН постепенно становятся и экспортёрами наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, повысилось их значение как рынка сбыта наукоёмкой продукции. Статистика показывает, что экспорт электроники стран АСЕАН составляет примерно 10% ВВП всех стран Азии. Причём 50 - 70% этого экспорта составляют компьютеры и полуфабрикаты, производимые в АСЕАН22.

На фондовых рынках в Юго-Восточной  Азии котируется только небольшое число  иностранных компаний, ещё меньше региональных. В то время как на фондовых рынках Гонконга и Сингапура отмечается высокая степень международного присутствия, лишь небольшой процент этого участия приходится на компании соседних стран. Доля иностранных котировок на азиатских фондовых рынках также снижается, поскольку заёмщики предпочитают выпускать депозитарные расписки в Нью-Йорке или в Лондоне.

 

Диаграмма 1. Доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта промышленной продукции23

Самые высокие темпы роста  экспорта высокотехнологичной продукции  сегодня имеют Сингапур, Малайзия и Таиланд, при этом Сингапур захватил почти 10% мирового экспорта компьютерного  оборудования. Таиланд выходит на одно из первых мест по производству программного обеспечения, разрабатываемого в основном по заказам западных корпораций.

Подавляющая часть экспортного  потенциала АСЕАН приходится на производство электронных компонентов: аудио-телеаппаратуры, калькуляторов, холодильников, стиральных машин и.т.д. Страны АСЕАН специализируются на сборке персональных компьютеров и их компонентов в основном по заказам крупных мировых корпораций, а также на производстве компьютерных узлов и коммуникационного оборудования24.

Лидером по расходам на НИОКР  в ВВП являются: Сингапур, который  финансирует науку на уровне развитых стран мира – 2,36%, Таиланд – 0,24%; Малайзия – 0,63%. Это сравнение только в  круге самых трех сильных стран АСЕАН. Если сравнить с остальными странами региона, то наблюдается еще большее расхождение. Однако нужно учитывать, что масштабы итоговых сумм несопоставимы из-за различий в объемах ВВП этих стран с Сингапуром25.

Как и в развитых странах, основной источник финансирования НИОКР  в странах АСЕАН приходится на частный сектор. Самое высокое  значение этого показателя наблюдается в Малайзии – 71%, Сингапуре – 58,8% и Таиланде – 48,6%, что соответствует основным тенденциям в мировом инновационном развитии26.

Информация о работе Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века