Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Изменение внешнеполитических курсов многих государств в конце XX века, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблемы экономической интеграции стран региона в начале XXI века 4
1.1 Основные направления внешней политики 4
1.2 Экономическое развитие Юго-Восточной Азии в начале XXI века 8
Глава 2. Развитие АСЕАН в XXI веке 12
2.1 Новые форматы сотрудничества 12
АСЕАН Плюс Три 12
АТЭС 14
АСЕМ 15
Итоги 16
2.2 Углубление интеграции в рамках АСЕАН 19
Глава 3. Международное сотрудничество 21
3.1 Взаимодействие с другими странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ) 21
3.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 36
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 46

Файлы: 1 файл

курсач мэо.docx

— 174.97 Кб (Скачать файл)

В последние годы в странах  АСЕАН наблюдается заметный рост научно- технического потенциала. Так, за 2002-2005 гг. количество исследователей в Малайзии и Таиланде возросло почти  в два раза. При этом большая  часть научного потенциала этих двух странах находится в университетах, в отличие от Сингапура, научный  потенциал которого сосредоточен в  предпринимательском секторе27.

Очевидно, что при разработке инновационной политики необходимо учитывать, что политические, социальные и экономические условия, характерные  для конкретной страны, предопределяют, каким именно образом адаптировать к этой стране или развивать соответствующую  модель инновационного развития. Привнесение  наиболее современных информационных и коммуникационных технологий или  восприятие подходов, практикуемых в  более развитых странах, не всегда может  работать так, как того ожидают.

 

 

Глава 2. Развитие АСЕАН в XXI веке

Первоначальный процесс  расширения АСЕАН: с пяти до десяти государств, был достигнут в условиях, когда каждая страна преследовала собственные, вполне определённые цели, прежде всего готовность государств смягчать идеологические подходы в политике.

В сложившихся политических и экономических условиях государства  Восточного Индокитая пришли к выводу о переориентации на в целом успешно  развивающиеся соседние страны в  рамках АСЕАН. На Третьей встрече  АСЕАН на высшем уровне в декабре 1987 г. было подписано Совместное заявление28, подтверждавшее решимость АСЕАН продолжить укреплять единство и сотрудничество в регионе29.

Для обеспечения продолжительного развития и процветания в Азии страны континента направляют свои усилия:

- на активное участие в процессе  глобализации.

- на постепенную активизацию  сотрудничества в регионе.

- на обеспечение равных для всех сторон выгод от глобализации.

- на содействие демократизации  международных отношений. 

2.1 Новые форматы сотрудничества

АСЕАН Плюс Три

Межправительственный форум  АСЕАН Плюс Три (АПТ - страны АСЕАН, Китай, Япония и Южная Корея), становятся костяком для восточноазиатской  экономической интеграции с более  широким участием стран из примыкающих  регионов.

Роль АПТ как ведущего института  развития регионализма Восточной Азии оспаривается, в первую очередь, Японией. На саммите АПТ в 2004 г. во Вьентьяне  премьер-министр Малайзии Абдалла  Бадави предложил провести в 2005 г. в Куала-Лумпур первый саммит Восточной Азии, что получило одобрение премьер-министра Китая Вэнь Цзябао. Предполагалось, что новый саммит заменит встречи в формате АПТ и проложит путь для широкой азиатской интеграции. Другие участники также согласились с предложением Бадави, однако возникла острая дискуссия по составу новой организации. На её противоположных полюсах оказались Пекин и Токио, предлагавшие сделать её максимально закрытой и открытой соответственно30.

Опасения усиления Китая определило модель действий ряда государств, добившихся в ходе инаугурационного саммита  Восточной Азии в Куала-Лумпур в  декабре 2005 г. включения в его  состав, помимо 13 государств АПТ, ещё  Индии, Австралии и Новой Зеландии. По итогам саммита Махатир заявил, что принятое решение по членству не отражает его видения региона, и что Россия и Северная Корея  имеют больше права на участие  в этом саммите, чем Австралия  и Новая Зеландия31.

В ходе подготовки к саммиту Восточной  Азии в Куала-Лумпур в качестве кандидата  на вступление рассматривалась и  Россия. Накануне инаугурационного саммита  в Куала-Лумпур, 13 декабря 2005 г. был  организован первый саммит в формате  Россия - АСЕАН, что свидетельствовало  о новом качестве взаимоотношений. 14 декабря президент Путин выступил перед участниками саммита Восточной  Азии в качестве гостя и декларировал желание России вступить в состав новой организации, однако мнения участников разделились. «За» высказывались Китай, Малайзия, Филиппины и РК. В то же время Сингапур и Индонезия  выпустили совместное заявление  против намерения Малайзии поддержать российское членство.

По мнению Сингапура, Россия не соответствует  одному из утверждённых критериев членства в саммите («наличие развитых отношений  с АСЕАН»). В то же время, если оценить объёмы товарооборота России и Новой Зеландии со странами АСЕАН, то в 2004 г. (на момент рассмотрения вопроса о их членстве) они были вполне сравнимы (3,1 и 3,5 млрд. долларов США соответственно), то есть нежелание ряда стран принять РФ в состав саммита было вызвано не только экономическими причинами, и решение по этому вопросу было отложено на неопределённый срок.

Создание саммита Восточной  Азии, как конкурирующей модели регионализма, несколько замедлило развитие АПТ  в последующие два года. Тем  не менее, с 2007 г. Япония, Китай и Южная Корея ведут переговоры о создании фонда, инкорпорирующего восточно-азиатские финансовые резервы для поддержки курса валют стран региона. Объем фонда составит 80 миллиардов долларов, при этом взносы в фонд от Китая, Японии и Южной Кореи составят в новом фонде около 80 процентов, тогда как 10 других стран АСЕАН заполнят остальные 20 процентов.

Наиболее последовательный интерес  к сотрудничеству в рамках АПТ  в проявляет Китай, однако, при  этом преимущественное развитие пока получает развитие связей в формате  АСЕАН Плюс Один. Так, Китай и АСЕАН  уже в 2008 г. завершили переговоры по последнему важному компоненту зоны свободной торговли подписанием соглашения по торговле услугами, которое охватывает 60 направлений этой деятельности, включая энергетический и транспортный сектора.


АТЭС

Международное сотрудничество в экономической  сфере на Азиатско-тихоокеанском  уровне оформлено в виде созданного в 1989 г. Форума АТЭС, членом которого в 1998 г. стала Россия, что стало прорывом для российской внешней политики в регионе. АТЭС руководствуется принципом открытого регионализма, суть которого заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри Азиатско-Тихоокеанского Региона сочетается с соблюдением принципов ВТО. При этом организация действует по принципу «согласованных односторонних мер», выполнение которых юридически не обязательно для участников. Пик в деятельности МПО пришёлся на 1994 г., когда были определены задачи формирования региональной системы свободной торговли.

На саммите в Куала-Лумпур в 1998 г. прозвучали идеи придать экономической  интеграции в рамках АТЭС более обязывающий  характер, однако, по мере преодоления  финансового кризиса, они не получили развития. Существенный вклад в это  внесла Япония, воспрепятствовавшая  включению продукции рыбной и  лесной отраслей в список, подпадающий  под действие программы «ранней  добровольной секторной либерализации». Её тематика была передана на рассмотрение ВТО, на работу в которой перенесли  свои основные усилия США. По мнению Э. Линкольна, эти события зафиксировали  кризис идентичности АТЭС.32

С другой стороны, широкий подход к  членству обеспечил организации  уникальную роль в АТР: только саммиты  АТЭС собирают вместе лидеров ведущих  мировых и региональных держав (США, Япония, Китай, Россия), а также стран  Юго-Восточной Азии, Тайваня, став для них возможностью для проведения двусторонних встреч. Как следствие, повестка дня саммитов стала расширяться за счёт включения в неё вопросов безопасности. Так, в 1999 г. в Новой Зеландии было оперативно согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, а в 2001 г. в КНР была принята резолюция, осуждающая терроризм.


АСЕМ

Идея интеграции Восточной Азии проявилась вновь уже в 1996 г., когда  был налажен диалог между Европой  и Азией, получивший название встреч «Азия-Европа» – ACEM. В 1994 г. бывший в то время премьер-министром Сингапура Го Хок Тон предложил встречи «Азия-Европа» на уровне руководителей государств. Для работы в формате АСЕМ странам пришлось определиться, кто же должен представлять на этих встречах Азию и Европу. В результате было решено, что на первом саммите в Таиланде в 1996 г. первую представят шесть стран-членов АСЕАН, Вьетнам (его приём в АСЕАН планировался на июль 2005 г.) Китай, Япония и РК.

Формат АСЕМ предполагает неформальный процесс и встречи на уровне саммитов - раз в два года поочерёдно в  столицах азиатских и европейских  государств. На саммитах Восточная  Азия предстала как территория, одновременно входящая в АСЕМ и АТЭС, но не всегда способная чётко выразить общие  интересы. Для исправления ситуации в докладе от 1999 г. азиатским членам организации было рекомендовано усилить диалог между собой.33 В 2004 г. АСЕМ расширила состав организации за счёт включения 10 новых членов ЕС и трёх оставшихся стран АСЕАН (Лаос, Камбоджа и Мьянма).

Что касается РФ, то она также демонстрировала  желание вступить в эту организацию, однако столкнулась в этом вопросе  с извечной проблемой российской идентичности. Москва планировала вступить в эту трансрегиональную МПО в качестве азиатского государства, для чего было необходимо получить поддержку стран АСЕАН, однако последние отказали России в приёме, так как не смогли прийти к консенсусу о том, кого же она будет представлять в АСЕМ: Азию или Европу34


Итоги

Усилия, предпринимаемые под эгидой АПТ и других форумов, до сих пор во многом сосредотачивались на укреплении рынков облигаций. Правительства стран, особенно Малайзии и Южной Кореи, принимали меры по поддержке более крупных выпусков эталонных государственных облигаций в Малайзии, Индонезии, Южной Кореи, Сингапуре и на Филиппинах, а также поощрению роста объёма ценных бумаг, обеспеченных активами, и облигаций выпускаемых в национальной валюте, размещаемых многосторонними банками развития и японским банком международного сотрудничества.

Успешно началась деятельность облигационных  фондов, вкладывающих средства в облигации, выраженные в долларах США и национальных валютах и выпускаемые правительствами  стран Азии. Проводится серьёзная работа по изучению возможностей создания регионального механизма гарантий и региональной клиринговой и расчётной системы. Рассматриваются вопросы, касающиеся укрепления роли местных кредитных рейтинговых агентств. Развитие финансовых связей приносит выгоды, но при этом требует взвешенной политики и надёжных финансовых институтов, а также механизмов ограничения новых рынков, которыми чревата большая открытость финансовых систем35.

Многие эксперты полагают, что успешное развитие финансовой интеграции в азиатском  регионе, является предвестником возможного введения единой региональной валюты и создания азиатского валютного  союза по модели евро. Опыт Европы показывает, что валютный союз предъявляет столь  жёсткие требования к координации политики и созданию соответствующих институтов, что, вероятно, потребует от азиатских стран чёткой политической воли. Для выработки такого единства Азии предстоит ещё долгий путь.

К числу других препятствий относится  отсутствие общих институтов, значительные различия в экономической структуре. Различия в структуре производства составляют особенно серьёзную проблему. Вместе с тем, требования к политике для создания сильной региональной экономики также способствует сближению экономических условий между ее участниками. На данном этапе оптимальными для экономики стран Азии являются системы обменных курсов, обладающих достаточной гибкостью для смягчения различных негативных тенденций.

В рамках АСЕАН+6 (АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, а также Индия, Австралия и Новая Зеландия) также  происходит взаимодействие.

Китай и АСЕАН начали переговоры по созданию зоны свободной торговли в 2002 году: в 2004 году сторонами было подписано соглашение о товарной торговле36, в 2007 году - соглашение о торговле услугами37, и теперь заключено соглашение об инвестициях.

Соглашения действительно работают, что ясно видно на примере взаимных инвестиций Китая и АСЕАН, которые  возрастают по мере интенсификации процесса по созданию зоны свободной торговли. По состоянию на конец 2008 года объем  инвестиций стран АСЕАН в Китай  составил 52 миллиарда долларов, или 6% от общего объёма иностранных инвестиций, привлечённых Пекином. Китай же сам является восьмым по величине инвестором в страны АСЕАН. К 2008 году прямые инвестиции Поднебесной в АСЕАН превысили 2 миллиарда долларов, что на 125% больше, чем в 2007 году. А общая сумма инвестиций КНР в регион составила больше 6 миллиардов38.

С 1 января 2010 г. были введены нулевые пошлины на 90% продукции в торговле Китая с 6-ю странами АСЕАН: Сингапуром, Таиландом, Малайзией, Индонезией, Брунеем и Филиппинами. Остальные 4 страны региона полностью войдут в ЗСТ только с 1 января 2015г.: Вьетнам, Бирма, Лаос и Камбоджа.


2.2 Углубление интеграции в рамках АСЕАН

В истории АСЕАН 2008 год запомнится как важный этап в строительстве  общего экономического и военно-политического  пространства. Несмотря на то, что ежегодный  саммит руководителей стран-участников блока был отложен из-за политической нестабильности в Таиланде, на конференциях министров иностранных дел, торговли, финансов, связи и коммуникаций принимались  решения, направленные на все более  тесную региональную интеграцию.

Главным событием в сфере политической интеграции можно считать завершение процесса ратификации так называемой Хартии или, иначе говоря, устава АСЕАН - основополагающего документа, формулирующего цели и регламентирующего формы и характер отношений внутри блока. Вокруг этого процесса, начиная с саммита глав государств АСЕАН в Себу в 2007 г., ходило много слухов и спекуляций. Полагали, что некоторые страны АСЕАН вроде Мьянмы или Вьетнама либо не согласятся на ратификацию этой хартии, либо будут делать все, чтобы затянуть этот процесс.

Однако все эти разговоры  и предположения смолкли в 2008 г. по мере того, как страна за страной  ратифицировала Устав. К концу 2008 г. Устав был принят всеми странами и стал действующим документом. В  результате вопросы политического  поведения и его критерии стали  не только общими для всех, но и получили необходимую формализацию в положениях этой хартии, особенно в том, что  относилось к вопросам прав человека, сохранения демократических свобод, свободных выборов, свободы прессы. 

Информация о работе Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века