Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Изменение внешнеполитических курсов многих государств в конце XX века, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.
Введение 3
Глава 1. Проблемы экономической интеграции стран региона в начале XXI века 4
1.1 Основные направления внешней политики 4
1.2 Экономическое развитие Юго-Восточной Азии в начале XXI века 8
Глава 2. Развитие АСЕАН в XXI веке 12
2.1 Новые форматы сотрудничества 12
АСЕАН Плюс Три 12
АТЭС 14
АСЕМ 15
Итоги 16
2.2 Углубление интеграции в рамках АСЕАН 19
Глава 3. Международное сотрудничество 21
3.1 Взаимодействие с другими странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ) 21
3.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 36
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 46
При всем положительном значении принятия Устава как нового шага в процессе взаимной интеграции стран АСЕАН, нельзя не отметить, что при определённых обстоятельствах реализация его положений может создавать опасность для единства регионального блока. Ведь до последнего времени внутри АСЕАН действовал простой принцип. На международной арене желательно выступать вместе единым голосом, но ни при каких обстоятельствах не следует вмешиваться во внутренние дела соседнего государства.
Сегодня такая политика, исходя из принятого Устава, невозможна. Страны-члены блока могут и должны требовать соблюдения элементарных гражданских свобод среди своих членов. Потенциальная угроза внутренней стабильности усугубляется ещё и тем, что приняв Устав, асеановские лидеры оказались в большей зависимости и от влиятельных международных правозащитных организаций, которые в последнее время (это прекрасно видно по подготовке перенесённого с 2008 на февраль 2009 г. саммита АСЕАН) особенно энергично требуют от них оказать давление на режимы, не выполняющие положений принятого документа39.
В 2008 году определённый шаг вперёд был сделан и в сфере экономического сотрудничества. На уже упоминавшейся встрече министров иностранных дел в Джакарте в декабре 2008 г. было подтверждена общая решимость завершить создание зоны свободной торговли стран АСЕАН АФТА к 2015 году.
Необходимо отметить, что решение министров иностранных дел, подтвердивших, несмотря на развивающейся глобальный кризис, планы достроить АФТу к 2015 г. не вызвали особой сенсации, так как все события, происходившие в 2008 г. в сфере экономической интеграции, логично подводили к этому решению.
Так, например, на сороковой встрече министров экономического развития стран АСЕАН, которая состоялась в Сингапуре в конце августа 2008 г., стороны договорились о том, чтобы в кратчайшие сроки рассмотреть вопросы о снятии всех нетарифных барьеров в торговле между странами. Договорились также разрешить свободное передвижение через государственные границы врачам и дантистам40.
Не вызывает сомнений, что не только
вопросы углубления взаимной интеграции
стояли в 2008 г. на повестке дня регионального
блока. Не меньшую опасность в
странах АСЕАН видят и в
быстро меняющемся балансе сил и
интересов великих держав применительно
к Юго-Восточной Азии. У стран
АСЕАН уже длительное время никак
не получается сбалансировать растущее
влияние Китая с ослаблением
позиций США, и поэтому они
не могут выстроить устойчивый каркас
международных отношений в
Страны АСЕАН активно
действуют с тем, чтобы максимально
разнообразить направления
Однако все эти манёвры и заигрывание ведущих стран блока с США и Японией и одновременно открытая критика планов расширения китайского присутствия в Юго-Восточной Азии быстро сошли на нет, когда выяснилось, что экономический кризис, который начался в США, резко ослабил их позиции в регионе Юго-Восточной Азии. В странах АСЕАН очевидное ослабление американского влияния и американского интереса к положению в этом регионе вызвало откровенную тревогу. Все заговорили о том, что возможный уход Америки самым негативным образом может сказаться на балансе политических интересов внерегиональных сил, что будет крайне неприятно и опасно для стран АСЕАН 42.
В ситуации ухода или резкого ослабления позиций Вашингтона сразу же возник извечный для асеановских элит страх китайского доминирования в регионе. Сохранить американское присутствие, стало, чуть ли не главной внешнеполитической задачей АСЕАН. В связи с ним характерна одна из многих статей в сингапурской газете «The Straits Times» от 17 сентября 2008 г., которая представляет из себя открытое письмо к тогдашнему президенту США Дж. Бушу от лица асеановских элит с чётким перечислением того, что надо сделать США, чтобы сохранить своё влияние в регионе43.
Сегодня правящие элиты стран АСЕАН убеждают себя в том, что те кто «предрекает закат США в Азии, делает это преждевременно44. «США известны своей способностью возвращаться», подчеркивает «The Straits Times» 30 сентября 2008. В то же время сингапурские политологи с тревогой отмечают, что «в Восточной Азии мы никогда не видели США такими ослабленными как ныне, а ведь США интегральная часть азиатского развития также как и Китай»45. Интересно, что причитания относительно слабости США сопровождаются лихорадочными поисками хоть какой-то замены американского влияния.
Без Китая и китайского рынка, который меньше чем США и Япония пострадал от воздействия мирового кризиса, добиться экономического выживания и процветания невозможно. В связи с этим в 2008 г. страны АСЕАН, противореча своим прошлым заявлениям, вынуждены были согласиться с китайскими предложениями по углублению интеграции и с фактическим расширением китайских позиций в регионе.
Таким образом, для экономического роста и закрепления своего статуса на международной арене страны-члены АСЕАН изначально ориентировались на развитые государства Запада, особенно на сформировавшийся интеграционный механизм ЕЭС.
В результате того, что руководители
АСЕАН центром своего внимание избрали
Европейское Экономическое
АСЕАН рассматривала «Общий рынок» в качестве возможного источника крупных инвестиций и перспективного партнёра торгово-экономического сотрудничества, а европейцы стремились проникнуть на быстро развивающийся рынок стран ЮВА. Во всём этом, по мнению Э.Г.Миракяна46, была логика и целесообразность. Соискатель обращает внимание на то, что опыт экономических отношений с развитыми капиталистическими государствами, накопленный странами Ассоциации к началу 70-х гг., вызвал к жизни новое явление - координацию их внешнеэкономической политики.
Решение об установлении официальных
отношений АСЕАН с ЕЭС было
принято в 1971 г. Анализ документов позволяет
говорить о том, что поворот АСЕАН
к Западной Европе был обусловлен
как экономическими, так и политическими
причинами, более значимым выходом
на мировую арену, на европейский
рынок, добившись минимальных
Вместе с тем, после первой встречи министров иностранных дел, которая положила начало полноценному сотрудничеству, последующие встречи носили весьма политизированный характер, их содержание было во многом однотипным.
За 30 лет развития диалоговое партнёрство АСЕАН и ЕС интеграционными блоками не претерпело качественных изменений, в целом оставаясь техническим каналом для развития сотрудничества в сфере торговли, инвестиций и содействия развитию. Внешнеторговый оборот между государствами обеих группировок будет расти в общем объёме, но нельзя ожидать его резкого процентного роста в торговле обоих партнёров. При сохранении нынешней тенденции удельный вес стран ЕС в торговле стран АСЕАН может даже падать, так как ее основными партнёрами являются США, КНР, Япония, а ЕС все больше занят внутренними проблемами, связанными с беспрецедентно бурным расширением числа стран. Значение ЕС для стран АСЕАН будет по-прежнему значительно меньше, чем КНР, Японии и США47.
Таким образом, в целом, страны АСЕАН активно сотрудничают по различным вопросам с мировым сообществом.
Внутриполитические проблемы
Камбоджи и Мьянмы осложнили отношения
АСЕАН с США, ЕС и западными
демократиями, заставили пересмотреть
принцип невмешательства и
Несмотря на длительность своего существования, мощный экономический фундамент и развитую сеть институциональных механизмов, диалог между АСЕАН и ЕС пока нельзя назвать особо результативным. Это связано с глубинными различиями политических культур и моделей регионализма, заложенными в основу двух организаций, что, в свою очередь затрудняет выработку устойчивой системы общих политических интересов, и приводит к значительным трудностям в практической реализации их взаимодействия.
Подводя итоги, следует отметить, что с момента учреждения АСЕАН эта региональная группировка проявляет себя как один из самых динамично развивающихся субрегионов мира, для которого характерны высокие, устойчивые темпы экономического роста.
Отвечая на вызовы XXI в., страны
АСЕАН берут курс на инновационный
путь развития. Необходимость такого
курса предопределяется стремлением
эффективного вхождения в глобальное
производство, требующее усиления интеграционного
взаимодействия, выработки принципиально
новых подходов к производственно-
Благодаря своему участию в международном финансовом рынке, ЮВА пожинает плоды диверсификации, но расширение внутрирегиональных связей могло бы принести дополнительные выгоды, такие например, как более стабильный доступ к капиталу.
АСЕАН активно сотрудничает с США, Японией, ЕС.
К другому положительному следствию финансовой интеграции можно отнести укрепление рыночной дисциплины при разработке и проведении макроэкономической политики. Это, в рамках более широкой политической программы, будет способствовать дальнейшему укреплению стабильности в регионе.
Что касается России, то важным этапом развития партнёрства Россия-АСЕАН (установленного в 1996 г.) стала первая встреча лидеров наших стран 13 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре. В ходе саммита были определены векторы дальнейшего взаимодействия России с «десяткой». Политическая воля, направленная на достижение качественных изменений в сотрудничестве нашла своё отражение в принятии пакета важных документов - Совместной декларации лидеров о развитом и всеобъемлющем партнёрстве48, Комплексной программы действий по развитию сотрудничества Россия-АСЕАН на 2005-2015 гг49. и межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области экономики и развития (вступило в силу 11 августа 2006 г.) 50.
Тем самым была сформирована нормативно-правовая база диалогового партнёрства, заданы стратегические ориентиры для его развития на долгосрочную перспективу.
Встреча лидеров России и
АСЕАН придала должный импульс
углублению сотрудничества наших стран
по ряду направлений, а принятые на
саммите решения позволили
В 2006 г. тематика АСЕАН была включена в регламент Правительственной комиссии РФ по вопросам экономической интеграции наряду с вопросами взаимодействия с ЕС, ЕврАзЭс и АТЭС. Это решение имеет целью скоординировать и повысить эффективность усилий российских министерств и ведомств, вовлечённых в развитие диалоговых отношений с Ассоциацией51.
Заметно активизировалась работа
по формированию нормативно-правовой
базы российско-асеановских связей
в ряде приоритетных секторов сотрудничества,
таких, как совместная борьба с международным
терроризмом и
Серьёзным шагом в практическом
наполнении сотрудничества с Ассоциацией
стало создание Финансового фонда
диалогового партнёрства
Среди них - обмен опытом в сфере возобновляемых источников энергии, информационное содействие малому и среднему бизнесу, изучение русского языка в странах Ассоциации, создание информационно-аналитического Центра АСЕАН на базе МГИМО и др.
Торгово-экономические связи
России со странами АСЕАН имеют значительные
потенциальные возможности, однако
по ряду причин не реализуются в
полной мере. Отставание экономических
отношений от успешно набирающего
обороты политического
Цифры говорят сами за себя:
объем торговли России с АСЕАН
вырос с 1.3 млрд. долл. США в 2000 г. до
4,7 млрд. долл. США в 2006 г. (для сравнения:
к примеру, взаимный товарооборот АСЕАН
- Китай за этот же срок увеличился с
40 до 140 млрд. долл. США). На сегодняшний
день удельный вес АСЕАН во внешней
торговле России составляет 1,2%, доля России
в общем товарообороте
В числе факторов, объективно сдерживающих торговые связи России и стран АСЕАН - острая конкуренция па рынках ЮВА и АТР. традиционная кооперация экономических субъектов «десятки» с такими государствами, как Япония, США, Китай, Южная Корея ЕС и др., значительный удельный вес западных транснациональных корпораций в промышленности и внешней торговле Ассоциации, а также ограниченность российских экспортных ресурсов, представляющих интерес для стран «десятки»54.
Информация о работе Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века