Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Изменение внешнеполитических курсов многих государств в конце XX века, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблемы экономической интеграции стран региона в начале XXI века 4
1.1 Основные направления внешней политики 4
1.2 Экономическое развитие Юго-Восточной Азии в начале XXI века 8
Глава 2. Развитие АСЕАН в XXI веке 12
2.1 Новые форматы сотрудничества 12
АСЕАН Плюс Три 12
АТЭС 14
АСЕМ 15
Итоги 16
2.2 Углубление интеграции в рамках АСЕАН 19
Глава 3. Международное сотрудничество 21
3.1 Взаимодействие с другими странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ) 21
3.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 36
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 46

Файлы: 1 файл

курсач мэо.docx

— 174.97 Кб (Скачать файл)

Основная часть российского  экспорта приходится на металлопродукцию, удобрения, нефть, нефтепродукты, нефтехимию, древесину и целлюлозу Россией  в государствах АСЕАН закупаются, главным образом, натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло, чай, фрукты, товары народного потребления, электроника и вычислительная техника.

Определённые перспективы наращивания объёмов взаимного товарооборота связаны с расширением экспорта российских нефти и газа в страны АСЕАН. Ассоциация крайне заинтересована в закупках российских углеводородов, поскольку сегодня значительная часть ее потребностей удовлетворяется за счёт ближневосточной нефти, транспортируемой на большие расстояния по морю. Асеановцы рассчитывают на рост поставок энергоносителей из России по завершении постройки нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

И все же определяющим, долгосрочным фактором развития российско-асеановской торговли следует признать улучшение структуры российского экспорта за счёт наращивания поставок высокотехнологичной продукции. Это особенно актуально с учётом того, что экспортные возможности России по традиционным товарным группам в дальнейшем будут сужаться в связи с созданием в странах АСЕАН импортозамещающих производств.

В целом АСЕАН можно  рассматривать в качестве ёмкого рынка для отечественной продукции энергомашиностроения, авиакосмической промышленности, оборудования для нефте- и газодобычи. Перспективным представляется дальнейшее наращивание поставок российских вооружений и военной техники, спрос на которые в странах «десятки» стабильно возрастает. Торговля оружием, являющимся наукоёмкой и высокотехнологичной продукцией, может открыть дорогу для расширения кооперационных связей в смежных отраслях55.

Существенную роль в наращивании  взаимодействия России и АСЕАН в  сфере инвестиций должно сыграть  создание в странах «десятки»  совместных производств, встроенных в  технологические цепочки российских транснациональных корпораций и  ориентированных как на местные  рынки, так и на экспорт в третьи страны.

Тенденция выхода российских субъектов хозяйствования в государства  АСЕАН уже наметилась. Отечественные  корпорации сырьевого, металлургического, телекоммуникационного секторов активно  наращивают своё присутствие в этом инвестиционно-привлекательном регионе.

В качестве отдельных примеров можно привести заключение в конце 2005 г. партнёрского соглашения между US Rusal и индонезийской государственной горнодобывающей компанией АnTam о разработке бокситового месторождения и создании глинозёмного производства на Западном Калимантане на сумму 3,6 млрд. долл. США; участие ОАО «Лукойл» в совместной с индонезийской РеrTamina в разработке нефтегазовых месторождений (1,2 млрд. долл. США); заявленные российскими компаниями (Аltimo «Вымпелком») намерения по приобретению телекоммуникационных активов в Индонезии и Вьетнаме56.

Дополнительные возможности  для инвестирования открывает Программа  промышленного сотрудничества АСЕАН, призванная стимулировать индустриальное развитие.

Возможности участия России в такого рода проектах значительно  возросли с появлением в нашей  стране ряда госкорпораций и государственных акционерных обществ.

Гораздо сложнее обстоит  дело с налаживанием связей на уровне среднего и малого бизнеса, не обладающего  соответствующими ресурсами для  прямого выхода на отдалённые рынки. Серьёзная проблема - отсутствие у партнёров с обеих сторон информации о конъюнктуре внутренних рынков, о предприятиях - потенциальных контрагентах, о конкретных вопросах регулирования внешнеэкономической деятельности, включая налоговое, таможенное, инвестиционное, конкурентное законодательство. Ключевое значение в этом контексте имеют усилия по продвижению прямых контактов между представителями российских и асеановских деловых кругов, чему может помочь эффективная работа по линии торгово-промышленных палат, предпринимательских союзов и отраслевых ассоциаций наших стран57.

Большим потенциалом применительно к развитию торгово-инвестиционных связей с АСЕАН обладает российский Дальний Восток. К сожалению, сегодня этот регион является экономическим аутсайдером. На преодоление его отсталости направлена соответствующая федеральная целевая программа, предусматривающая увеличение валового регионального продукта (ВРП) Дальневосточного Федерального округа в 2,6 раза к концу 2013 г. При этом основные усилия будут направлены на улучшение инфраструктуры региона58.

Партнёры из АСЕАН уже начали проявлять практическую заинтересованность в этом процессе. В частности, девелоперские и инвестиционные компании из Сингапура предметно интересуются проектами, связанными с развитием транспортной инфраструктуры региона. Кстати, сингапурцы уже имеют положительный опыт осуществления подобных инвестиций в России - СП между ОАО "Шереметьево" и сингапурским аэропортом Cangi с 2006 г. управляет новым международным терминалом "Шереметьево-1"59.

 

Заключение

В современных теоретических исследованиях  выделяются два основных типа регионализации. Первый связан с появлением и активным возвышением региональных держав, и, как следствие, с их стремлением  организовать региональную среду в  своих интересах, то есть построить  путем соглашений или неформальных практик такие отношения с менее крупными региональными государствами, которые бы отвечали политическим и экономическим задачам региональной державы.


АСЕАН является политической, экономической и культурной региональной межправительственной организацией, объединяет страны, расположенные в ЮВА. Непосредственно  образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд  и Филиппины. Позже присоединились Бруней - Даруссалам (1984 г., после обретения  независимости), Вьетнам, (1995 г.), Лаос и  Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Общая площадь, занимаемая странами АСЕАН, равна 4,5 млн. кв. км. c населением в 570 млн. чел. Члены Ассоциации говорят на 14 официальных языках, исповедуют, по меньшей мере, 7 религий.

С начала своего существования  АСЕАН столкнулась с острыми  проблемами: негативно сказывались  несогласованность действий членов Ассоциации, недоверие между ними, различие уровней развития и исторических условий стран. Политические разногласия  и проявления национализма подтолкнули  процесс взаимодействия на основе приоритета национальных интересов под лозунгом «единство в многообразии», создание коллективными усилиями атмосферы  доверия, углубление интеграции, организация  отпора «наступлению коммунизма»60.

Основными базовыми принципами сотрудничества стран ЮВА в области  безопасности являются следующие:

  • Неприсоединение к военным блокам;
  • Мирный подход в разрешении внешнеполитических проблем;
  • Разрешение конфликтов ненасильственными методами;
  • Отказ от ядерного оружия и от другого оружия массового уничтожения и недопущение гонки вооружений в ЮВА;
  • Отказ от применения силы или угрозы применения силы.

Основное направление  сотрудничества в сфере безопасности в рамках АСЕАН ориентировано  на борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Одновременно, оно  развивается согласно изменяющейся ситуации. В настоящее время в  области сотрудничества в сфере  безопасности АСЕАН определила три  важных момента: борьба с терроризмом, наркотиками и транснациональной  организованной преступностью.

Борьба с терроризмом  традиционно важна для АСЕАН. Другие два направления давно  были выдвинуты, но недавно подняты  на такую важную высоту. Это является новой тенденцией сотрудничества в  сфере безопасности в рамках АСЕАН.

Отвечая на вызовы XXI в. страны АСЕАН берут курс на инновационный  путь развития. Необходимость такого курса предопределяется стремлением  эффективного вхождения в глобальное производство, требующее усиления интеграционного  взаимодействия, выработки принципиально  новых подходов к производственно-технологической  кооперации с зарубежными странами, и прежде всего, региональной интеграции.

В своём стремлении к эффективному размещению капитала, росту эффективности инвестиций страны Юго-Восточной Азии прилагают значительные усилия, направленные на рост взаимодействия между различными мировыми финансовыми системами.

Приоритет региональных связей по сравнению с внутрирегиональными  или глобальными является одним  из показателей финансовой интеграции. Следует также учитывать тот  факт, что между странами Юго-Восточной  Азии существуют значительные различия. В то время как в некоторых  странах, таких как Филиппины, значительный объем внешних финансовых обязательств является результатом официального заимствования, в других, например, в Сингапуре и в Гонконге эти  обязательства отражают роль этих стран  как региональных финансовых центров  и высшую степень их интеграции в  глобальный финансовый рынок.

Другим показателем финансовой интеграции можно считать классы активов - межгосударственных связей во внутренних банковских системах, па рынках акций и рынках облигаций. Этот показатель также указывает па неравномерность  финансовой интеграции.

Благодаря своему участию  в международном финансовом рынке, ЮВА пожинает плоды диверсификации, но расширение внутрирегиональных связей могло бы принести дополнительные выгоды, такие например, как более стабильный доступ к капиталу. Региональная финансовая интеграция могла бы ограничить потребность  в использовании посредников  для размещения азиатских сбережений за пределами региона и тем  самым снизить подверженность риску  внезапных изменений направленности потоков капитала - в тех случаях, когда они обусловлены несовершенной  информацией, которой обладают случайные  инвесторы. Углубление региональных рынков капитала и формирование новых источников финансовых средств возможны лишь в  тех случаях, если интеграция способна снизить зависимость от банков как  главного источника финансирования частного сектора, тем самым может  быть усилена устойчивость корпоративных  секторов.

Рассматривая вопрос об эффективности  АСЕАН как региональной организации, помимо внутрирегиональных факторов, следует принимать во внимание более  широкий международный контекст и особенности геополитического и геостратегического положения Юго-Восточной Азии, которые неизбежно ставили и ставят перед Ассоциацией специфические внешне-политические цели.

Среди них - задачи сбалансировать роль и интересы крупных держав в  регионе (США, Китая, Индии, Японии), особенно в постбиполярный период, а также иметь возможность участвовать, а в какой-то мере и управлять процессами макро-регионализации в Восточной Азии. Во многом необходимостью уравновесить Китай, Японию. Индию и США в Юго-Восточной Азии объяснялось расширение сотрудничества АСЕАН с Россией во второй половине 1990-х гг.

С этой точки зрения, АСЕАН  удалось выступить в качестве единого игрока в процессах восточноазиатской  регионализации и внедрить соответствующий  духу Ассоциации концептуальный принцип  принятия решений в деятельность Регионального форума АСЕАН по безопасности, остающегося на данный момент практически  единственной организацией, осуществляющей политический диалог по проблемам безопасности и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском  регионе с привлечением широкого круга участников, включая США, Россию, Китай, Индию, Японию, ЕС.

Оборотной стороной этого  стала очевидная нефункциональность АСЕАН и АРФ в решении практических задач, связанных с обеспечением региональной безопасности, и исполнение скорее роли форумов для международных консультаций с широким составом участников. Возможно, этим объясняется и тот факт, что более эффективными в плане решения проблем безопасности по-прежнему оказываются двусторонние и трехсторонние форматы взаимодействия юго-восточно-азиатских государств и внерегиональных держав.

Таким образом, оценивая как  внутренние, так и внешние параметры  деятельности АСЕАН, можно сделать  вывод об определенных достижениях в деятельности Ассоциации, которые, однако, отнюдь не идентичны достижениям европейского интеграционного пути. Показательно, что модель регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии оказалась нацелена, прежде всего, на задачу формирования и сохранения общих ценностей (невмешательство во внутренние дела и уважение суверенитета), а не на функциональную интеграцию. Очевидно также, что деятельность АСЕАН стала существенным аспектом восточно-азиатского регионализма, включающего различные аспекты политического и экономического характера.

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники

  1. Декларация АСЕАН // Дипломатический вестник. 2003. N 11. С. 67 - 70.
  2. Устав АСЕАН // СПС Консультант плюс 2010
  3. Agreement between the Governments of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Government of the Russian Federation on Economic and Development Cooperation, Kuala Lumpur, 10 December 2005, Eleventh ASEAN Summit, Kuala Lumpur, 12-14 December 2005 // URL: http://www.aseansec.org/18072.htm
  4. Agreement on Trade in Goods of the Framework Agreement on Comprehensive Economic Co-operation between the Association of Southeast Asian Nations and the People’s Republic of China, Tenth ASEAN Summit, Vientiane, 29-30 November 2004 // URL: http://www.aseansec.org/16635.htm
  5. Agreement on Trade in Services of the Framework Agreement on Comprehensive Economic Co-operation between the Association of Southeast Asian Nations and the People’s Republic of China, Twelfth ASEAN Summit, Cebu, Philippines, 9-15 January 2007 // URL: http://www.aseansec.org/19346.htm
  6. ASEAN Political-Security Community Blueprint, Cha-am, Thailand, 1 March 2009// Fourteenth ASEAN Summit, Thailand, 26 February - 1 March 2009 //URL: http://www.aseansec.org/22337.pdf
  7. ASEAN Security Community Plan of Action Tenth ASEAN Summit // Vientiane, 29-30 November 2004// URL: http://www.aseansec.org/16827.htm
  8. Comprehensive Programme of Action to Promote Cooperation between the Association of Southeast Asian Nations and the Russian Federation 2005-2015, Eleventh ASEAN Summit, Kuala Lumpur, 12-14 December 2005 // URL: http://www.aseansec.org/18073.htm
  9. Joint Declaration of the Heads of State, Government of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Head of State of the Russian Federation on Progressive and Comprehensive Partnership, Kuala Lumpur, 13 December 2005// URL: http://www.aseansec.org/18070.htm
  10. Joint Declaration of the Heads of State, Government of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Head of State of the Russian Federation on Progressive and Comprehensive Partnership, Kuala Lumpur, 13 December 2005, Eleventh ASEAN Summit, Kuala Lumpur, 12-14 December 2005 // URL: http://www.aseansec.org/18070.htm

Информация о работе Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века