Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Изменение внешнеполитических курсов многих государств в конце XX века, новые приоритеты экономической и политической регионализации отношений поставили перед странами Азии совершенно иные задачи. Продолжающаяся трансформация роли регионального сотрудничества государств Азии в сторону углубления интеграции однозначно указывает на постепенное и планомерное усиление глобальных процессов в мире.
Введение 3
Глава 1. Проблемы экономической интеграции стран региона в начале XXI века 4
1.1 Основные направления внешней политики 4
1.2 Экономическое развитие Юго-Восточной Азии в начале XXI века 8
Глава 2. Развитие АСЕАН в XXI веке 12
2.1 Новые форматы сотрудничества 12
АСЕАН Плюс Три 12
АТЭС 14
АСЕМ 15
Итоги 16
2.2 Углубление интеграции в рамках АСЕАН 19
Глава 3. Международное сотрудничество 21
3.1 Взаимодействие с другими странами (КНР, Япония, США, ЕС, РФ) 21
3.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 36
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 46
Основная часть российского экспорта приходится на металлопродукцию, удобрения, нефть, нефтепродукты, нефтехимию, древесину и целлюлозу Россией в государствах АСЕАН закупаются, главным образом, натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло, чай, фрукты, товары народного потребления, электроника и вычислительная техника.
Определённые перспективы наращивания объёмов взаимного товарооборота связаны с расширением экспорта российских нефти и газа в страны АСЕАН. Ассоциация крайне заинтересована в закупках российских углеводородов, поскольку сегодня значительная часть ее потребностей удовлетворяется за счёт ближневосточной нефти, транспортируемой на большие расстояния по морю. Асеановцы рассчитывают на рост поставок энергоносителей из России по завершении постройки нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».
И все же определяющим, долгосрочным фактором развития российско-асеановской торговли следует признать улучшение структуры российского экспорта за счёт наращивания поставок высокотехнологичной продукции. Это особенно актуально с учётом того, что экспортные возможности России по традиционным товарным группам в дальнейшем будут сужаться в связи с созданием в странах АСЕАН импортозамещающих производств.
В целом АСЕАН можно рассматривать в качестве ёмкого рынка для отечественной продукции энергомашиностроения, авиакосмической промышленности, оборудования для нефте- и газодобычи. Перспективным представляется дальнейшее наращивание поставок российских вооружений и военной техники, спрос на которые в странах «десятки» стабильно возрастает. Торговля оружием, являющимся наукоёмкой и высокотехнологичной продукцией, может открыть дорогу для расширения кооперационных связей в смежных отраслях55.
Существенную роль в наращивании
взаимодействия России и АСЕАН в
сфере инвестиций должно сыграть
создание в странах «десятки»
совместных производств, встроенных в
технологические цепочки
Тенденция выхода российских субъектов хозяйствования в государства АСЕАН уже наметилась. Отечественные корпорации сырьевого, металлургического, телекоммуникационного секторов активно наращивают своё присутствие в этом инвестиционно-привлекательном регионе.
В качестве отдельных примеров можно привести заключение в конце 2005 г. партнёрского соглашения между US Rusal и индонезийской государственной горнодобывающей компанией АnTam о разработке бокситового месторождения и создании глинозёмного производства на Западном Калимантане на сумму 3,6 млрд. долл. США; участие ОАО «Лукойл» в совместной с индонезийской РеrTamina в разработке нефтегазовых месторождений (1,2 млрд. долл. США); заявленные российскими компаниями (Аltimo «Вымпелком») намерения по приобретению телекоммуникационных активов в Индонезии и Вьетнаме56.
Дополнительные возможности для инвестирования открывает Программа промышленного сотрудничества АСЕАН, призванная стимулировать индустриальное развитие.
Возможности участия России в такого рода проектах значительно возросли с появлением в нашей стране ряда госкорпораций и государственных акционерных обществ.
Гораздо сложнее обстоит дело с налаживанием связей на уровне среднего и малого бизнеса, не обладающего соответствующими ресурсами для прямого выхода на отдалённые рынки. Серьёзная проблема - отсутствие у партнёров с обеих сторон информации о конъюнктуре внутренних рынков, о предприятиях - потенциальных контрагентах, о конкретных вопросах регулирования внешнеэкономической деятельности, включая налоговое, таможенное, инвестиционное, конкурентное законодательство. Ключевое значение в этом контексте имеют усилия по продвижению прямых контактов между представителями российских и асеановских деловых кругов, чему может помочь эффективная работа по линии торгово-промышленных палат, предпринимательских союзов и отраслевых ассоциаций наших стран57.
Большим потенциалом применительно к развитию торгово-инвестиционных связей с АСЕАН обладает российский Дальний Восток. К сожалению, сегодня этот регион является экономическим аутсайдером. На преодоление его отсталости направлена соответствующая федеральная целевая программа, предусматривающая увеличение валового регионального продукта (ВРП) Дальневосточного Федерального округа в 2,6 раза к концу 2013 г. При этом основные усилия будут направлены на улучшение инфраструктуры региона58.
Партнёры из АСЕАН уже начали проявлять практическую заинтересованность в этом процессе. В частности, девелоперские и инвестиционные компании из Сингапура предметно интересуются проектами, связанными с развитием транспортной инфраструктуры региона. Кстати, сингапурцы уже имеют положительный опыт осуществления подобных инвестиций в России - СП между ОАО "Шереметьево" и сингапурским аэропортом Cangi с 2006 г. управляет новым международным терминалом "Шереметьево-1"59.
В современных теоретических
АСЕАН является политической,
экономической и культурной региональной
межправительственной организацией, объединяет
страны, расположенные в ЮВА. Непосредственно
образующими государствами
С начала своего существования АСЕАН столкнулась с острыми проблемами: негативно сказывались несогласованность действий членов Ассоциации, недоверие между ними, различие уровней развития и исторических условий стран. Политические разногласия и проявления национализма подтолкнули процесс взаимодействия на основе приоритета национальных интересов под лозунгом «единство в многообразии», создание коллективными усилиями атмосферы доверия, углубление интеграции, организация отпора «наступлению коммунизма»60.
Основными базовыми принципами сотрудничества стран ЮВА в области безопасности являются следующие:
Основное направление
сотрудничества в сфере безопасности
в рамках АСЕАН ориентировано
на борьбу с терроризмом, экстремизмом
и сепаратизмом. Одновременно, оно
развивается согласно изменяющейся
ситуации. В настоящее время в
области сотрудничества в сфере
безопасности АСЕАН определила три
важных момента: борьба с терроризмом,
наркотиками и
Борьба с терроризмом традиционно важна для АСЕАН. Другие два направления давно были выдвинуты, но недавно подняты на такую важную высоту. Это является новой тенденцией сотрудничества в сфере безопасности в рамках АСЕАН.
Отвечая на вызовы XXI в. страны
АСЕАН берут курс на инновационный
путь развития. Необходимость такого
курса предопределяется стремлением
эффективного вхождения в глобальное
производство, требующее усиления интеграционного
взаимодействия, выработки принципиально
новых подходов к производственно-
В своём стремлении к эффективному размещению капитала, росту эффективности инвестиций страны Юго-Восточной Азии прилагают значительные усилия, направленные на рост взаимодействия между различными мировыми финансовыми системами.
Приоритет региональных связей
по сравнению с
Другим показателем финансовой интеграции можно считать классы активов - межгосударственных связей во внутренних банковских системах, па рынках акций и рынках облигаций. Этот показатель также указывает па неравномерность финансовой интеграции.
Благодаря своему участию
в международном финансовом рынке,
ЮВА пожинает плоды диверсификации,
но расширение внутрирегиональных связей
могло бы принести дополнительные выгоды,
такие например, как более стабильный
доступ к капиталу. Региональная финансовая
интеграция могла бы ограничить потребность
в использовании посредников
для размещения азиатских сбережений
за пределами региона и тем
самым снизить подверженность риску
внезапных изменений
Рассматривая вопрос об эффективности АСЕАН как региональной организации, помимо внутрирегиональных факторов, следует принимать во внимание более широкий международный контекст и особенности геополитического и геостратегического положения Юго-Восточной Азии, которые неизбежно ставили и ставят перед Ассоциацией специфические внешне-политические цели.
Среди них - задачи сбалансировать роль и интересы крупных держав в регионе (США, Китая, Индии, Японии), особенно в постбиполярный период, а также иметь возможность участвовать, а в какой-то мере и управлять процессами макро-регионализации в Восточной Азии. Во многом необходимостью уравновесить Китай, Японию. Индию и США в Юго-Восточной Азии объяснялось расширение сотрудничества АСЕАН с Россией во второй половине 1990-х гг.
С этой точки зрения, АСЕАН удалось выступить в качестве единого игрока в процессах восточноазиатской регионализации и внедрить соответствующий духу Ассоциации концептуальный принцип принятия решений в деятельность Регионального форума АСЕАН по безопасности, остающегося на данный момент практически единственной организацией, осуществляющей политический диалог по проблемам безопасности и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе с привлечением широкого круга участников, включая США, Россию, Китай, Индию, Японию, ЕС.
Оборотной стороной этого
стала очевидная
Таким образом, оценивая как внутренние, так и внешние параметры деятельности АСЕАН, можно сделать вывод об определенных достижениях в деятельности Ассоциации, которые, однако, отнюдь не идентичны достижениям европейского интеграционного пути. Показательно, что модель регионального сотрудничества в Юго-Восточной Азии оказалась нацелена, прежде всего, на задачу формирования и сохранения общих ценностей (невмешательство во внутренние дела и уважение суверенитета), а не на функциональную интеграцию. Очевидно также, что деятельность АСЕАН стала существенным аспектом восточно-азиатского регионализма, включающего различные аспекты политического и экономического характера.
Источники
Информация о работе Особенности интеграции стран Юго-Восточной Азии в начале XXI века