Особенности системы высшего образования в странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей системы высшего образования в странах Европы, их анализ.
Актуальность данной темы заключается в неоспоримости значимости Европы в различных аспектах, включая образование.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Дать характеристику Европейскому пространству высшего образования;
Выявить достоинства и недостатки Болонского процесса;
Изучить образовательные программы студенческого обмена;
Проанализировать систему Высшего образования в Германии;

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Европейское пространство высшего образования. 5
§1.1. Основные положения и цели Болонского процесса. 5
§1.2. Конференции министров и форумы. 10
§1.3. Достоинства и недостатки Болонского процесса. 14
Глава 2. Системы и образовательные программы студенческого обмена. 16
§2.1. Гранты. 16
§2.2. Программа студенческого обмена Эразмус . 19
§2.3 Европейский студенческий форум. 23
Глава 3. Система Высшего образования в Германии. 26
§3.1. Обзор образовательной системы Германии. 26
§3.2. Система профессионального образования в Германии. 28
§3.3. Высшее образование в Германии. 31
Заключение. 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И. Г. ПЕТРОВСКОГО

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: «Особенности системы высшего образования в странах Европы»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса ФИиМО,

специальность «Регионоведение»

Русакова А.С.

 

Научный руководитель: к. и. н., профессор 

Ранчинский В. П.

 

 

 

 

 

БРЯНСК

2013

Содержание

Введение. 3

Глава 1.  Европейское пространство высшего  образования. 5

§1.1. Основные положения и цели Болонского процесса. 5

§1.2. Конференции министров и форумы. 10

§1.3. Достоинства и недостатки Болонского процесса. 14

Глава 2. Системы и образовательные программы  студенческого обмена. 16

§2.1.  Гранты. 16

§2.2. Программа студенческого обмена Эразмус . 19

§2.3 Европейский студенческий форум. 23

Глава 3. Система Высшего образования  в Германии. 26

§3.1. Обзор образовательной системы  Германии. 26

§3.2.  Система профессионального образования  в Германии. 28

§3.3.  Высшее образование в Германии. 31

Заключение. 35

Список  использованной литературы 36

 

 

 

 

Введение.

 

Сфера образования - это отрасль, результаты деятельности которой, как  правило, отражаются только в перспективе, а эффект, получаемый человеком и  обществом, трудно количественно оценить. Уровень развития образования можно  рассматривать как один из важнейших  индикаторов состояния экономики  страны. Сфера образования является основным фактором развития и усиления интеллектуального потенциала общества, его самостоятельности и конкурентоспособности, выступает одной из важнейших  предпосылок для самореализации личности, что играет значительную роль в современных процессах  интеллектуализации труда, при повышении  требований общественного производства к качеству рабочей силы, к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки работников. Кроме того, продукт сферы образования сопряжен с культурным уровнем его потребителя: чем он выше, тем сильнее выражена потребность в приобретении новых  знаний, умений, навыков.1

Европейское образование  – это динамично развивающаяся  область, где на первом месте находятся  такие ее качества, как современность  и мобильность. Это касается системы  не только высшего, но и среднего образования. Практическое большинство стран  Европейского Союза стремятся повысить качество услуг в данной сфере  и в месте с этим прикладывают максимальные усилия для популяризации  своей системы высшего образования.

Болонская система образования  задумывалась в конце прошлого века как ответ на вызов глобализации в сфере образования. Сложившееся  к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе и политическое пространство требовало единства в образовательной сфере.2

Объектом исследования является система высшего образования в странах Европы.

Целью работы является изучение особенностей системы высшего образования  в странах Европы, их анализ.

Актуальность данной темы заключается в неоспоримости  значимости Европы в различных аспектах, включая образование.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  • Дать характеристику Европейскому пространству высшего образования;
  • Выявить достоинства и недостатки Болонского процесса;
  • Изучить образовательные программы студенческого обмена;
  • Проанализировать систему Высшего образования в Германии;

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Европейское пространство высшего образования.

§1.1. Основные положения и  цели Болонского процесса.

 

Европейское пространство высшего  образования — единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования. Было основано в марте 2010 года во время конференции Будапешт — Вена министров образования Европы.

В качестве основной цели Болонского процесса с момента его создания в 1999 году ЕПВО, является сближение, гармонизация и последовательность систем высшего  образования в Европе. Между 1999—2010, все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европейского пространства высшего образования, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт — Вена в марте 2010 года, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса.3

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено  в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.4

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбонская декларация. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.5

Болонский процесс создания единого  европейского пространства высшего  образования. Он является ярким проявлением  интеграционных тенденций, которые  интенсивно развиваются в этой части  света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое  пространство, открылись границы, введена  единая валюта, формируется общеевропейский  рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной  рабочей силы.

Страны присоединяются к Болонской  Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые  из них ограничены сроками:

1)         с 2005 года  начать бесплатно выдавать всем  выпускникам вузов стран-участников  Болонского процесса европейские  приложения единого образца к  дипломам бакалавра и магистра;

2)         до 2010 реформировать  национальные системы образования  в соответствии с основными  требованиями Болонского процесса.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.6

Рекомендательные параметры Болонского процесса:

      1. единые европейские оценки;
      2. активная вовлечённость студентов;
      3. социальная поддержка малообеспеченных студентов;
      4. образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса:

    1. гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
    2. нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
    3. модульная система;
    4. дистанционное обучение, электронные курсы;
    5. академические рейтинги студентов и преподавателей.

Для того, чтобы страна стала полноправным участником системы, прежде всего, нужно  выполнить следующие условия.

  • введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень — 3-4-летняя подготовка бакалавра; средняя — 2-летняя магистратура; высшая — степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает.
  • отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе.
  • отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного (на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки).

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.7

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.8

 

 

§1.2. Конференции министров  и форумы.

 

В рамках Болонской декларации, раз  в два года проводятся конференции  министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.9

В Пражском коммюнике, от 2001 года, число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, для повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении, как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине, в 2003 году, Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике, создание новых структур, поддерживающих процессы инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.10

В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон — студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла —докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

В Лондонском коммюнике 2007 года число участвующих стран было расширено до 46. 11Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структуры степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год, основные из которых мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определен здесь, сбор данных и учет, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

Информация о работе Особенности системы высшего образования в странах Европы