Особенности системы высшего образования в странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей системы высшего образования в странах Европы, их анализ.
Актуальность данной темы заключается в неоспоримости значимости Европы в различных аспектах, включая образование.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Дать характеристику Европейскому пространству высшего образования;
Выявить достоинства и недостатки Болонского процесса;
Изучить образовательные программы студенческого обмена;
Проанализировать систему Высшего образования в Германии;

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Европейское пространство высшего образования. 5
§1.1. Основные положения и цели Болонского процесса. 5
§1.2. Конференции министров и форумы. 10
§1.3. Достоинства и недостатки Болонского процесса. 14
Глава 2. Системы и образовательные программы студенческого обмена. 16
§2.1. Гранты. 16
§2.2. Программа студенческого обмена Эразмус . 19
§2.3 Европейский студенческий форум. 23
Глава 3. Система Высшего образования в Германии. 26
§3.1. Обзор образовательной системы Германии. 26
§3.2. Система профессионального образования в Германии. 28
§3.3. Высшее образование в Германии. 31
Заключение. 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен, основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были описаны в итоговом коммюнике, показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение, касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС страны, по очереди в алфавитном порядке.12

Следующая конференция министров  состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене, конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

Совместно с конференциями министров  в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.

Первый организационный Болонский  форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис, важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами, с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами», как альтернатива «утечке мозгов».13

Второй организационный Болонский  форум состоялся в Вене в марте 2010 года, в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

 

 

 

§1.3. Достоинства и недостатки Болонского процесса.

 

Среди позитивных сторон присоединения  к Болонской системе можно  выделить:14

  • Кредитно-модульная система заставляет как преподавателей, так и студентов больше работать;
  • Данная система сужает подготовку студентов в рамки их специальности, что даёт более качественную подготовку для выпускников;
  • Возможность экспорта своих образовательных услуг;
  • Накопление баллов даёт возможность получить вознаграждение, так именуемый «автомат», который даёт возможность получить на экзамене балл пропорциональный количеству заработанных баллов во время семестра;
  • Мобильность даёт возможность студенту начать учиться в одном ВУЗе и окончить в любом другом высшем учебном заведении, как своей страны, так и страны Европы, где введена Болонская система.

Негативные стороны Болонской  системы:

  • Соотношение национальных и международных традиций. Болонская декларация предусматривает, что присоединившиеся к ней страны должны строить свое образование в соответствии с европейской традицией.
  • Явная угроза нарастания «утечки умов».
  • Подготовка студента нынче заключается в писанине, а не приобретении знаний. Центральной темой становится «погоня за баллами».
  • Разрушение устоявшейся системы высшего образования и ученых степеней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Системы и образовательные  программы студенческого обмена.

§2.1.  Гранты.

 

Международные студенты (также иностранные студенты) — лица, выезжающие за границу для получения образования различного уровня и специализации. Количество учащихся, ежегодно выезжающих с целью получения образования за рубеж, в мире достигает 5 миллионов человек и имеет тенденцию к устойчивому росту. 15Поскольку сам факт въезда и выезда часто затрагивает те или иные миграционные положения законодательства страны происхождения и страны приёма, пребывание международных студентов на территории той или иной страны часто регулируется особыми положениями. Также, и сам смысл, вкладываемый в понятие «международный студент», может значительно варьироваться в зависимости от законодательства той или иной страны.

Международные студенты обычно получают образование за рубежом  на официальном языке страны приёма, хотя в последнее время растёт число отклонений от этой нормы.

После поступления в университет  каждый иностранец получает ряд дополнительных льгот в виде долгосрочной визы, скидок на питание и проезд, освобождение от армейской службы.

Иностранные абитуриенты  должны нострифицировать аттестат о  среднем образовании, т.е. аттестат должен быть признан равноценным  чешскому документу. Без нострифицирования  абитуриент может быть просто не допущен  к экзаменам.

  Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан  на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или  на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать  все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать  стипендию) или только частично, остальное  студент должен оплатить сам.

Гранты на обучение довольно популярны  среди студентов. Для стран со слабо развитой экономикой и России зачастую выделяется более щедрое финансирование, покрывающее все расходы.

С помощью грантов оказывается  необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может  быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются  на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения  и техники, работы сотрудников).

Для получения гранта заявитель  пишет подробный план, с указанием  расходов и сроков, а также описывает  свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или  сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в  организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость  обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

В Европе существует несколько  организаций, предоставляющих гранты:

  • Немецкая служба академических обменов — Организация поддерживает образовательные программы в разных странах: выплата стипендий, обмен студентами, преподавателями.
  • Британский Совет — Информация о Совете и поддерживаемых им программах в различных областях (искусство, экономика, образование, право и т. п.), а также по изучению английского языка.
  • Эразмус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2. Программа студенческого  обмена Эразмус .

 

Эразмус — некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Македонии, Норвегии, Турции и Хорватии. Программа предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране, участвующей в программе. Сроки обучения и стажировки могут составлять от 3 месяцев до 1 года каждый, в сумме до 2 лет.16

Название программы произошло  от имени голландского философа Эразма Роттердамского, известного оппонента догматизма, который, чтобы расширить свой кругозор и получить новые знания, жил и работал во многих местах Европы. После смерти, он оставил всё свое состояние Базельскому университету. В то же время, слово Erasmus это бэкроним, расшифровываемый как «Схема действия европейского сообщества для повышения мобильности студентов университетов».

Основные цели программы  «Эразмус» — повышение качества образования в Европе, развитие мобильности и культурных связей студентов европейских и соседних с ЕС стран. Эразмус предоставляет рамки для сотрудничества университетам и гарантирует участникам, что время, проведённое за рубежом, будет (при соблюдении условий программы) засчитано университетом по возвращении домой.

Европейская комиссия определяет следующие цели программы:17

  • Развивать студентов образовательно, лингвистически и культурно, с помощью обучения в других европейских странах;
  • Расширять сотрудничество между институтами и обогащать образовательную среду принимающих учреждений;
  • Способствовать развитию молодых людей как высококвалифицированных и непредубежденных будущих профессионалов с международным опытом.

 

В Эразмус участвуют более 4 тысяч образовательных учреждений из 33 стран. С момента запуска программы в 1987 году её участниками стали более 2,2 млн. студентов. В 2010/2011 учебном году, гранты на учёбу или стажировку за рубежом получили более 231 тысяч студентов.18

Согласно данным Европейской комиссии в 2011/2012 учебном году около 10 % европейских студентов прошли обучение по обмену за границей, в том числе около половины из них по программе Эразмус. Организаторы прогнозируют, что в программе будут участвовать около 3 млн. студентов в 2012/2013 учебном году, а бюджет программы достигнет 489 млн. евро. Планируется, что в 2014/2015 учебном году количество участников вырастет до 5 млн. человек, а в 2020 году участником программы станет каждый пятый европейский студент.

Испания, Франция и Германия входят в тройку стран, принявших наибольшее количество иностранных студентов Эразмус в 2010/2011 учебном году. Они же лидируют по количеству студентов, отправленных за рубеж. В соотношении к общему количеству студентов в стране больше всех на обучение в других странах отправил Люксембург.19

61 % всех студентов, получивших гранты, — молодые женщины.

Студенты кандидаты Эразмус  зачисляются в программу на конкурсной основе. Студенты должны соответствовать  следующим требованиям :

  • быть студентами как минимум 2 года обучения в домашнем ВУЗе;
  • иметь средний балл, выше определенного университетом уровня;
  • в достаточной мере владеть языком, на котором ведётся обучение в принимающем университете.

Выбор победителя проходит домашним университетом, а процесс  отбора должен быть честным и прозрачным.

Участие в программе возможно только 1 раз для образовательной  программы и 1 раз для рабочей  практики.

Студенты не оплачивают обучение в  принимающем университете, все расходы  покрываются Европейским союзом и домашним университетом. Большинство студентов Эразмус также получает стипендию на покрытие расходов на проживание за рубежом. Средний ежемесячный грант в 2010/2011 учебном году, предназначенный на покрытие части расходов на проживание, составил 250 евро.20

В 2008/2009 академическом году, средний  ежемесячный грант для студентов  составил 433 евро.

Для многих европейских студентов, участие в программе Эразмус — первая возможность пожить и поучиться заграницей. Как следствие, «опыт Эразмус» известен как культурный феномен «Опыт Эразмус» рассматривается студентами не только как возможность получить дополнительное образование, но и как возможность социального развития и налаживания связей со сверстниками из других стран.

Информация о работе Особенности системы высшего образования в странах Европы