Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:49, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей системы высшего образования в странах Европы, их анализ.
Актуальность данной темы заключается в неоспоримости значимости Европы в различных аспектах, включая образование.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Дать характеристику Европейскому пространству высшего образования;
Выявить достоинства и недостатки Болонского процесса;
Изучить образовательные программы студенческого обмена;
Проанализировать систему Высшего образования в Германии;
Введение. 3
Глава 1. Европейское пространство высшего образования. 5
§1.1. Основные положения и цели Болонского процесса. 5
§1.2. Конференции министров и форумы. 10
§1.3. Достоинства и недостатки Болонского процесса. 14
Глава 2. Системы и образовательные программы студенческого обмена. 16
§2.1. Гранты. 16
§2.2. Программа студенческого обмена Эразмус . 19
§2.3 Европейский студенческий форум. 23
Глава 3. Система Высшего образования в Германии. 26
§3.1. Обзор образовательной системы Германии. 26
§3.2. Система профессионального образования в Германии. 28
§3.3. Высшее образование в Германии. 31
Заключение. 35
Список использованной литературы 36
В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен, основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были описаны в итоговом коммюнике, показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение, касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС страны, по очереди в алфавитном порядке.12
Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене, конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.
Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.
Первый организационный
Второй организационный
Среди позитивных сторон присоединения к Болонской системе можно выделить:14
Негативные стороны Болонской системы:
Международные студенты (также иностранные студенты) — лица, выезжающие за границу для получения образования различного уровня и специализации. Количество учащихся, ежегодно выезжающих с целью получения образования за рубеж, в мире достигает 5 миллионов человек и имеет тенденцию к устойчивому росту. 15Поскольку сам факт въезда и выезда часто затрагивает те или иные миграционные положения законодательства страны происхождения и страны приёма, пребывание международных студентов на территории той или иной страны часто регулируется особыми положениями. Также, и сам смысл, вкладываемый в понятие «международный студент», может значительно варьироваться в зависимости от законодательства той или иной страны.
Международные студенты обычно получают образование за рубежом на официальном языке страны приёма, хотя в последнее время растёт число отклонений от этой нормы.
После поступления в университет каждый иностранец получает ряд дополнительных льгот в виде долгосрочной визы, скидок на питание и проезд, освобождение от армейской службы.
Иностранные абитуриенты должны нострифицировать аттестат о среднем образовании, т.е. аттестат должен быть признан равноценным чешскому документу. Без нострифицирования абитуриент может быть просто не допущен к экзаменам.
Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.
Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию) или только частично, остальное студент должен оплатить сам.
Гранты на обучение довольно популярны среди студентов. Для стран со слабо развитой экономикой и России зачастую выделяется более щедрое финансирование, покрывающее все расходы.
С помощью грантов оказывается
необходимая поддержка
Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.
Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.
В Европе существует несколько организаций, предоставляющих гранты:
Эразмус — некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями м
Название программы произошло
от имени голландского философа Эр
Основные цели программы
«Эразмус» — повышение качества образования
в Европе, развитие мобильности и культурных
связей студентов европейских и соседних
с ЕС стран. Эразмус предоставляет рамки
для сотрудничества университетам и гарантирует
участникам, что время, проведённое за
рубежом, будет (при соблюдении условий
программы) засчитано
Европейская комиссия определяет следующие цели программы:17
В Эразмус участвуют более 4 тысяч образовательных учреждений из 33 стран. С момента запуска программы в 1987 году её участниками стали более 2,2 млн. студентов. В 2010/2011 учебном году, гранты на учёбу или стажировку за рубежом получили более 231 тысяч студентов.18
Согласно данным Европейской комиссии в 2011/2012 учебном году около 10 % европейских студентов прошли обучение по обмену за границей, в том числе около половины из них по программе Эразмус. Организаторы прогнозируют, что в программе будут участвовать около 3 млн. студентов в 2012/2013 учебном году, а бюджет программы достигнет 489 млн. евро. Планируется, что в 2014/2015 учебном году количество участников вырастет до 5 млн. человек, а в 2020 году участником программы станет каждый пятый европейский студент.
Испания, Франция и Германия вх
61 % всех студентов, получивших гранты, — молодые женщины.
Студенты кандидаты Эразмус зачисляются в программу на конкурсной основе. Студенты должны соответствовать следующим требованиям :
Выбор победителя проходит домашним университетом, а процесс отбора должен быть честным и прозрачным.
Участие в программе возможно только 1 раз для образовательной программы и 1 раз для рабочей практики.
Студенты не оплачивают обучение в принимающем университете, все расходы покрываются Европейским союзом и домашним университетом. Большинство студентов Эразмус также получает стипендию на покрытие расходов на проживание за рубежом. Средний ежемесячный грант в 2010/2011 учебном году, предназначенный на покрытие части расходов на проживание, составил 250 евро.20
В 2008/2009 академическом году, средний
ежемесячный грант для
Для многих европейских студентов, участие в программе Эразмус — первая возможность пожить и поучиться заграницей. Как следствие, «опыт Эразмус» известен как культурный феномен «Опыт Эразмус» рассматривается студентами не только как возможность получить дополнительное образование, но и как возможность социального развития и налаживания связей со сверстниками из других стран.
Информация о работе Особенности системы высшего образования в странах Европы