Особенности системы высшего образования в странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей системы высшего образования в странах Европы, их анализ.
Актуальность данной темы заключается в неоспоримости значимости Европы в различных аспектах, включая образование.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Дать характеристику Европейскому пространству высшего образования;
Выявить достоинства и недостатки Болонского процесса;
Изучить образовательные программы студенческого обмена;
Проанализировать систему Высшего образования в Германии;

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Европейское пространство высшего образования. 5
§1.1. Основные положения и цели Болонского процесса. 5
§1.2. Конференции министров и форумы. 10
§1.3. Достоинства и недостатки Болонского процесса. 14
Глава 2. Системы и образовательные программы студенческого обмена. 16
§2.1. Гранты. 16
§2.2. Программа студенческого обмена Эразмус . 19
§2.3 Европейский студенческий форум. 23
Глава 3. Система Высшего образования в Германии. 26
§3.1. Обзор образовательной системы Германии. 26
§3.2. Система профессионального образования в Германии. 28
§3.3. Высшее образование в Германии. 31
Заключение. 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

Некоторые европейские эксперты утверждают, что бывшие студенты Эразмус  укрепляют культурную интеграцию в  Европе и помогают созданию панъевропейской  идентичности. Европейские гражданские  активисты считают, что программа  способствует «единой Европе, основанной на солидарности между гражданами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.3 Европейский студенческий форум.

 

Ассоциация генеральных  штатов студентов (AEGEE), также известная как Европейский студенческий форум, является одной из крупнейших студенческих организаций Европы. Оригинальное название было позаимствовано у первого парламента времен Французской революции, Генеральные штаты.21

Ассоциация была основана в 1985 годы и сейчас в ней состоит  около 15000 членов из 204 городов и 40 стран Европы. Ассоциация выступает за объединение Европы, коммуникацию и интеграцию в академическое пространство. Она не связана ни с одной политической партией и не обладает национальными подразделениями, работая только на локальном и на общеевропейском уровне.

AEGEE занимается организацией множества  различных проектов, большую часть  которых можно распределить между  четырьмя основными направлениями:  активное гражданство, высшее образование, мир и стабильность, и культурный обмен.

Активное Гражданство : AEGEE — это независимая неполитическая общественная организация, которая тесно сотрудничает с правительствами, государственными институтами и другими негосударственными организациями с целью реализации целей европейского развития. AEGEE стремится предоставить право голоса для своих членов на любом уровне посредством организации конференций по ряду различных тем и используя результаты с целью лоббирования интересов в рамках объединённой Европы.

Высшее Образование: AEGEE представляет студентов, которые заинтересованы в общеевропейском пространстве высшего образования. Организация занимается активным развитием таких направлений, как студенческие обмены, изучение иностранных языков, продвижение международного сотрудничества в мире науки и образования и проводит кампании по дальнейшему развитию европейских образовательных программ.22

Мир и  Стабильность: Поощряя демократические идеалы, толерантность и взаимопонимание между молодыми людьми из конфликтующих сообществ, AEGEE способствует разрешению международных конфликтов на Балканах, на Кавказе, на Кипре, в Греции и в Турции. AEGEE также занимается организацией конференций и семинаров о вопросах международной политики.

Культурные  Обмены: Развитие уважения и признательности между людьми различных культур является ключевой ценностью всей деятельности AEGEE. Организация считает это направление деятельности фундаментом для развития процессов евроинтеграции, осознавая, что процесс интеграции должен осуществляться естественно посредством развития контактов между людьми из различных стран Европы

АГОРА представляет собой генеральную  ассамблею всей ассоциации. Она проходит 2 раза в год: в апреле(«Весеняя АГОРА») и в ноябре(«Осенняя АГОРА») и  собирает до 1000 участников. Во время  АГОРЫ происходят обсуждения текущих  дел ассоциации, бюджета, проектов, выборы новых членов генерального комитета и президента AEGEE, а также открытие новых антенн. Участники АГОРЫ  приезжают из различных антенн, причём они различаются по статусу: «делегаты», «наблюдатели», «гости». Право голоса имеют только делегаты.

Генеральный комитет является главным  управляющим органом AEGEE. Помимо президента, генерального секретаря и казначея, в него входит ещё 4 члена, ответственных  за:

  • связи с общественностью
  • развитие сети
  • связи с европейскими институтами
  • проекты
  • человеческие ресурсы
  • внешние связи23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система Высшего  образования в Германии.

§3.1. Обзор образовательной системы Германии.

 

Бывшая ФРГ располагает  разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность  выбора варианта обучения. В основном образовательные учреждения являются  государственными. Для них действуют  государственные предписания, касающиеся программ обучения.

Текущее управление образованием находится в компетенции земельных  правительств, что, однако, не исключает  общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает  концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение вузов.24

Политика федеральных  органов и земель в области  образования согласована с точки  зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного  признания дипломов.25

В каждой федеральной земле (в том числе в новых) принят свой закон об образовании, однако все  они разработаны на основе общего федерального закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных  правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько  одобренных соответствующим министерством  учебников, а учитель волен выбирать их. Таким образом достигается  многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Преподавание не только в вузе, но и в средней  школе строится на основе сочетания  обязательных предметов и тех, которые  можно выбирать по желанию. Система  образования ФРГ интегрирована  в общеевропейскую: все виды учебных  заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.

После воссоединения Германии началась активная работа по реформированию образования в так называемых новых землях. Образовательная система  бывшей ГДР, особенно ее высшая школа, была в значительной мере создана  по советскому образцу. Для нее были характерны: большое число плановых показателей, чрезмерная идеологизация  образования, перенасыщенность вспомогательным  персоналом и обслуживающими структурами (собственные детские сады, дома отдыха). После объединения Германии среднее образование было передано в ведение вновь созданных  федеральных земель. На основе действующего в ФРГ общего закона об образовании  в каждой из земель был принят свой закон. 26Отсутствие опыта федеральной демократии привело к тому, что эти законы оказались не слишком согласованными между собой, имеют ряд противоречий с общефедеральным законом, которые необходимо устранить.

 

 

 

 

 

 

 

§3.2.  Система профессионального образования в Германии.

 

Государственная система  профессионального образования  обязательна для выпускников  полной народной школы. Из всех обучающихся  в ней подавляющее большинство  посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе  продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.27

В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право  на поступление в профессиональные школы повышенного типа.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ  специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы готовят  квалифицированных работников главным  образом для сферы обслуживания.

Имеется также небольшая  сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы  или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2 - 3 года, в течении которых  готовятся специалисты средней  квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального  образования Германии высоко оценивается  во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как  правило, 3/4 учебного времени. Училище  подводит под полученные на фирме  знания теоретическую основу и расширяет  общий кругозор. 80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства  профессионального обучения в ФРГ, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное  снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число  желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное  образование превышает число  учебных мест в данных областях и  их общее количество в профессиональных училищах.28

В восточных землях в системе  профессионального образования  в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения  страны число учащихся ПТУ сократилось  примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень  обучения. 29Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.

Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм  за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища  основывались на сочетании теоретического и практического обучения).

Принята программа помощи профессиональному образованию  в новых землях с целью максимально  сбалансировать спрос и предложения  на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые,  как и в  старых землях, должны составлять основу промышленности. Предполагается, что  именно на небольших фирмах будут  в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые  и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены  дотации на каждого ученика.

Опекунский совет, в ведении  которого находится вся собственность  бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных  предприятий,  предусматривает в  контрактах на продажу заводов и  фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В  целом оптимальным средством  расширения числа учебных мест для  учащихся профессиональных училищ  является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.

 

 

§3.3.  Высшее образование в Германии.

 

Система высшего образования  Германии включает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых).30 Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.

Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере  организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год  практической работы. Обучение в них  максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно  имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу  обучения и меньшими в сравнении  с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного  внимания с точки зрения возможности  заимствования положительного опыта.31

Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.32

 Система учета успеваемости  студентов измеряется в семестровых  недельных часах. За 4 года выходит  150 - 160 семестровых часов. Учет  успеваемости осуществляется путем  экзаменов, условием допуска к  которым является выполнение  нескольких письменных контрольных  работ.

 В вузах практикуются  следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые  и дипломные работы в нашем  понимании отсутствуют.

В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая  присваивается после защиты и  полной публикации диссертации в  учебном заведении.

Научная деятельность вузов  ФРГ строится на концепции высшего  образования  В. Гумбольдта, акцентирующей  в процессе обучения сочетание учебной  и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском  «ландшафте».33

Информация о работе Особенности системы высшего образования в странах Европы