Переговоры в разрешении межгосударственных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты регулирования межгосударственных конфликтов при помощи переговоров.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
исследовать теоретические положения о конфликтах;
изучить особенности межгосударственных конфликтов;
рассмотреть переговоры как способ разрешения межгосударственных конфликтов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ. ПЕРЕГОВОРЫ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1.1. Общая характеристика и особенности межгосударственных конфликтов
1.2. Стороны межгосударственного конфликта
1.3. Структура межгосударственного конфликта
1.4. Переговоры как способ разрешения межгосударственных конфликтов
ГЛАВА 2. ПЕРЕГОВОРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОЙ ВОЙНЫ 2008 ГОДА
2.1. Общая характеристика конфликта
2.2. Развитие конфликта
2.3. Переговорная стадия разрешения конфликта
2.4. Разрешение конфликта
2.5. Последствия конфликта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Переговоры в разрешении межгосударственных конфликтов.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

1.4. Переговоры как способ разрешения  межгосударственных конфликтов

Разрешение  конфликта – многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

1. Аналитический  этап – сбор и оценка информации  по следующим проблемам: объект  конфликта, оппонент, собственная  позиция, причины и непосредственный повод, социальная среда, вторичная рефлексия

2. Прогнозирование  варианта решения: наиболее благоприятный,  наименее благоприятный, что будет,  если просто прекратить действия

3. Действия по  реализации намеченного плана.

4. Коррекция плана.

5. Контроль эффективности  действий.

6. Оценка результатов  конфликта [13, с. 415].

Рассмотрим  особенности переговоров как способа разрешения конфликта.

Переговоры  имеют столь же древнюю историю, как войны и посредничество. Этот инструмент использовался для урегулирования конфликтов еще задолго до появления правовых процедур. Однако то, как ведутся переговоры – их технология, долгое время оставалось без внимания. Только во второй половине XX столетия переговоры стали объектом широкого научного анализа, что обусловлено, прежде всего, той ролью, которую приобрели переговоры в современном мире [15, с. 34].

Так, В. Мастенбрук отмечает, что «переговоры – стиль поведения, с которым мы встречаемся и используем сами каждый день». Этот факт свидетельствует о том, что понятие «переговоры» используется не только в привычном смысле – применительно к ситуациям официальных переговоров, но и к различным ситуациям частной жизни.

Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание.

В ситуации конфликта  его участники оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо – на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

По сравнению с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

  • в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
  • участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;
  • переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;
  • принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
  • специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Важная особенность  переговоров состоит в том, что  их участники взаимозависимы. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны стремятся разрешить возникшие между ними противоречия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.

В зависимости от целей  участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М. Лебедевой.

1. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет.

2. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе.

3. Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.

4. Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений.

5. Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т.п.

6. Переговоры могут выполнять и «маскировочную» функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. Особенно явно «маскировочная» функция реализуется в том случае, если одна из конфликтующих сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость стремления к сотрудничеству. В целом же следует отметить, что любые переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной.

 

ГЛАВА 2. ПЕРЕГОВОРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОЙ ВОЙНЫ 2008 ГОДА

2.1. Общая характеристика конфликта

Российско-грузинская война 2008 года – вооруженный конфликт между Грузией с одной стороны  и Россией и формированиями Южной  Осетии и Абхазии с другой. Война началась вокруг вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. В ночь на 8 августа после обстрелов грузинских сил, правительство Грузии заявило о намерении «восстановить конституционный порядок» на территории непризнанной республики, грузинская армия начала обстрел Цхинвали. В этот же день Россия вмешалась в конфликт на стороне Южной Осетии и ввела войска, в том числе танковые бригады, на территорию Грузии, и подвергла бомбардировкам города и военные объекты.

При участии  международных посредников было достигнуто прекращение огня. В соответствии с достигнутыми договоренностями, вывод российских войск с грузинской территории должен быть завершен до 1 октября 2008 года.

2.2. Развитие конфликта

Предыстория конфликта

Этнические осетины составляют относительное большинство на территории Южной Осетии, но на территории автономии было значительное грузинское меньшинство – приблизительно треть от общего населения региона.

Отношения между  Грузией и Южной Осетией обострились  после распада СССР, когда осетины пытались воссоединится с частью своего народа в Северной Осетии, которая находится на территории России. Непонимание между народами привело к гражданской войне и провозглашению независимости Южной Осетии в 1992 году. В 2006 году на референдуме жители региона подтвердили свои намерения отделится от Грузии. Несмотря на это, референдум был признан неправомерным и независимость региона не была признана не одной страной мира. По мандату СНГ в регионе были размещены миротворцы от трех сторон конфликта: России, Грузии и Южной Осетии. Отношения между Цхинвали и Тбилиси в большой мере зависели от отношения России к конфликту и правительству Грузии. Россия выдала гражданство большинству жителей региона в разрез с позицией Тбилиси.

Начало  конфликта

Обострение  ситуации на границе между Южной  Осетией и Грузией началось в  конце июля, начале августа 2008 года. Обе стороны обвинили в развязывании военных действий друг друга. Значительное ухудшение обстановки произошло 1 августа, когда в результате теракта были ранены шестеро грузинских полицейских. В ответ начался обстрел Цхинвали, который привел к эскалации конфликта и началу обстрела противника с обеих сторон. 3 августа Южная Осетия начала эвакуацию мирного населения из Цхинвали – было эвакуировано около 2,5 тысяч людей.

7 августа президент  Саакашвили выступил по телевидению  с заявлением относительно противостояния  вокруг Цхинвали, обещая автономию  Южной Осетии, амнистию сепаратистам  и провозгласил одностороннее  прекращение огня. Несмотря на это, ночью продолжались обстрелы грузинских сил, что привело к полномасштабной операции грузинских сил, которая была охарактеризована как попытка «восстановления конституционного порядка». В 23:00 того же дня президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил о начале штурма Цхинвали грузинской стороной. С 00:30 восьмого августа до 17:30 девятого августа Цхинвали обстреливали из 18 систем залпового огня «Град». По словам грузинских высокопоставленных лиц решение атаковать Цхинвали было принято лишь после того, как колонна российской военной техники начала заходить в Южную Осетию через Рокский тоннель.

Вмешательство России

8 августа 2008 года премьер-министр России В.  Путин, а познее и президент Д. Медведев осудили вторжение Грузии в Южную Осетию. Уже утром в 10 часов утра по местному времени того же дня российская авиация начала бомбардировки грузинских позиций на окраинах Цхинвали и Гори.

Грузия заявила  о прекращении огня с целью  дать возможность мирному населению  покинуть зону конфликта.

Правительство Южной Осетии заявило о гибели 1400 человек, преимущественно мирного  населения региона. Тем временем в Южную Осетию вводятся регулярные войска РФ. К концу дня 8 августа российско-осетинские войска контролировали большую часть Цхинвали, а российская авиация продолжала бомбардировки военной инфраструктуры Грузии.

Эскалация конфликта

В ночь с 8 на 9 августа  и утром продолжались бои между  российскими и грузинскими войсками вокруг Цхинвали. В это же время  появились данные о бомбардировках порта Поти на черноморском побережье российской авиацией.

Для усиления российских войск в Южную Осетию начали прибывать  десантные подразделения и отряды спецназначения. Уже около 8 часов  утра российская сторона заявила  о захвате Цхинвали – эта информация противоречила заявлениям грузинской стороны которая заявляла о том что её подразделения все еще контролируют часть Цхинвали.

Основная битва  в первые дни развернулась за небо Грузии. Системы ПВО Грузии служили  основной целью российских авиаударов. После того как российской авиации удалось уничтожить основные радары и средства ПВО, и полностью овладела небом над Грузией, организованная оборона вторжению фактически прекратилась. Грузинское командование отвело свои части и начало подготовку к обороне Тбилиси.

Эскалация конфликта перекинулась на другой сепаратистский регион, Абхазию, где отряды непризнанной республики и российские наемники (в российской прессе – «добровольцы») начали атаку на грузинские позиции в Кодорском ущелье. В тот же день грузинский парламент принял постановление о введении «состояния войны» в Грузии на 15 дней. Совету Безопасности ООН также не удалось принять решение относительно развязывания этого конфликта. Россия заявила, что проводит «операцию по принуждению Грузии к миру».

Ситуация значительно ухудшилась к 11 августа, когда Россия расширила диапазон своих атак не только на объекты в непосредственной близости от театра боевых действий, но и начала наступление на город Гори в направлении на Тбилиси и захватила Грузинские города Зугдиди и Сенаки на западе страны. Также российские войска захватили центральную трассу, которая связывает восточную и западную Грузию. М. Саакашвили пытался успокоить население и заверил, что грузинские войска готовы к обороне столицы. Тем временем, Россия сообщила, что не имеет цели захватывать Тбилиси.

Участие черноморского флота России

В конфликте  непосредственно приняла участие  группа кораблей российского черноморского  флота во главе с флагманом  ракетным крейсером «Москва». Морская пехота черноморского флота заняла главный порт Грузии Поти и уничтожила на рейде все грузинские катера и корабли, имевшие армейскую маркировку, включая и пограничные, подорвав их.

10 августа Украина  предостерегла российскую сторону  от участия кораблей Черноморского  флота РФ в конфликте вокруг Южной Осетии. В заявлении МИДа отмечалось «С целью предупреждения появления обстоятельств, при которых Украина может быть втянута в вооруженный конфликт и военные действия из-за участия в них военных формирований ЧФ РФ, который временно находится на территории Украины, украинская сторона оставляет за собой право, согласно нормам международного права  и законодательства Украины, запретить возвращение на территорию Украины до разрешения конфликта кораблей, которые могут принять участие в вышеупомянутых действиях».

Дислокация  российских войск в Абхазии и  Южной Осетии

На территории Абхазии и Южной Осетии будут  находиться не миротворческие силы РФ, а регулярные войска, заявил министр  иностранных дел России Сергей Лавров. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил, что в каждой республике будут находиться по 3800 военнослужащих. 26 августа Россия признала независимость Южной Осетией и Абхазией.

13 сентября российские  формирования покинули главный  порт Грузии город Поти и  линию Поти-Сенаки. 8 октября Россия  вывела войска из «буферной зоны безопасности» вблизи Южной Осетии. В тот же день Россия заявила о «досрочном выводе войск».

Гуманитарный  кризис

С началом военных  действий появилось большое количество беженцев, которые пытались выехать  из опасных регионов. Так, во время наступления грузинских войск на позиции осетинских сепаратистов в Цхинвали, большое количество мирных жителей не имели возможности покинуть город и остались без еды, воды и медицинской помощи. 17 августа заместитель министра регионального развития РФ Владимир Бланк заявил, что каждое десятое здание в Цхинвали не подлежит восстановлению, а 20% получили повреждения различной степени. Это опровергает более ранние заявления в которых говорилось что столица автономии оказалась почти полностью разрушенной. По утверждению осетинской стороны более 1600 человек погибли, большинство из них гражданские жители региона. По данным российской следственной группы найдены тела более 60 осетинских гражданских. По данным российской стороны, которая обвинила Грузию в геноциде, более 34 000 беженцев из Южной Осетии прибыли в Россию, международные учреждения утверждают о 10 или 20 тыс. беженцев.

Информация о работе Переговоры в разрешении межгосударственных конфликтов