Политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:07, контрольная работа

Описание работы

Накануне прихода к власти новой демократической администрации Барака Обамы в Соединенных Штатах развернулась дискуссия о корректировке основополагающих военно-политических концепций*. Ведущие эксперты заговорили о необходимости изменить подход к оценке роли силы во внешнеполитической стратегии Вашингтона1. Видные политики – как республиканцы, так и демократы – призывают Белый дом пересмотреть список потенциальных противников США и состояние имеющихся в их распоряжении ресурсов2. Документы по внешнеполитической стратегии США фиксируют появление новых угроз и, соответственно, новых сценариев применения военной силы3. Появляется запрос на разработку качественно иных стратегических подходов, которые способны изменить всю систему американских внешнеполитических приоритетов.

Файлы: 1 файл

концепции сша.docx

— 51.90 Кб (Скачать файл)

        На этой основе Гарвардский  университет и Международный  институт безопасности (Вашингтон)  запустили в 2007– 2008 годах Проекты изучения возможности построения «безъядерного мира». Американские эксперты популяризировали опыт стран, добровольно отказавшихся от ЯО – ЮАР (1991) и Казахстана (1995). Не исключалась и возможность отказа от ЯО Британии ввиду немногочисленности ее ядерного арсенала и его включенности в американскую систему ядерного планирования79. В середине 2008 г. в поддержку проектов глубокого сокращения ядерных арсеналов выступили оба кандидата в президенты США – демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн80.

        Итогом этих проектов стало  создание 11 декабря 2008 г. международного  движения «Глобальный ноль» (Global Zero), которое планирует провести  в январе 2010 г. мировой саммит  с участием 500 лидеров различных  стран по проблемам полного  уничтожения ЯО.

 

        Дискуссии о построении безъядерного  мира означают пересмотр отношения  США к ядерному оружию. В годы «холодной войны» ядерные арсеналы воспринимались в Соединенных Штатов и странах Западной Европы как средство, позволяющие уравновесить превосходство в обычных вооружениях стран Варшавского договора. Теперь ЯО начинает видеться оружием сдерживания самих США от осуществления полноценного лидерства в военной области. В таком контексте проекты создания «безъядерного мира» можно рассматривать как попытку закрепить превосходство США в области обычных вооружений. Одновременно они означают дальнейший отход Вашингтона от возникшей в 1960-х годах логики «взаимно гарантированного уничтожения».

        Тенденции 2006–2008 годов означали  серьезные перемены в развитии  стратегической мысли США. Тематика  противостояния транснациональному  терроризму остается важной. Но  она отходит на второй план  перед возрождающимися концепциями  ядерного сдерживания и развертывания  системы противоракетной обороны. По-настоящему «новым вызовом» эпохи становится возрождение тематики конфликтов между великими державами за передел космического, информационного, океанического пространств и приполярных территорий.

 

* * *

 

        На протяжении последних двух  десятилетий военно-политические  концепции США претерпели эволюцию. В 1990-х годах администрация У. Клинтона настаивала, что лучшим способом защитить интересы США будет кооперационная стратегия. В начале 2000-х годов республиканцы пришли к выводу, что интересам Америки больше соответствует доктрина «упреждающих ударов». К концу 2000-х годов на первое место выдвинулись новые угрозы: (1) растущая активность других держав в космическом пространстве, (2) возможные нападения на путях транзита энергоносителей и (3) возникновение локального конфликта, вызванного попыткой одной из держав пересмотреть выгодный Вашингтону статус-кво. Каждое и этих направлений предполагало наличие широкого набора сценариев, в которых Вашингтон может применить силу.

        Растущее внимание Соединенных  Штатов к проблемам передела  космического пространства, обновления военно-морской стратегии, усилению режимов контроля над распространением «чувствительных» технологий и, наконец, дискуссии о возможной ликвидации ядерного оружия объективно вступают в противоречие с российскими интересами. Реализуя эти инициативы, Вашингтон берет курс на радикальную ревизию системы стратегической стабильности, сложившуюся на базе советско-американских и договоренностей 1960–1970-х годов. В такой ситуации для Москвы становится важным выдвижение собственных инициатив по упрочению режимов контроля над вооружениями. Однако если подобные подходы окажутся неэффективными, Россия рискует оказаться перед началом нового тура гонки вооружений.

       

 


Информация о работе Политика США