Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:07, контрольная работа
Накануне прихода к власти новой демократической администрации Барака Обамы в Соединенных Штатах развернулась дискуссия о корректировке основополагающих военно-политических концепций*. Ведущие эксперты заговорили о необходимости изменить подход к оценке роли силы во внешнеполитической стратегии Вашингтона1. Видные политики – как республиканцы, так и демократы – призывают Белый дом пересмотреть список потенциальных противников США и состояние имеющихся в их распоряжении ресурсов2. Документы по внешнеполитической стратегии США фиксируют появление новых угроз и, соответственно, новых сценариев применения военной силы3. Появляется запрос на разработку качественно иных стратегических подходов, которые способны изменить всю систему американских внешнеполитических приоритетов.
На этой основе Гарвардский университет и Международный институт безопасности (Вашингтон) запустили в 2007– 2008 годах Проекты изучения возможности построения «безъядерного мира». Американские эксперты популяризировали опыт стран, добровольно отказавшихся от ЯО – ЮАР (1991) и Казахстана (1995). Не исключалась и возможность отказа от ЯО Британии ввиду немногочисленности ее ядерного арсенала и его включенности в американскую систему ядерного планирования79. В середине 2008 г. в поддержку проектов глубокого сокращения ядерных арсеналов выступили оба кандидата в президенты США – демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн80.
Итогом этих проектов стало
создание 11 декабря 2008 г. международного
движения «Глобальный ноль» (
Дискуссии о построении
Тенденции 2006–2008 годов означали
серьезные перемены в развитии
стратегической мысли США.
* * *
На протяжении последних двух
десятилетий военно-
Растущее внимание Соединенных Штатов к проблемам передела космического пространства, обновления военно-морской стратегии, усилению режимов контроля над распространением «чувствительных» технологий и, наконец, дискуссии о возможной ликвидации ядерного оружия объективно вступают в противоречие с российскими интересами. Реализуя эти инициативы, Вашингтон берет курс на радикальную ревизию системы стратегической стабильности, сложившуюся на базе советско-американских и договоренностей 1960–1970-х годов. В такой ситуации для Москвы становится важным выдвижение собственных инициатив по упрочению режимов контроля над вооружениями. Однако если подобные подходы окажутся неэффективными, Россия рискует оказаться перед началом нового тура гонки вооружений.