Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:14, реферат

Описание работы

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность.

Файлы: 1 файл

Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Приоритеты и направления  внешнеполитической деятельности 

 

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных  внешних условий для внутреннего  развития страны как основы поступательного  роста благосостояния белорусского народа.

 

Базовым принципом стратегии  Республики Беларусь на международной  арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

 

Ключевой приоритет внешней  политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером  Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной  арене. Строя отношения с Россией  на союзнической основе, Беларусь считает  принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

 

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей

в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми  странами СНГ – свидетельство  последовательной реализации Беларусью  своих интересов на постсоветском  пространстве.

 

Беларусь уделяет серьезное  внимание участию в Евразийском  экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

 

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый  вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового  поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

 

Естественным приоритетом  внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с  ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

 

Взаимные объективные  интересы в сферах трансграничного  сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

 

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего  взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США  к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса.

 

В качестве перспективных  направлений внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский  векторы. В основе их потенциала –  созвучность позиций сторон по актуальной международной тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим  ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают  предпосылки для наращивания  торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

 

Особое место в системе  белорусских внешнеполитических приоритетов  занимает Китай. Белорусско-китайские  отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение  взаимных интересов по всему спектру  вопросов двусторонней и международной  повестки дня.

 

На качественно новый  уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский  диалог. Установление эффективного политического  взаимодействия с другими ключевыми  государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой.

 

В результате углубления отношений  с Азией, Африкой и Латинской  Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров  Республика Беларусь вышла на качественно  новый уровень работы со странами мирового Юга.

 

Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение  и защита своих интересов в  международных региональных и универсальных  организациях. Именно в рамках многостороннего  сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад  Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

 

Являясь одним из государств-основателей  Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН  в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных  режимов по предотвращению распространения  оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать  консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии  и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным  терроризмом.

 

Озвученные Главой белорусского государства А.Г.Лукашенко на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) инициативы о необходимости активизировать деятельность мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми, о признании многообразия путей прогрессивного развития государств нашли отражение в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную поддержку.

 

Беларусь вошла в число  стран-лидеров борьбы с одной  из самых острых проблем современности  — торговлей людьми. Предложение  Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы  ООН и находит свою практическую реализацию.

 

Республика Беларусь –  лидер в таких вопросах, как  борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения  оружия массового уничтожения, инициатором  резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

 

Существенная часть политического  диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает  в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны  в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более  полного учета интересов каждого  государства-участника.

 

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свои подходы  к НАТО, Беларусь исходит из общепризнанного  права каждого государства на коллективную оборону и вступление в союзы на основе свободы выбора. Интересам Беларуси отвечает пошаговое  углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую  территорию контрабанды, нелегальных  мигрантов, оружия, наркотических средств.

 

Беларусь – единственная из европейских стран – является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом  многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность  для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой  политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся  стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную  архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного  развития человечества.

 

Активно используя трибуны  ООН, ОБСЕ, ДН для утверждения мирных и справедливых подходов к решению  любых, даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж  миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов  нераспространения, наряду с мирными  инициативами, обеспечивают Беларуси высокое международное признание.

 

Сохранение суверенного  права на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных  решений является обязательным элементом  демократического, справедливого мироустройства. Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства в свои внутренние дела, не позволяя себе при этом подобных шагов в отношениях с другими  странами, и, соответственно, осуждает в международных отношениях практику применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства. Такая принципиальная позиция делает Беларусь уважаемым  и привлекательным партнером  для членов международного сообщества.

 

Как донор международной  безопасности Беларусь играет существенную роль в формировании новой системы  общеевропейской безопасности. Работа на этом направлении включает в себя, с одной стороны, создание целостной  системы национальной обороны, с  другой – последовательное расширение участия Беларуси в процессах  укрепления международной и региональной безопасности и стабильности.

 

Республика Беларусь исходит  из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных  отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия  всех ее субъектов, взаимного уважения и сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена  мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

[официальный интернет- портал Президента рБ http://www.president.gov.by/press46194.html]

 

Приоритетные направления  внешней политики Республики Беларусь

 

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми  зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое  другое государство, концентрирует  свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных  векторов.

Среди таких приоритетных направлений – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной  основе, а также государства-участники  Содружества Независимых Государств. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве –  Таможенном союза/ЕЭП, СНГ и ОДКБ.

 

Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в  торгово-экономической сфере и  источник инвестиционных ресурсов.

 

На качественно новый  уровень выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга.

 

Беларусь последовательно  выступает за нормализацию отношений  с Соединенными Штатами Америки.

 

Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.

 

Развитие взаимодействия с Российской Федерацией

 

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в  отношениях с Российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в рамках Союзного государства и интеграционных структур на постсоветском пространстве. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

 

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности  сторон, ответственного выполнения ими  своих международных обязательств.

Информация о работе Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности