Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:14, реферат

Описание работы

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность.

Файлы: 1 файл

Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

 

Приоритетом внешней политики Беларуси в сфере международных  экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных  связей. Республика Беларусь стремится: обеспечить благоприятные внешние  условия для формирования современной, эффективной национальной экономики  и становления внешнеэкономической  специализации, гарантирующей максимальный результат от ее участия в международном  разделении труда; добиться обеспечения  экономической безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую  экономику и вступления в ВТО; содействовать расширению белорусского экспорта и рационализации импорта  в страну, поддерживать интересы белорусских  субъектов хозяйствования на внешнем  рынке и противодействовать дискриминации  отечественных производителей и  экспортеров; способствовать привлечению  иностранных инвестиций, в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы белорусской экономики.

 

Республика Беларусь выступает  за обеспечение прав человека и основных свобод, а также обязательность норм международного права для всех государств; она защищает права и интересы своих граждан и соотечественников  на основе международного права и  действующих двусторонних соглашений; оказывает поддержку белорусской  диаспоре в ее усилиях, направленных на сохранение национальной идентичности в различных странах мира, развитие связей соотечественников с исторической родиной; расширяет свое участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека; развивает международное сотрудничество в гуманитарной области; стремится к приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами Республики Беларусь.

 

Важным направлением белорусской  внешней политики является обеспечение  международной поддержки в преодолении  последствий Чернобыльской катастрофы. В этих целях Республика Беларусь выступает за: активизацию сотрудничества для решения экологических, социально-экономических, медицинских проблем, вызванных аварией на ЧАЭС; координацию усилий трех наиболее пострадавших государств — Беларуси, Украины и России в преодолении последствий катастрофы; выполнение принятых обязательств в рамках международных соглашений по охране окружающей среды, в том числе от трансграничного загрязнения своей территории с территорий пограничных и географически близких стран.

 

Республика Беларусь считает  важным направлением своей внешней  политики информирование международной  общественности о сути происходящих в стране процессов, внутренней и  внешней политики белорусского государства. Первостепенное значение приобретает  задача формирования позитивного образа Беларуси за рубежом, информационного  влияния на общественное мнение зарубежных стран, в том числе России. Белорусская "культурная" дипломатия ориентирована  на интеграцию национальной культуры в европейское и мировое культурное и информационное пространство.

 

Российская Федерация  является основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером  Республики Беларусь. Беларусь выступает  за развитие всестороннего и взаимовыгодного  сотрудничества с Россией в рамках Договора о создании Союзного государства, формирование с российской стороной единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства, координацию  внешнеполитической деятельности. Вместе с тем, по мнению президента Беларуси, нынешнее руководство России "не согласно с этим Договором, особенно важными его положениями, и хотело бы его понизить и ослабить" [6]. Стремясь к всестороннему сближению с Россией, Беларусь намерена твердо придерживаться принципиального курса на сохранение своей независимости и государственного суверенитета.

 

Приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности Беларуси является укрепление двустороннего и многостороннего  сотрудничества с государствами  — участниками Содружества Независимых  Государств (СНГ). Беларусь выступает  за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем  экономической и политической интеграции. В этих целях она будет способствовать урегулированию конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве, сохранению и приумножению в государствах —  участниках СНГ общего культурного  наследия, повышению эффективности  деятельности органов СНГ. Вместе с  тем практика показывает, что СНГ, к сожалению, превращается в клуб организаций встреч глав государств, где конкретные проблемы заменяются говорильней. Поэтому не случайно на встрече с российскими журналистами А. Лукашенко подчеркнул значение сотрудничества 4 стран в рамках нового образования  — России, Украины, Беларуси и Казахстана [8].

 

Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности белорусского государства является поддержание  и развитие дружественных отношений  с соседними государствами —  Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Отношения с ними имеют важное значение в рамках формирования вокруг Беларуси "пояса добрососедства".

 

Беларусь рассчитывает на развитие всестороннего сотрудничества с Украиной по всем направлениям, укрепление взаимодействия с ней в международных  организациях.

 

Республика Беларусь выступает  за интенсификацию равноправных отношений  с Польшей в двустороннем и  региональном измерениях, полномасштабный  политический диалог и экономическое  сотрудничество, особенно в приграничных районах.

 

Республика Беларусь заинтересована в развитии разносторонних политических отношений, установлении режима свободной  торговли с Литвой и Латвией. В  отношениях со странами Балтии и Польшей  продолжается политика прагматичного  сотрудничества на базе прежде всего экономических интересов. Важное значение имеют вопросы установления пограничного контроля, развития транспортной инфраструктуры, включая использование балтийских портов и европейских транспортных коридоров, решение проблемы Калининградской области.

 

Одним из приоритетных направлений  во внешней политике Республики Беларусь является европейский вектор. Это  объясняется совокупностью факторов, характеризующих место Беларуси в Европе.

 

Беларусь стремится к  развитию полномасштабных дружественных  отношений с государствами Центральной  и Западной Европы, что содействует  ее утверждению как независимого и суверенного европейского государства. Беларусь готова строить паритетные, взаимовыгодные, основанные на уважении ее государственных интересов и  традиций, отвечающие ее международным  обязательствам отношения с ЕС как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Особо важное значение придается сотрудничеству с Германией и другими влиятельными государствами Западной Европы.

 

Республика Беларусь заинтересована также в развитии взаимовыгодных отношений также с США и  Канадой.

 

В интересах последовательной нормализации отношений с США  Республика Беларусь стремится к  поиску точек соприкосновения в  позициях двух стран по узловым вопросам международной жизни, в том числе  таким, как противодействие международному терроризму, организованной преступности и наркоторговле. Усилия белорусской  дипломатии направлены на развитие конструктивного  диалога с США [7].

 

Одним из важнейших направлений  белорусской внешней политики в  Азии является развитие взаимовыгодного  сотрудничества во всех сферах с ведущими государствами региона, в первую очередь с Китаем, Индией и Японией. При традиционной близости позиций  Республики Беларусь и большинства азиатских государств по ключевым вопросам мировой политики основной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

 

Беларусь особо заинтересована в расширении всесторонних отношений  с КНР, целенаправленно добивается позитивной динамики отношений с  государствами арабского мира и  Израилем. Беларусь расширяет взаимодействие с африканскими государствами, развивает  политическое сотрудничество с Африканским  союзом. Республика Беларусь повышает уровень политического диалога  и экономического сотрудничества со странами Латинской Америки и  Карибского бассейна. Она заинтересована в расширении взаимодействия с государствами  этого региона в международных  организациях, поощрении экспорта в  латиноамериканские страны белорусской  промышленной продукции.

 

Полноправное и активное участие Беларуси в многостороннем сотрудничестве в рамках международных  организаций и форумов является важным фактором создания благоприятных  условий для внутреннего развития республики, обеспечения политических и экономических реформ, ее интеграции в мировое сообщество. В силу своих  возможностей республика противодействует попыткам принизить роль ООН и  ее институтов.

 

Беларусь выступает за: неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН; дальнейшее повышение  эффективности Совета Безопасности ООН, включение в его состав новых  постоянных членов и расширение представительства  от восточноевропейской группы государств, сохранение права вето постоянных членов Совета Безопасности; взвешенное реформирование ООН, направленное на развитие механизма  быстрого реагирования на происходящие в мире события.

 

Белорусское государство  считает практику международного миротворчества ООН действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает  за укрепление его правовых основ  в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Беларусь готова к участию  в невоенных компонентах операции по поддержанию мира, проводимых под  эгидой ООН. Необходимость и степень  такого участия в каждом случае соизмеряются с национальными интересами и  международными обязательствами страны. Беларусь исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в  целях принуждения к миру. Применение силы в обход Устава ООН не соответствует  базовым принципам международного права и представляет реальную угрозу стабильности всей системы международных  отношений.

 

Беларусь активно участвует  в деятельности ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, Всемирного банка, ВОИС и других международных организаций в  интересах международного сотрудничества и национального развития.

 

Главной целью белорусской  внешней политики на европейском  направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской  безопасности и сотрудничества, которая  формируется вокруг Организации  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ). Как отмечает белорусский  исследователь В. Снапковский, эта Организация "остается практически единственной общеевропейской организацией, в которой Беларусь имеет голос, может вести равный политический диалог и участвовать в процессе выработки и принятия решений, а в случае их неприемлемости — блокировать их при поддержке своих союзников" [9].

 

Беларусь заинтересована в сбалансированном развитии всех компонентов  общеевропейской безопасности и  сотрудничества и считает, что военное, экономическое и экологическое  измерения заслуживают более  энергичного включения в повестку дня ОБСЕ. В частности, Беларусь выступает  за устранение дискриминации и барьеров в торговле между странами — участницами  ОБСЕ, создание условий для минимизации  негативных последствий расширения экономических союзов для не входящих в них государств.

 

В политической области Республика Беларусь добивается дальнейшего укрепления ОБСЕ как основного универсального органа по обеспечению безопасности в Европе, повышения эффективности  деятельности ее основных структур и  сохранения консенсуса в качестве основы функционирования Организации. Беларусь исходит из того, что ни одно государство  или группа государств не могут обладать какой-либо преимущественной ответственностью за поддержание мира в регионе  ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния.

 

Беларусь противодействует попыткам ограничить функции ОБСЕ рамками  правозащитной тематики, превратить ее в институт контроля за государствами, расположенными на постсоветском пространстве и на Балканах. Она на полноправной основе последовательно развивает диалог с ОБСЕ по вопросам выполнения международных обязательств в области прав человека.

 

Республика Беларусь прилагает  усилия к тому, чтобы стать полноправным членом Совета Европы и присоединиться к важнейшим многосторонним соглашениям(конвенциям), разработанным под его эгидой. Активизация сотрудничества с Советом Европы вплоть до полномасштабного участия в его деятельности является важным каналом приобщения Беларуси к европейскому опыту построения гражданского общества, обеспечения прав человека и решения проблем социального и гуманитарного характера в соответствии с международными стандартами. Наша страна активизирует сотрудничество с европейскими международными организациями. Продолжается конструктивное взаимодействие с Центрально-Европейской инициативой (ЦЕИ).

 

Проводится системная  работа с целью вхождения в  другие субрегиональные объединения  и получения Беларусью статуса  наблюдателя в Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Организации  Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

 

Наши внешнеполитические принципы и приоритеты во многом сопоставимы  с целями и задачами Движения неприсоединения. Беларусь придает большое значение своему участию в нем и высоко оценивает его принципиальные подходы  по многим проблемам международных  отношений.

 

В своих взаимоотношениях с НАТО Республика Беларусь исходит  из общепризнанных принципов международного права, в том числе права каждого  государства на коллективную оборону  и вступление в союзы и коалиции на основе свободы выбора, в то же время подчеркивая, что это не должно происходить в ущерб безопасности других, в особенности соседних стран. Белорусский исследователь А. Розанов справедливо отмечает, что пересмотр позиции относительно альянса необходим для Беларуси, в том числе в связи с тем, что внешнеполитические устремления России и Беларуси, согласно имеющимся договоренностям, "должны быть по возможности скоординированы. Причем со стороны Беларуси могут потребоваться куда более существенные шаги, ибо отношения республики с НАТО на протяжении ряда лет были довольно прохладными" [10, 112].

Информация о работе Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности