Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:14, реферат

Описание работы

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность.

Файлы: 1 файл

Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

 

Пространство СНГ

 

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики –  партнеры по СНГ.

 

Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового взаимодействия со странами Содружества на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых  Государств, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации  Договора о коллективной безопасности.

 

Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической  сфере. Успешность взаимодействия в  таких областях как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных  технологий, а также реализация положений  Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров во взаимной торговле, является залогом роста благосостояния и  качества жизни народов входящих в Содружество стран.

 

Принципиально новые перспективы  с точки зрения национальных интересов  государств-участников открывают Таможенный союз и Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России.

 

Снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение  внешнеторговых процедур, отмена всех видов контроля на внутренних границах емкого 170-миллинного общего рынка сегодня дают позитивный результат, создавая благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций.

 

Создав Таможенный союз и  Единое экономическое пространство, Беларусь вместе с Россией и Казахстаном  приступила к формированию Евразийского экономического союза на основе договорно-правовой базы этих интеграционных объединений.

 

Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации  Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; предотвращения чрезвычайных ситуаций; усилению внешнеполитической координации государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.

 

Развитие взаимодействия с Европейским cоюзом

 

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе  является интенсификация партнерства  со странами Евросоюза в сферах взаимного  интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального  сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

 

Беларусь – надежный партнер  Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической  стабильности в регионе, но и по стратегически  важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

 

В условиях, когда ЕС по ряду позиций демонстрирует  неконструктивные подходы в отношении Беларуси, наша страна продолжает твердо отстаивать принципы равноправия, взаимоуважения и добрососедства как единственно  возможной основы для партнерских  отношений и активизации диалога  с Европейским союзом.

 

Страны мирового Юга

 

Беларусь намерена укреплять  и расширять дальнюю «внешнеполитическую  дугу» союзников и партнеров  в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном  и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.

 

 

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты  являются важной предпосылкой роста  для экспортоориентированной белорусской экономики.

 

Основные направления  развития отношений – активизация  политического и экономического взаимодействия с традиционными  партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание  диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Индонезия, Катар, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Мексика, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

 

Соединенные Штаты Америки

 

Республика Беларусь выступает  за развитие конструктивного и равноправного  диалога с США, расширение полноформатного  двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие  распространению наркотических  и психотропных веществ, противодействие  киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

 

Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать  усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего  взаимодействия.

 

Многосторонняя дипломатия

 

Республика Беларусь содействует  укреплению центральной роли ООН  в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового  уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным  терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации  Организации к новым реалиям.

 

Приоритетной задачей  является продвижение ключевых белорусских  инициатив в рамках ООН: о признании  многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального  партнерства против рабства и  торговли людьми и выполнении Глобального  плана действий ООН по борьбе с  торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.

 

Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения  как влиятельного субъекта международных  отношений; активизация диалога  и сотрудничества между ДН и другими  крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.

 

Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов  в работе и превращения ОБСЕ в  эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.

 

Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической  областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с  терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу.

[официальный сайт мид РБ http://www.mfa.gov.by/foreign_policy/priorities/]

 

Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 — № 4

международные отношения

Внешнеполитические приоритеты и интересы Республики Беларусь

 

Александр Челядинский

 

Челядинский Александр Александрович — доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

 

Пожалуй, нет более проблемного вопроса в науке о международных отношениях, чем категория приоритетов и интересов. Можно, правда, заявить, что международные отношения это не что иное, как их взаимодействие и противоборство. Но, как представляется, проблема лежит гораздо глубже. Уже первое привнесение в теорию данных категорий показало, например, всю ограниченность подхода, при котором государство рассматривалось как нечто единое, лишенное внутренней сложности. Так, попытки выявить структуру национальных интересов оказываются бессильными, если не определить, о чьих конкретно интересах идет речь — населения, элит или правящего режима. Как отмечает российский исследователь Н. Косолапов, "такие интересы, строго говоря, не могут быть признаны национальными. Реальная внешняя политика государства, особенно демократического, всегда результат сложного баланса внутриполитических сил, а не рационального следования чьим-то определенным интересам" [1, 63]. С другой стороны, достаточно проанализировать внешнюю политику бывшего СССР, которая творилась якобы именем народа. Тоталитаризм "снял" проблему "национальных интересов", заменив, а точнее подменив, ее идеологизированными "общегосударственными интересами". Если при самодержавии за ними скрывались интересы династии, правительственной бюрократии, дворянства, то в СССР общегосударственные интересы определяли идеология и партийная элита. Иными словами, в контексте автократической и тоталитарной политических систем проблема "национальных интересов" деформировалась. Она воплощалась в лозунг "Народ и партия едины". Стратегия внешнеполитических интересов формировалась на съездах КПСС, главными приоритетами были мировая социалистическая революция и мирное сосуществование. Но логика истории оказалась сильнее стандартов. Утвердившаяся в 1950—60-е гг. привычка "хлопанья дверью" обернулась стереотипами поведения в дальнейшем, когда приобрел влияние приоритет военного начала в ущерб политическим средствам противодействия, проявилась неспособность разглядеть маневр Запада, его расчет на втягивание СССР в гонку вооружений, чреватую социально-экономическим изматыванием. В результате сложилось неверное представление о реальной картине мира и складывающихся в нем отношениях, что явилось одной из причин распада государства.

 

Отсюда возникает закономерный вопрос: что такое белорусский  национальный приоритет во внешней  политике, почему государство отдает преимущество в развитии отношений  одним и отказывает другим?

 

Начнем с того, что понятие "приоритет" предполагает обычно два значения: 1) преобладающее значение, наибольшая важность чего-либо и 2) первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности. Категория приоритета видится как категория, позволяющая  сравнить одни внешнеполитические интересы с другими и решить, какие из них являются более важными и  более срочными. Например, еще в 1995 г. американский журнал "Foreign policy" опубликовал статью бывшего главы внешнеполитического ведомства США У. Кристофера "Американское лидерство и американские возможности". В ней подчеркивалось, что США достигли лидирующих позиций, и это обстоятельство определяет четыре главных приоритета их внешней политики: 1) сохранение и упрочение мирового лидерства; 2) поддержание продуктивных политических и экономических отношений с наиболее сильными странами; 3) поддержка и создание надежных международных институтов для сотрудничества; 4) защита демократических обществ и прав человека. США не являются мировым полицейским, но их вовлеченность в мировые события и сила могут быть решающим фактором [2].

 

Таким образом, категория  приоритета позволяет ранжировать  интересы по двум показателям —  по срочности (неотложности) и значимости (важности).

 

Приоритетами Беларуси во внешней политике являются ее долговременные интересы, реализуемые через взаимодействие с другими субъектами. Поэтому  они являются постоянно обновляемым  синтезом скоординированных стремлений всего общества, а не только государства. Другой вопрос, что осмыслением этих устремлений и координаций в  национальном масштабе должны заниматься все субъекты международного права  и международных отношений в  стране: государство, политические партии и блоки, ученые, общественные организации  и физические лица, являющиеся патриотами, которых беспокоит перспектива  развития. Именно в этом плане внешняя  политика может быть связующим звеном единства интересов государства  и общества. Как отмечает российский исследователь Е. Кожокин, "в то же время приоритеты внешней политики должны быть соизмеримы с совокупным потенциалом нации, включающим ее экономические, военные, политические, социальные и демографические ресурсы" [3]. К тому же деятельность государства на международной арене должна соответствовать духу времени, и приоритеты внешней политики должны быть сформулированы таким образом, чтобы не провоцировать враждебности других стран и народов.

 

Приоритеты внешней политики государства имеют объективное  и субъективное измерение. Научный  анализ позволяет приблизиться к  пониманию объективных потребностей страны с учетом ее особенностей. Например, процесс становления и развития белорусской государственности, выработка  национальной идеологии неизбежно  поставили вопрос о приоритетных направлениях внешней политики. Но выявление этого затянулось на многие годы. Можно согласиться с белорусским  исследователем Л. Заико, который отметил, что в 1990-е гг. "многое делалось хаотично, по "советской инерции", и среди основных политических партий и движений не было необходимого консенсуса по вопросу национального суверенитета и сущности белорусской государственности" [4, 8]. Сегодня, в 2003 г., уже можно сказать, что государственность состоялась. Как отмечалось в работах белорусских  ученых, а также в обращении  Президента Республики Беларусь А. Лукашенко  с ежегодным посланием к белорусскому народу и парламенту, приоритетами внешней политики Республики Беларусь прежде всего являются направления в решении европейских и международных проблем [5].

 

Беларусь выступает за создание надежной системы европейской  и международной безопасности на принципах равенства и одинаковой безопасности, повышение роли ООН  и ОБСЕ в продвижении к более  безопасному миру, снижение удельного  веса военно-силового фактора в мировой  политике, последовательное укрепление стратегической стабильности путем  консолидации сложившегося многостороннего  режима контроля над вооружениями и  мер доверия в военной области.

 

В этих целях Республика Беларусь: вносит вклад в борьбу с международным  терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, осуществляет при этом сотрудничество с другими  странами; содействует реализации международных  договоренностей в интересах  предотвращения распространения вооружений, в первую очередь оружия массового  уничтожения и средств его  доставки; рассматривает договор по ПРО как важный элемент стратегической стабильности, в случае его пересмотра выступает за поиск решений, которые бы не наносили ущерба международной безопасности; поддерживает укрепление контроля за распространением обычных вооружений; строго соблюдает положения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Венского документа по мерам укрепления доверия и безопасности; выступает за утверждение в международной практике концепции общей, всеобъемлющей и неделимой безопасности с акцентом на политические инструменты урегулирования кризисов и конфликтных ситуаций.

Информация о работе Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности