Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные цели и структура ВТО…………………………………………..4
2.Этапы и ход присоединения России к ВТО………………………..…….15
3.Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………22
4.Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы…………..…………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

мировая экономика реферат.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

                стр.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Основные цели и структура ВТО…………………………………………..4
  2. Этапы и ход присоединения России к ВТО………………………..…….15
  3. Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………22
  4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….29

Заключение………………………………………………………………………..31

Список литературы…………..…………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью данного реферата является рассмотрение основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили “Уругвайский раунд” переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 декабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с 1947 по 1995 г.

Всемирная торговая организация  представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами, которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами.

К основным многосторонним соглашениям ВТО относятся следующие:

1. Многосторонние соглашения по торговле товарами, среди которых основными являются:

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994г.);
  • Соглашение по сельскому хозяйству;
  • Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
  • Соглашение по техническим барьерам в торговле;
  • Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
  • Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);
  • Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях);
  • Соглашение по предотгрузочной инспекции;
  • Соглашение по правилам происхождения;
  • Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
  • Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
  • Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

4. Соглашение по правилам и процедурам, регулирующим разрешение споров.

5. Механизм обзора торговой политики.

6.  Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным кругом участников, т. е. не обязательное для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам1.

 

Структура Всемирной  торговой организации.

Высшим органом ВТО  является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайне мере каждые два года.

Между сессиями по необходимости  созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей стран-членов ВТО.

Кроме того, Генеральный  совет администрирует деятельность по урегулированию споров и Орган  по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Министерская конференция  создает Комитет по торговле и  развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечении равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле и окружающей среде, а также комитет по региональным торговым соглашениям. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией2.

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

По состоянию на начало 2001 г. полноправными участниками  ВТО являлись 140 стран, еще более  тридцати государств находятся на различных  стадиях процесса присоединения  к ВТО. Среди этих претендентов — Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия и Украина, а также большинство стран СНГ. Еще около 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО.

Необходимо отметить, что процесс присоединения достаточно долгая и сложная процедура. В  частности, серьезные проблемы для ВТО связаны с приемом Китая, переговоры с которым продолжаются уже около 15 лет. Однако до сих пор Китай не соглашается открыть свой гигантский рынок в той степени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО.

6.2. Перспективные направления деятельности ВТО

В настоящее время  правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостного объема мировой торговли.

Одной из основных тенденций  в развитии мировой торговли является ее либерализация и глобализация.

Завершение переговоров  в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 гг.) дало возможность к началу третьего тысячелетия уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле:

• для промышленно  развитых стран с 6,3% до 3,9%,

• для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%,

• для развивающихся  государств с 15,3% до 12,3% (средний уровень российских ввозных пошлин в 2000 г. составлял примерно 12%).

Кроме того, планируется  значительно либерализовать торговлю услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности.

Глобализация экономической активности, прежде всего проявляется в том, что большинство товаров поступает на мировой рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготовляется в стране с использованием иностранного компонента.

С точки зрения политики, глобализация означает, что правительства должны учиться сотрудничать в более широком круге областей, чем в прошлом.

По мере совершенствования  международных правил сокращается поле для внутренней политики. Действительным выражением

суверенитета в современном мире является способность демократически избранных правительств четко выражать интересы избирателей посредством переговоров и международных обязательств.

Процесс глобализации не проходит безболезненно. Неизбежны  социальные издержки в связи с экономической интеграцией и торговой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды.

Повышается эффективность  производства за счет углубления специализации, благодаря росту торговли усиливается  экономическая активность и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые.

Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить. Среди позитивных итогов следует выделить следующие:

•  реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше 50 документов — соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.);

• разрешение торговых споров (создан уникальный и достаточно эффективный  механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);

• создание апелляционного органа;

• расширение числа членов организаций;

• торговля и окружающая среда (ВТО разработала широкомасштабную программу деятельности в этом направлении)3.

В то же время медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судоходство. Хотя первоначально установленные сроки прошли, но диалог продолжается и может привести к взаимоприемлемой договоренности.

На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в декабре 1996 г. в Сингапуре, были определены перспективные цели Всемирной торговой организации.

В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил.

Проблема заключается, прежде всего, в разном понимании этой цели. Одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров.

К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить рассмотрение проблем взаимосвязи торговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле.

В дополнение к мерам  в отдельных секторах необходим  всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

Опасность заключается  в том, что в отдельных странах  до сих пор существуют несовместимые  и даже дискриминационные национальные режимы в отношении иностранных инвестиций.

Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.

В настоящее время  в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализации торговли возникает проблема регулирования конкурентной политики, ибо независимо от государственных мер, торговые барьеры создают сами компании.

В этой связи необходимо либо принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства  соответственно скорректировать национальную конкурентную политику либо разработать основные правила международной конкуренции.

Потребуются значительные усилия, чтобы довести до сознания народов стран мира, что свободная  мировая торговля и многостороннее ее регулирование отвечают их интересам. Быстрая глобальная интернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах, провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма.

Однако история свидетельствует, что свободная торговля с правилами  многосторонней системы является ключом к экономическому развитию.

Следует также укреплять  основную договоренность, которая в  настоящее время объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем.

Информация о работе Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы