Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:03, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные цели и структура ВТО…………………………………………..4
2.Этапы и ход присоединения России к ВТО………………………..…….15
3.Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………22
4.Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы…………..…………………………………………………...33
Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализации торговой и инвестиционной политики, должны стимулировать интеграционные процессы.
Индустриальные и
В качестве средств решения этой задачи следует обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношении товаров последних.
Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего необходимо принять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этой организации, в ее систему.
Это свидетельствует не только о большом значении, которое придается присоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россия стала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общего интереса как у России, так и у ВТО объективно содействует поиску взаимоприемлемых компромиссных решений на пути к присоединению, но не следует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединения большой страны с переходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответы на которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов, «коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостью сохранить единство системы и ее правил.
Кандидаты и члены
ВТО одинаково несут
За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в области заключения соглашений об особо тесном сотрудничестве отдельных, групп стран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможенных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать сильный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства.
Однако необходимо ясно сформулировать принципы, подкрепленные твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных схем в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Эту проблему необходимо решать посредством утверждения принципа «открытого регионализма».
Участники региональных соглашений должны придерживаться следующих принципов: во-первых, каждая региональная зона преференциальной торговли должна соответствовать правовым требованиям многосторонней системы; во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-членов регионального объединения должно применяться примерно в том же объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися членами объединения.
Это будет означать, что региональная либерализация де-факто, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наибольшего благоприятствования. Подобный подход уже осуществляют члены НАФТА, МЕРКОСУР и прежде всего АТЭС.
В настоящее время мировое сообщество стоит перед альтернативой: либо через 20-25 лет торговый мир будет поделен на две или три межконтинентальные преференциальные зоны, каждая со своими правилами и со свободной торговлей между участниками, но с внешними барьерами по отношению к другим блокам, либо открывается путь к постепенному слиянию («конвергенции») регионализма и многосторонности на основе общих целей и принципов. Механизм конвергенции региональных и многосторонних систем требует дальнейшей проработки.
С точки зрения тенденций развития мировой экономики более предпочтительным представляется один глобальный свободный рынок с согласованными правилами и дисциплиной, применяемой ко всем странам. В свою очередь, страны должны взять на себя обязательства по выполнению этих правил. Что касается сохранения приоритета правил и системы разрешения споров в рамках ВТО, то это не является самоцелью, а средством избежать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда правительства выбирают те правила, которые им более подходят.
В настоящее время в лице ВТО мир имеет постоянно действующий форум в области торговой политики, а также более эффективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил.
С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ, которое ожидается в ближайшее время, произойдет более тесное объединение торговли и финансов в интересах глобального развития, стабильности и процветания в новом столетии.
В мае 1998 г. в Женеве прошла конференция ВТО на министерском уровне, посвященная пятидесятилетию существования системы ГАТТ/ВТО, на которой основным лейтмотивом было усиление роли международной торговли в мировой экономике и продолжение процесса либерализации.
Новым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала проблема торговли информацией на электронных носителях. По данным Секретариата ВТО, к 2000 г. объем торговли через Интернет различного рода услугами (музыкальные фонограммы, фильмы, которые близки к таким аналогам, как компакт-диски, видеофильмы, кассетные записи и др.) достиг 200 млрд. долл. Однако в отличие от вещественных аналогов торговля электронной информацией не облагается таможенными пошлинами и не учитывается внешнеторговой статистикой, что создает определенные проблемы.
В 1998 г. группа ученых из
США и Австралии провела
В краткосрочной перспективе наибольшие выгоды от либерализации мировой торговли получат промышленно развитые страны, поскольку степень либерализации их экономики и торговли значительно выше. В долгосрочной перспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других стран.
Третья Министерская конференция состоялась 30 ноября — 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры прежде всего по «встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих конференций, в том числе возможному включению в будущие переговоры новых сфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и т. д.
Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, так как не была выработана конкретная повестка раунда и не определен формат его проведения. Это обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имеются значительные разногласия между ведущими игроками ВТО, включая несовпадение стратегических интересов ЕС и США по проведению нового раунда.
В итоге принято решение продолжить обсуждение указанных проблем в Женеве под эгидой Генсовета ВТО, который должен представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов весной началось обсуждение только проблематики «встроенной повестки» — торговля услугами и вопросы сельского хозяйства. В настоящее время идет рассмотрение предложений стран-членов по дальнейшей эволюции этих Соглашений, а также по формату нового раунда. С учетом сохраняющихся противоречий эта работа может быть частично завершена в 2001 г.
Четвертую Министерскую конференцию намечено провести в Катаре в ноябре 2001 г. Работа по подготовке этого мероприятия ведется Генсоветом ВТО.
ЭТАПЫ И ХОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО.
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.
Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника.
Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О .Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В апреле 1995 г. в Государственной думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа.
В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. был утвержден заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков.
В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации.
В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.
Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.
Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.
Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартире организации (это общее правило) — Секретариате ВТО.
В июле 1995 г. состоялось первое заседание Рабочей группы. К данной сессии российская сторона передала в Секретариат ВТО (в рамках процесса присоединения все документы и материалы представляются Россией только на английском языке) ответы на 400 вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом режиме, а также пакет законодательных актов по данной тематике.
На этом заседании представители многих стран, включая крупнейшие торговые державы мира, выразили свою поддержку началу процесса присоединения России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждение российского Меморандума о присоединении к ВТО.
Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Оно было в основном посвящено завершению первого чтения российского Меморандума по «традиционным» областям — торговле товарами. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов. К таким документам относятся — дополнения к Меморандуму по «новым» сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС), вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционной политики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросов стран-членов ВТО5.
Более предметное обсуждение «новых» сфер, а также дополнительно заданных вопросов по некоторым аспектам торговли товарами было продолжено на третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось 20-31 мая 1996 г.
К этому заседанию российская сторона представила ответы почти на 600 вопросов, а также ряд других документов, включая описание системы лицензирования импорта в России.
На третьем заседании
Основанием для такой постановки вопроса явилось то, что накопленный в Секретариате ВТО, государствах-членах организации объем информации о торгово-политическом режиме нашей страны и системе регулирования торговли, включая действующее законодательство, уже заложил основу для перехода к практическим шагам в указанном направлении.
Информация о работе Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы