Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:03, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные цели и структура ВТО…………………………………………..4
2.Этапы и ход присоединения России к ВТО………………………..…….15
3.Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………22
4.Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы…………..…………………………………………………...33
Это, разумеется, не исключало продолжения обсуждения всех остающихся вопросов в ходе двусторонних консультаций с членами ВТО. Такой подход был в целом поддержан членами Рабочей группы и ее председателем.
Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15—16 октября 1996 г. Круг затрагиваемых проблем был сконцентрирован на обсуждение узкосекторальных вопросов: политика России в области поддержки сельского хозяйства (неофициальное обсуждение), меры нетарифного регулирования и система таможенной оценки товаров. Также были рассмотрены вопросы эволюции российского внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем.
К данной сессии МВЭС России и заинтересованные ведомства подготовили более десяти официальных документов и информационно-аналитических материалов: система внутренней поддержки аграрного сектора; режим нетарифного регулирования экспорта и импорта сельхозпродукции, а также импорта промышленных товаров; описание системы таможенной оценки товаров; развитие российского законодательства в сфере внешнеэкономического регулирования; пакет новых законодательных актов; ответы на 200 дополнительных вопросов и др.
Одновременно проводились двусторонние консультации с членами ВТО с целью обсуждения узкосекторальной проблематики, а также вопросов, связанных с ходом присоединения России к ВТО.
Пятое заседание Рабочей группы состоялось 15—18 апреля 1997 г., на нем были рассмотрены вопросы деятельности государственных торговых предприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержки аграрного сектора (более детально и в неофициальном формате); изменения в российском законодательстве и ряд других вопросов.
Это заседание во многом явилось поворотным в плане дальнейшего развития переговорного процесса. На нем российская делегация в целях более динамичного продвижения данного процесса подтвердила намерение (следуя заявлению, сделанному на Министерской Конференции ВТО в Сингапуре в декабре 1996 г.) подготовить в ближайшие несколько месяцев свои предложения по доступу на российский рынок товаров и услуг и начать по ним предметные двусторонние переговоры со странами ВТО по согласованию конкретных параметров будущего членства России в организации.
Пятое заседание прошло по новому сценарию, когда официальный его формат был значительно сужен, а основная работа велась входе параллельных двусторонних консультаций, которые были проведены с 18 странами.
Шестое заседания Рабочей группы состоялось в июле 1997 г. На заседании основным вопросом повестки дня были — технические барьеры в торговле (стандарты, сертификация), санитарные и фитосанитарные меры. В ходе заседания проводились двусторонние консультации о готовности наших предложений по доступу на рынок. Особое внимание уделялось проблемам государственных закупок.
Седьмое заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1997 г. и было посвящено вопросам доступа на рынок услуг, в том числе банковских. Проводились интенсивные двусторонние консультации.
Восьмое заседание Рабочей группы состоялось в июле 1998 г. и было посвящено конкретным проблемам сельского хозяйства, субсидированию производства, в том числе и производства сельскохозяйственной продукции, техническим барьерам в торговле и др.
Девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось в Женеве 16 декабря 1998 г. В повестку дня этой сессии были включены следующие основные вопросы: развитие российского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономического регулирования и основные направления законотворческой работы в этой сфере по приведению его в соответствие с нормами и правилами ВТО; режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельхозпродукцию; обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров.
Десятое заседание Рабочей группы было проведено в октябре 1999 г. в формате многосторонних консультаций странч-ленов. Ключевым вопросом данной сессии явилось представление российской стороной первоначальных предложений по доступу на национальный рынок услуг, включающих перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования). Таким образом, со стороны России был представлен последний недостающий документ для начала полномасштабных переговоров по доступу на рынки с целью выработки конкретных условий присоединения России.
Кроме того, российская делегация изложила новые предложения в сфере сельского хозяйства, обсуждались вопросы, связанные с развитием российского законодательства и региональными промышленными субсидиями6.
Одиннадцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 25—26 мая 2000 г. В повестку дня были включены вопросы развития российского законодательства в сфере экономики и внешнеторгового регулирования; торговли услугами; промышленных субсидий; таможенной оценки; технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм. Также во время указанной сессии состоялась специальная многосторонняя (плюрилатеральная) встреча по обязательствам в сфере государственной поддержки сельского хозяйства и экспортным субсидиям.
Двенадцатое заседание Рабочей группы состоялось 18—19 декабря 2000 г. Повестка дня заседания включала следующие вопросы: обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые соглашения и обзор состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была также приурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран.
Таким образом, можно
констатировать, что информационный
этап присоединения в целом
ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Когда речь заходит об издержках присоединения России к ВТО, разговор обычно сводится к опасности облегчения доступа иностранных компаний на отечественные рынки товаров и услуг «Транснациональные корпорации имеют богатейший опыт вытеснения конкурентов с рынка — и этим, безусловно, воспользуются. — говорит директор сводного департамента зоны свободной торговли Исполкома СНГ Владимир Покровский. — Здесь мы можем потерять очень многое. Например, если сейчас полностью открыть рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких национальных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг многих товаров, особенно продовольствия, потому что страны ЕС тратят колоссальные деньги на поддержание низких цен на продовольственные товары». Во Всероссийском союзе страховщиков говорят, что со вступлением России в ВТО число российских страховщиков сократится в полтора-два раза. При этом у региональных страховщиков могут возникнуть серьезные трудности, что приведет к серии масштабных слиянии.
Резко возражают против открытия российского рынка для продукции зарубежного машиностроения представители Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). «Если сегодня Новолипецкий комбинат поставляет тридцать процентов своей продукции на внутренний рынок, то в случае вступления России в ВТО он сразу этот рынок потеряет, — говорит председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин. — Например, сельхозмашиностроение, не выдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь. Резко потеряют объемы производства автомобилестроители».
Еще одна отрасль, которой присоединение к ВТО сулит колоссальные проблемы, — гражданское авиастроение. «Сейчас пошлина на ввоз самолетов составляет двадцать пять процентов, — говорит гендиректор компании „Ильюшин Финанс энд Ко» Александр Рубцов. — Если мы войдем в ВТО, то пошлина будет всего пять процентов, более того, они собираются отменить НДС. Это создаст очень удобные условия для прихода иностранцев. Это нанесет огромный ущерб нашим производителям, поскольку мы не сможем выдержать такой конкуренции. Поэтому я считаю, что российская гражданская авиация должна войти в ВТО не ранее чем через двенадцать лет. И прежде чем входить в ВТО, необходимо, чтобы прошел процесс интеграции нашей авиаотрасли и ее становление, на что, по нашим подсчетам, и уйдет порядка двенадцати лет». Отметим, что сокращение производства в таких отраслях, как автомобилестроение или авиастроение, неизбежно ударит по всем поставщикам комплектующих для этих производств, а это тысячи предприятий, включая такие благополучные сегодня отрасли, как черная металлургия и производство алюминия. Пока обнадеживает только то, что, во-первых, именно по этим направлениям — гражданская авиация, автомобилестроение, финансовый сектор — переговоры еще не завершены. И российская сторона занимает достаточно жесткую позицию. Вполне вероятно, что какого-то переходного периода добиться все-таки удастся. Во-вторых, есть у нас стойкое подозрение, что пока угроза прихода иностранных конкурентов на российский рынок не станет объективной реальностью, никакого прогресса в отечественном авто- и авиастроении ждать не имеет смысла. Судите сами — сколько лет уже наше автомобилестроение защищено гигантскими импортными пошлинами от иностранных конкурентов? Около десяти. Помогло это тому же ВАЗу вывести свои модели на мировой уровень? Об этом даже смешно говорить.
В-третьих, обсуждая перспективы тех или иных отраслей в свете возможного прихода западных конкурентов, надо обсуждать причины низкой конкурентоспособности отечественной продукции. «Причина в том, что пока в России гораздо дороже капитал, — считает Александр Рубцов. — У нас ставка рефинансирования LIB — двадцать пять процентов, а в США — всего два с половиной процента. То есть наш капитал в значительной степени дороже, и нашей гражданской авиа-рвм иии нельзя входить в ВТО. пока стоимость капитала у нас и за рубежом не сравняется. На это опять-таки уйдет порядка двенадцати лет. Присоединение к ВТО до этого убьет отечественную гражданскую авиацию, она не выдержит конкуренции с Airbus и Boeing». Действительно, кредитные ресурсы у нас существенно дороже, чем на Западе. Но ведь вступление России в ВТО как раз сможет существенно облегчить эту проблему — приведение российского законодательства в соответствие с международными нормами, большая прозрачность экономики снизят риски кредиторов, а приход западных банков и усиление конкуренции на рынке финансовых услуг облегчат доступ к более дешевым кредитным ресурсам. Вот вам и снижение кредитных ставок, и увеличение инвестиций в промышленность. Плавное, чтобы продукция соответствовала требованиям рынка. Наконец, даже после вступления в ВТО в распоряжении российского правительства останется достаточно большой набор эффективных инструментов зашиты своих рынков. В первую очередь это, разумеется, валютный курс. При нынешнем уровне зависимости нашей экономики от мировых цен на энергоносители, при нашем гигантском внешнем долге всегда можно найти благопристойный повод для большей или меньшей девальвации рубля, не вызывая санкций со стороны ВТО. Есть и более тонкие механизмы. В частности национальные стандарты на продукцию. Например, в последнее время приобрела широкую известность история о том, как США заблокировали импорт швейцарского сыра, установив стандарт на размер дырок в сыре. В принципе никто не мешает и нам установить на те же автомобили или авиатехнику такие стандарты, которым в большей степени будут соответствовать российские изделия, чем западные. Беда лишь в том, что импорт зачастую превосходит отечественную продукцию по всем параметрам, кроме разве что иены. Но, в конце концов, вечный парник для отечественных производителей устраивать никто не собирается. Да и о потребителях грех было бы забывать. Они-то от конкуренции с иностранцами только выиграют. Трудно не согласиться с главой ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Кахой Бендукидзе, который, выступая за скорейшее вступление России в ВТО, отмечает, что «мы в первую очередь граждане, которые хотят получать лучшее медицинское обслуживание, страхование, ездить на лучших автомобилях, есть качественную пишу и при этом не платить дополнительные налоги».
Едва ли не самым главным аргументом в пользу присоединения России к ВТО с самого начала переговоров и до сего дня является утверждение, что в результат наши компании получат возможность защищаться в международных судебных органах от неправомерных санкций в отношении своего экспорта. «Пока мы не являемся членом ВТО, нас не допускают ни к каким переговорам, мы не имеем права голоса при решении важных вопросов, — жалуется генеральный директор «Северстали», Алексей Мордашов, возглавляющий рабочую группу РСПП по присоединению к ВТО. — Постоянно проводят нечестную практику борьбы с нашими товарами на рынках. Мы не можем апеллировать к антидемпинговому кодексу, антидемпинговому трибуналу, нас постоянно ограничивают или нарушают наши права. Вступление в ВТО может служить инструментом, который позволит нам защитить российские товары при продвижении их на внешний рынок».
В результате вступления в ВТО будто бы должны многократно возрасти объемы российского экспорта, вырасти валютная выручка, отечественные производители увеличат своё присутствие на зарубежных рынках. Как это ни печально, но для подобного оптимизма оснований не много. Судите сами.
По оценкам Минэкономразвития, от разного рода ограничений нашего экспорта отечественные компании сегодня теряют 2-3 млрд. долларов в год. Андрей Кушниренко говорит, что при грамотном отстаивании своих интересов в рамках ВТО мы сможем добиться отмены или смягчения примерно половины действующих сегодня ограничений. Итого наш потенциальный выигрыш — 1-1.5 млрд. долларов в год (минус издержки, связанные с ведением судебных споров, для которых, в частности, нужны высококвалифицированные юристы, услуги которых влетают в копеечку). Немало, конечно, но и отнюдь не «многократный рост российского экспорта» (сегодня он. напомним, превышает 100 млрд. долларов в год).
«Россия заинтересована в присоединении к ВТО меньше, чем например Китай, который экспортирует только игрушек на сумму в полтора раза большую, чем Россия получает от экспорта нефти, — отмечает директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Валерии Орешкин. — Наш основной экспорт — энергоносители — будет осуществляться в неизменном режиме, поскольку никаких ограничений на торговлю энергоресурсами в мировой практике нет». Так что основа российского экспортного потенциала — нефтегазовый сектор — не получит никаких дополнительных выгод от присоединения страны к ВТО.
Второй главный плюс присоединения России к ВТО, о котором говорят практически все его сторонники, — это возможность участия в выработке международных правил торговли с учетом российских национальных интересов.
Информация о работе Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы