Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные цели и структура ВТО…………………………………………..4
2.Этапы и ход присоединения России к ВТО………………………..…….15
3.Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………22
4.Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы…………..…………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

мировая экономика реферат.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

«Не стоит забывать, что  наши внешнеторговые партнеры получают выгоды от присоединения России к ВТО немедленно, в то время как Россия может получить их в перспективе, — отмечает Валерий Орешкин. — При этом потери могут оказаться неизбежными, а выгоды — возможными, для их реализации потребуются существенные дополнительные усилия». Другими словами, участвовать в переговорах мы, несомненно, будем, а вот удастся ли нам в результате этого чего-то добиться — это совсем другой вопрос.

Необходимость приведения российского законодательства в  соответствие с нормами ВТО подавляющее  большинство специалистов оценивает как однозначно положительный факт. «Вступив в ВТО, Россия выйдет на единое международное правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений, которые, в свою очередь, образуют правовую основу международной торговли, являются так называемым кодексом правил движения на мировом рынке, — говорит профессор Всероссийской академии внешней торговли Ипполит Дюмулен. — И отступать от этих правил просто глупо».

Изменение отечественного внешнеторгового законодательства в соответствии с международными нормами — давно назревшая проблема. Причем здесь надо быть готовыми к кардинальному изменению привычных правил взаимоотношений бизнеса и государства, в частности к резкой переоценке так называемого административного ресурса, благодаря которому отдельные компании продавливали для себя различные льготы. Например, по словам Александра Рубцова, возглавляемая им компания «Ильюшин Финанс энд Ко» имеет налоговую льготу в Воронежской области — на несколько лет освобождена от НДС, потому что у нее в регионе есть свой завод. После присоединения России к ВТО на российский рынок двинутся Boeing и Airbus. Предположим, что «Ильюшин» уличит их в демпинге и полает на конкурентов жалобу в суд ВТО. Что будет в итоге? Суд скажет: «А вы сами получаете поддержку от региональных властей, так что не жалуйтесь». А, если например, какой-нибудь губернатор предоставит налоговые льготы расположенному в его регионе металлургическому комбинат); то все российские экспортеры металла будут обвинены в демпинге и подвергнутся санкциям.

Еще одно малоочевидное последствие присоединения к ВТО: чтобы защищать свои интересы, отечественные производители импортзамешаюшей продукции должны будут обеспечить максимальную прозрачность финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Приходят, предположим, на наш рынок западные компании и начинают беспардонно демпинговать. Наши, понятно, вводят антидемпинговые санкции, а те, в свою очередь, подают жалобу в суд ВТО.

Но чтобы доказать оправданность антидемпинговых санкций в суде ВТО. наши компании должны будут предоставить полную финансовую отчетность о своей деятельности. А многие российские предприятия к этому явно не готовы, поскольку "черный» нал до сих пор занимает прочное место в сфере производства и реализации товаров широкого потребления — продуктов питания, мебели etc. А «черный» нал и зашита своих интересов в международных судах — две веши несовместные. И подобных сюрпризов присоединение к ВТО сулит нашим бизнесменам немало.

Сегодня уже не обсуждается  вопрос, надо ли России вступать в ВТО. Мы вступаем. Краткосрочные плюсы  и минусы этого шага зависят от условий, на которых мы присоединимся к Всемирной торговой организации. Пока шанс выторговать приемлемые для отечественного бизнеса условия остается.

Но присоединение к  ВТО — это шаг, рассчитанный на перспективу в десятки лет. И реальный баланс потерь и приобретений будет зависеть исключительно от экономической политики российского правительства. В частности, если многолетние разговоры о переориентации российского экспорта с энергоносителей и сырья на продукцию высоких переделов так и останутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда.

 

Выгоды от присоединения  России к ВТО:

  • Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами.
  • Россия может получить выход на новые рынки услуг.
  • Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.
  • Адаптация нашего законодательства к международным нормам — положительный фактор для отечественного бизнеса.
  • Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

Издержки вступления в ВТО:

  • Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена.
  • Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.
  • Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.
  • Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.

 

 

 

 

ПОДДЕРЖКА РОССИИ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО

 

Япония. После неформальной встречи бывшего премьер-министра Японии Рютаро Хасимото и Президента России Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о поддержки со стороны Японии вступления России в ВТО. Япония первой из промышленно развитых стран в начале 1998 г. Провела официальные переговоры по данной тематике с Россией.

США. Администрация США в целом благоприятно относится к вступлению России в ВТО. Однако в 70-е гг. конгресс США принял так называемую поправку Джексона—Вэника к закону «О торговле». Согласно ей США имеют право не предоставлять другим странам режим наибольшего благоприятствования (РНБ), если там нарушают права человека, препятствуя свободному выезду граждан из страны.

Поправка была распространена на СССР и сохраняет свое действие для России. В 1994 г. Статус России в рамках применения поправки Джексона—Вэника был изменен.

Ежегодно президент  США после консультация с конгрессом выносит решение о предоставлении России РНБ.

По истечении года процедура повторяется вновь. Совсем отменить поправку может только конгресс США, который пока не намерен этого делать. Иными словами, у США есть полное право, ссылаясь на упомянутую поправку, объявить и о непредоставлении России РНБ в полном объеме.

Кстати, подобный прецедент  уже был. США отказались распространить РНБ на недавно вступившую в ВТО Монголию. Единственная надежда — на получение заверения от американской стороны о поддержке России на переговорах по ВТО.

Страны  ЕС. На уровне высшего политического руководства ЕС присоединение России к ВТО поддерживается. В частности, это было подтверждено на саммите Россия — ЕС в начале марта 1997 г. В Москве. Вместе с тем, позиция делегации ЕС на переговорах остается жесткой.

Перед ЕС поставлена задача о необходимости трансформации  политической поддержки в более конструктивную позицию делегации ЕС. Прежде всего по указанным выше вопросам, а также по другим проблемам присоединения России к ВТО.

Евросоюз снял почти  все возражения на вступление России во Всемирную торговую организацию. Как сообщается, стороны договорились по самой острой, газовой проблеме. По имеющейся информации, европейские переговорщики отказались от всех пунктов так называемого газового ультиматума Паскаля Лами.

     От России  требовалось повысить внутренние  цены и отменить экспортные  пошлины на газ, а также ликвидировать  монополию «Газпрома». Президент Путин дал личные гарантии, что «Газпром» будет реформирован. Видимо, президентские гарантии Евросоюз удовлетворили. Остальные возражения на вступление России в ВТО Евросоюз может снять уже сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

 

В данном реферате были отмечены основные этапы присоединения России к Всемирной Торговой Организации.

Таким образом, выделились некоторые  результаты подобных переговоров:

  • В настоящее время в состав РГ по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – более 30.
  • В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством России. Это переговоры по тарифным вопросам, переговоры по сельскохозяйственной проблематике, переговоры по доступу на рынок услуг, переговоры по системным вопросам.

Только за 2002-2003 гг. проведено  свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов. 
          За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей страны в ВТО. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 1995
  2. Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000.
  3. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66
  4. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ).  – 2000. —  № 10.
  5. Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4
  6. Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО //
  7. Вопросы экономики. — 2000. — №8.
  8. Внешняя торговля. — 2000. — № 2.
  9. Эксперт. — 2001. — № 41.
  10. http://www.wto.org/
  11. http://www.euronews.com/
  12. http://vazhno.ru/vazhnonews/article_2004_5_20_N2_85095853.html

 

 

 

 

 

 

 

 

1 The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 1995.

2 Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000. — P. 60.

3Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66.

4Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — С. 22.

5 Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4.

6 Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).  – 2000. — № 10. — С. 2—3.

 

 


Информация о работе Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы