Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы функционирования Европейской валютной системы с точки зрения новейших зарубежных исследований по данной проблематике и определений направлений ее совершенствования.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты функционирования Европейской валютной системы, рассмотреть понятие, причины и последствия Европейской валютной системы.
2) Проанализировать современное состояние Европейской валютной системы.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты европейской валютной системы……….5
1.1 Предпосылки возникновения европейской валютной системы…………...5
1.2 Механизм функционирования европейской валютной системы…………22
Глава 2. Зона «Евро» в европейской валютной системе…………………..31
2.1 Зона «Евро» и ее особенности………………………………………………31
2.2 Еврозона в системе европейского союза…………………………………...41
Глава 3. Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы………………………………………………………………………......52
3.1 Проблемы европейской валютной системы ……………………………….52
3.2 Перспективы развития европейской валютной системы …………………77
Заключение……………………………………………………………………...85
Список литературы…………………………………………………………….87
В 1977г. идея валютного союза
была вновь реанимирована канцером
ФРГ Гельмутом Шмидтом и
Соотношение ЭКЮ с валютами других стран определялось исходя из того, что ЭКЮ служило обобщённым представителем корзины валют стран, входивших тогда в европейскую валютную систему. Экю было введено только в безналичный расчет. Тем не менее, для частного сектора в некоторых странах ЭКЮ выпускались в виде монет, облигаций и государственных займов.
ЭКЮ во многом имело характеристики настоящей валюты:
В феврале 1988 г. министр иностранных дел ФРГ Г. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашнем председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора».
Он предусматривал осуществление
скоординированной
Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза.
Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 году и подписан 7 февраля 1992 году в городе Маастрихт (Нидерланды).
Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 году, предусматривал не только создание экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью было введение единой валюты.
Договор предусматривал поэтапный
график ее введения и устанавливал
общие правила в сфере
Поскольку валютный союз мог
объединить только государства с
хорошо регулируемой экономикой, его
участники обязаны были обеспечить
высокий уровень конвергенции. Для
определения степени его
Названые критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в ЕВС. Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого «твердого ядра» валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса(без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтских договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.
В январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтским договором во Франкфурте на Майне был создан Европейский валютный институт. Важные события по созданию валютного союза произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в декабре на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.
В соответствии с достигнутыми
между странами ЕС договоренностями,
процесс продвижения к
Подготовительная – до 1 января 1996 года, в ходе, которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.
Организационная – до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.
Реализационная – до 1 января 2003 года, реализация плана введения евро в безналичный, а затем и в наличный оборот стран-участниц соглашения с полной заменой единой валютой национальных валют.
С целью реализации плана продвижения к ЕВС, Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк. Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 г. было решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют. Поскольку создание валютного союза потребовало срочного решение проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 году в Турине был дан страт Межправительственной конференции по пересмотру всей «европейской конструкции», в том числе Маастрихтского договора.
В результате ее работы в июне 1997 году на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программы документы – «Повестка дня -2000», в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности и роста», открывший путь к введению евро 1 января 1999 года. «Пакт стабильности и роста» впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета. В соответствии с этим документом, в случае если участник ЭВС превышает установленный в Маастрихтском договоре лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушительнице применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф.
В октябре 1997 году был подписан Амстердамский договор, который стал очередным этапом фактического превращения ЕС в общеевропейскую организацию. В конце 1997 году Совет министров экономики и финансов стран ЕС утвердил дату введения в наличное обращение банкнот и монет евро, а Европейский совет принял решение о создании нового важного института валютного союза – Совет министров экономики и финансов стран ЕВС.
В марте 1998 году Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз одиннадцать стран. В целом рекомендуемые страны в 1997 году имели хорошие экономические показатели: средний уровень инфляции и долгосрочные кредитные ставки достигли рекордно низкого уровня, соответственно 1,6 и 5,9% дефицита бюджета – 2,5%, валюты девяти стран колебались в течение предшествующих двух лете пределах ± 2,25%. Наблюдалось заметное сближение уровней долгосрочных ценных бумаг, что отражало не только умеренность инфляционных ожиданий в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных финансов. Исключение составил государственный долг в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихтскому договору. Однако Комиссия ЕС посчитала возможным использовать содержащуюся в статье 104 с. Маастрихтского договора оговорку, согласно которой норматив может считаться выполненным, если величина государственного долга по отношению к ВВП устойчиво снижается.
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 году была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 года вошли одиннадцать государств Европейского союза. Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. Помимо указанных стран, зона евро с согласия официальных властей была распространена также на ряд автономных заморских департаментов (для Франции) – это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты Коморских островов и Новой Каледонии, а также таких государств, как Монако, Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим мотивам воздержались от участия в валютном союзе с 1999 года три страны ЕС – Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не смогла выполнить критерии конвергенции, но объявила о своем стремлении войти в ЕВС в январе 2001 года.
Несмотря на то, что необратимая фиксация курсов валют по отношению друг к другу была произведена в мае 1998 году, паритеты между ними были установлены только 31 декабря 1998 года, поскольку необходимо было обеспечить совпадение между первой котировкой курса евро и последним курсом ЭКЮ на финансовых рынках по завершении года. До этого момента три валюты, остававшиеся вне зоны евро, но входившие в корзину ЭКЮ, могли оказывать влияния на курс ЭКЮ.
После расчета по специальной формуле был установлен курс национальных денежных единиц к евро, которой с этого моменту превратился в самостоятельную валюту, Европейский экономический и валютный союз стал свершившимся фактом.
План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:
Продолжительность перехода периода в три года обусловлена необходимостью подготовки общественность, банковские системы и технические средства, предприятия розничной торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер не начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены. Например, период параллельного обращения наличного евро с национальными валютами ЭВС оказалось возможным сократить с шести до двух месяцев.
С 1 января 1999 года евро вошел
в практику безналичных банковских
расчетов. В соответствии с межправительственными
соглашениями стран ЕС в отношении
использования евро в период между
1999 и 2002 годами не существовало терминов
«принуждение» или «запрещение»
Если предприятия не будут использовать евро для ведения внутреннего бухгалтерского учета, могла возникнуть тенденция котировки цен в евро для осуществлений торговли с 1999 года. Для крупных компаний, которые всегда работали с несколькими валютами, переходный период не создал особых проблем с параллельным учетом, для малого и среднего бизнеса, привыкшего работать с одной валютой, это окажется труднее. Однако в переходный период ни одна компания не могла полностью перейти на евро, поскольку государственный сектор и потребители еще будут пользоваться национальной валютой.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы