Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы функционирования Европейской валютной системы с точки зрения новейших зарубежных исследований по данной проблематике и определений направлений ее совершенствования.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты функционирования Европейской валютной системы, рассмотреть понятие, причины и последствия Европейской валютной системы.
2) Проанализировать современное состояние Европейской валютной системы.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты европейской валютной системы……….5
1.1 Предпосылки возникновения европейской валютной системы…………...5
1.2 Механизм функционирования европейской валютной системы…………22
Глава 2. Зона «Евро» в европейской валютной системе…………………..31
2.1 Зона «Евро» и ее особенности………………………………………………31
2.2 Еврозона в системе европейского союза…………………………………...41
Глава 3. Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы………………………………………………………………………......52
3.1 Проблемы европейской валютной системы ……………………………….52
3.2 Перспективы развития европейской валютной системы …………………77
Заключение……………………………………………………………………...85
Список литературы…………………………………………………………….87
Для обеспечения успеха новой
валюты в переходном этапе крайне
важно наличие для нее
TARGET. Система была поставлена на испытание в июне 1997 году и завершена в июне 1998 года. Система TARGET (трансъевропейская автоматизированная экспресс система брутто-расчетов реального времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходила около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнить платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.
Структура TARGET представляла
собой децентрализованную
Режим реального времени
поддерживался всеми странами-
В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение перехода периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 года на евро были переведены:
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов;
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 года, ранее номинированные в ЭКЮ и валютах, заменяемых евро и платежи по ним;
в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро.
Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:
В течение переходного периода банкам было рекомендовано на добровольной основе освобождать от комиссионных пересчетов национальных валют ЭВС в евро и наоборот при исходящих платежах и при пересчете в евро остатков национальных валют на счетах в течение переходного периода, а также обмен национальных банкнот на евро для своих клиентов в начале 2002 году в суммах, не превышающих их бытовые потребности. Размеры и допустимую частоту льготных обменов устанавливают сами банки, однако они обязаны заранее оповещать клиентов об избранной ими практике. Во всех случаях плата за проведение банковских операций в евро не должна отличаться от платы за такие же операции в прежних национальных валютах ЭВС. Главные компоненты ЭВС – единая валюта, получившая наименования «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друг с другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государство в лице центрального банка. Единая наднациональная валюта непременно требует наличие наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона кредитно-денежную политику.
После объявления окончательных курсов они останутся неизменными до 28 февраля 2002 года, когда национальные валюты прекратят хождение. Так как курс был зафиксирован раз и навсегда, то по сути дела, с 1999 года национальные валюты стали одной из форм ЕВРО, только с другим названием.
1.2 Механизм функционирования европейской валютной системы
Первым финансовым учреждением, которое регулировало единую денежную систему стран Европейского Союза, был Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работать с 1 января 1994 г. Европейский валютный институт, созданный в соответствии с Маастрихтским договором, заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне. Главными задачами, которые ставил перед собой ЕВИ, были:6
-координация монетарной политики центральных банков стран — членов ЕС;
-контроль за функционированием европейской валютной системы;
-подготовка к организации
Европейской системы
-повышение эффективности
общеевропейской системы
-управление официальными
валютными резервами по
Административными органами ЕВИ являлись: президент, генеральный директор, совет в составе президента ЕВИ и управляющих центральными банками стран — членов ЕС, который разрабатывал рекомендации и предложения Совету министров ЕС и национальным правительствам.
Европейский центральный банк7 образован в 1998 году из банков одиннадцати стран Евросоюза, которые входили на то время в зону евро (ФРГ, Франция, Ирландия, Италия, Испания, Австрия, Португалия, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Люксембург). С 1 января 2001 года Греция стала 12-той страной еврозоны.
Договора об учреждении Европейского сообщества предусмотрела основание Европейской Системы Центральных Банков. ЕСЦБ – это наднациональный орган финансового регулирования, объединяющий Европейский Центробанк (ЕЦБ) и национальные Центробанки всех 27 государств-членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления Европейского центрального банка.
В штате ЕЦБ состоят представители всех стран Содружества. В состав дирекции Банка входит 6 человек, в том числе председатель и заместитель председателя. Их кандидатуры рассматриваются Советом управляющих, затем проходят процедуру одобрения Европарламентом и главами стран еврозоны. Директор назначается сроком на 8 лет.
Совет управляющих составляют члены Дирекции Европейского Центробанка и управляющие национальных Центробанков. По традиции четыре места из шести занимают представители крупнейших Центробанков: Франции, ФРГ, Италии и Испании.
Дирекция и Совет управляющих Банка решают ключевые вопросы его деятельности, например учет векселей, учетная ставка и т.п. Центробанк занимает независимое положение от всех органов Европейского Союза.
Штаб-квартира Европейского центрального банка находится во Франкфурте-на-Майне.
Европейский центральный банк имеет следующие органы:8
Исполнительный совет - состоит из президента банка, вице-президента и еще четырех человек, назначенных на основании согласования их кандидатур главами государств или правительствами входящих в еврозону стран. В функции Исполнительного совета входит формулирование монетарной политики в соответствии с основными направлениями и решениями, утвержденными Советом управляющих, а также подготовка необходимых указаний центральным банкам государств — членов "зоны евро".
Управленческий совет - это наивысшее управленческое звено Европейского центрального банка. Он включает в себя шесть членов Исполнительного совета и глав 17 национальных банков стран зоны евро. Председательствует в управленческом совете президент ЕЦБ (в данный момент это Марио Драги). Президент ЕЦБ и остальные пять членов Управленческого совета назначаются государствами-членами ЕС на восьмилетний срок. Никто из членов совета не может после завершения своего срока вновь быть назначенным в него. Главной задачей Совета управляющих является определение основных направлений монетарной политики, включая (при необходимости) текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы.
Генеральный совет - орган
управления третьего уровня. Он включает
в себя президента и вице-президента
банка, глав национальных центральных
банков всех 27 стран Европейского Союза.
Генеральный совет вносит свой вклад
в консультативную и
В уставе ЕЦБ и ЕСЦБ провозглашается независимость этих организаций от всех прочих учреждений ЕС, от правительств стран — членов и любых других учреждений.
Европейская система центральных банков управляется руководством Европейского центрального банка. Таким органом, прежде всего, является Совет управляющих ЕЦБ, куда входят члены Исполнительного совета ЕЦБ и руководители национальных центральных банков. В свою очередь главной задачей Совета управляющих является определение основных направлений монетарной политики, включая (при необходимости) текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы.
Для деятельности ЕЦБ характерно
то, что все существенные решения,
принимаемые простым или
Национальные центральные банки считаются интегральной частью ЕСЦБ и должны действовать в соответствии с руководящими указаниями и инструкциями ЕЦБ. Национальные банки могут заниматься деятельностью, выходящей за пределы компетенции ЕСЦБ, если это не противоречит целям и задачам последней. В противном случае Совет управляющих квалифицированным большинством может запретить эту деятельность.
Собственный капитал ЕЦБ в начале его функционирования составлял 5 млрд. ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Весь капитал принадлежит только национальным центральным банкам, причем доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле:
50% — в соответствии
с удельным весом каждой
50% — в соответствии
с удельным весом страны в
совокупном внутреннем
Информация о работе Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы