Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение проблемы функционирования Европейской валютной системы с точки зрения новейших зарубежных исследований по данной проблематике и определений направлений ее совершенствования.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты функционирования Европейской валютной системы, рассмотреть понятие, причины и последствия Европейской валютной системы.
2) Проанализировать современное состояние Европейской валютной системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты европейской валютной системы……….5
1.1 Предпосылки возникновения европейской валютной системы…………...5
1.2 Механизм функционирования европейской валютной системы…………22
Глава 2. Зона «Евро» в европейской валютной системе…………………..31
2.1 Зона «Евро» и ее особенности………………………………………………31
2.2 Еврозона в системе европейского союза…………………………………...41
Глава 3. Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы………………………………………………………………………......52
3.1 Проблемы европейской валютной системы ……………………………….52
3.2 Перспективы развития европейской валютной системы …………………77
Заключение……………………………………………………………………...85
Список литературы…………………………………………………………….87

Файлы: 1 файл

Диплом 18.06.2012 Чынара.docx

— 483.24 Кб (Скачать файл)

Максимально за последний год розничные  продажи снизились в таких  странах Еврозоны:

  • Португалия -9,7% (в сентябре 2011 было -6,8%);
  • Испания -6,8% (-5,6%);
  • Словакия -3,1% (-3,7%);

А вот Люксембург снова продолжает бить все европейские рекорды по розничным продажам – здесь годовой рост достиг отметки 8,9%, а ведь еще месяц назад увеличение составляло всего лишь 8,3%.

В октябре 2011 года розничные продажи:

  • снизились по продуктовой группе товаров (ЕС -0,3% г/г, Еврозона -0,4% г/г);
  • показали смешанную динамику по непродовольственной группе товаров (ЕС +0,3% г/г, Еврозона -0,6% г/г);

Розничные продажи в 27 странах ЕС по итогам октября 2011 года выросли на 0,4% в месячном исчислении и абсолютно  не изменились в сравнении с соответствующим  месяцем прошлого года.

 Ежемесячный пресс-релиз опубликовало  европейское статистическое агентство  Eurostat, которое предоставило участникам финансового рынка очередные макроэкономические показатели, характеризующие текущее экономическое состояние стран Европы и стран «зоны евро». В частности Eurostat рассчитал уровень потребительской инфляции, который, оказался максимальным за последние несколько лет.

Статистические расчеты показали, что индекс потребительских цен  в странах Еврозоны по итогам сентября 2011 года вырос на 0,8% (в месячном выражении). Полученный итоговый результат является максимальным с марта 2011года – тогда инфляция в странах «зоны евро» составила 1,4% (месячная динамика). Также стоит заметить, что финансовые аналитики изначально прогнозировали такое изменение данного макроэкономического индикатора, поэтому стремительный рост потребительских цен в Европе не удивил специалистов финансового рынка.

Максимальный месячный уровень  потребительской инфляции был отмечен  в таких странах Еврозоны (данные за сентябрь 2011): Греция (+3,4%), Италия (+2,0%) и Испания (+1,2%), тогда как на Мальте Eurostat зафиксировал дефляционные процессы – здесь потребительские товары и услуги подешевели на 0,4% (в месячном исчислении).

Источник: FinNot€$.com

Макроэкономические показатели – по сравнению с сентябрем 2010 года индекс потребительских цен в странах Еврозоны увеличился на 3,0%, что также полностью совпало с предварительным прогнозом финансовых аналитиков. Полученный итоговый результат является максимальным за последние несколько лет.

Наибольший годовой рост потребительских  цен был отмечен в следующих  странах Еврозоны:

  • Эстония +5,4% (месяц назад было +5,6%);
  • Словакия +4,4% (+4,1%);
  • Австрия +4,0% (+3,7%);

При этом за прошедший год в Еврозоне максимально подорожали:

  • транспорт и транспортные услуги +5,9% (месяц назад было +5,6%);
  • жилье и жилищно-коммунальные услуги +5,0% (+4,9%);
  • алкогольная продукция и табачные изделия +3,7% (+3,1%);
  • продукты питания +2,8% (+2,6%);

Источник: FinNot€$.com

 Месячная инфляция в ЕС по итогам сентября 2011 года составила 0,6%, тогда как годовой рост потребительских цен достиг отметки 3,3% (наибольшее значение за последнее время). Среди стран, не входящих в «зону евро», максимальный уровень потребительской инфляции был зафиксирован в Литве – +0,8% м/м и +4,7% г/г.

             Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.44

Данные по бюджетному дефициту стран Европы и внешнему долгу государств в 2011 г.  В среднем по еврозоне бюджетный дефицит достиг 4,1% ВВП региона. Меры бюджетной экономии удалось воплотить в наглядные показатели: в 2010 г. дефицит еврозоны был 6,2% ВВП. В то же время совокупный госдолг стран еврозоны увеличился. В 2011 году составил рекордные 87,2% ВВП по сравнению с 85,3% в 2010 году и 79,9% в 2009 году. По итогам 2011 г. только 3 страны из 17 членов еврозоны вышли в бюджетный профицит: Венгрия (4,3% от ВВП), Эстония (1% от ВВП) и Швеция (0,3% от ВВП). В целом расходы стран еврозоны в 2011 г. составили 49,3% совокупного ВВП, в то время как доходы достигли лишь 45,2%.

 

 

 

 

Наибольший бюджетный  дефицит в 2011 г. был зафиксирован в следующих европейских странах:

Источник: Евростат

Самый низкий уровень дефицита был зафиксирован в Финляндии (-0,5%), Люксембурге (-0,6%) и в Германии (-1%).  14 стран из 27 членов Евросоюза в 2011 г. имели государственный долг выше 60% ВВП страны:

Источник: Евростат

Самый низкий уровень госдолга в процентах от ВВП страны зафиксирован в Эстонии (6%), Болгарии (16,3%), Люксембурге (18,2%), Румынии (33,3%), Швеции (38,4%), Литве (38,5%), Чехии (41,2%), Латвии (42,6%), Словакии (43,3%), Дании (46,5%).45

Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных  с восстановлением общехозяйственной  конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное  ухудшение ситуации на рынке труда  и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную  отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста  спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют  по отношению к доллару может  помешать расширению регионального  экспорта и привести к новой рецессии.

По данным последнего доклад ООН,46 экономика 12 "новых" стран – членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии

Несмотря на то, что в  конце прошлого года квартальные  показатели свидетельствовали о  некоторой экономической стабилизации в большинстве стран ЦВЕ, перспективы  на 2011 остаются неопределенными. В государствах Балтии, по-видимому, продолжится рецессия, а в остальных ожидается небольшой рост. Таким образом, средний показатель теми роста общехозяйственной конъюнктуры, вероятно, не превысит 1,2% Возвращение к росту экономики воздействием внешних кредитов в текущем году считается маловероятным. Для дальнейшего развития этим странам следует в большей степени полагаться на внутренние сбережения расширения экспорта.

В странах Балтии из-за слабого  внутреннего спроса наблюдалось  сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям  в прошлом году сменился положительным  сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта  и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов  из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной  Европы снизился на 2%.

Сильная зависимость от притока  иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран  Евросоюза мирового финансового  кризиса шились новых поступлений  капиталов из стран ЕС и с мировых  финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В  странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной  валюте, валютные власти, опасаясь негативного  влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих  национальных валют.

В условиях кризиса правительства  и центральные банки стран  региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ:47 в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

В 2010 г., как полагают, частное  потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая  слабое потребительское доверие, высокий  уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную  стоимость, предпринятое с целью  увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные  инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах  Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.

 Долговой кризис в Греции  так же является острой проблемой  в ЕВС. Совокупный внешний государственный долг Греции превысил 140 % ВВП48 (240 млрд евро, лето 2011), причем только в 2009 году страна взяла взаймы около 80 миллиардов евро, или 30 % ВВП. Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 12,7 % ВВП49. При этом следует заметить, что кризис 2009—2010 гг. в Греции грозит осложнениями во всей еврозоне, а экономическая ситуация Греции 2009—2010 гг. схожа с тяжелой ситуацией в других странах ЕС, получивших название PIGS Эксперты Фонда экономических и промышленных исследований (IOBE, Греция) заявили о том, что Греции в связи с политической и экономической нестабильностью грозит широкомасштабный социальный кризис. Эксперты IOBE особо  обеспокоены тремя тенденциями: ростом государственного аппарата и зарплат в госсекторе, резким повышением расходов на пенсии и принявшим беспрецедентные размеры уклонением от уплаты налогов. Эксперты призывают правительство отказаться от «закрытых» профессий, которые пользуются рядом привилегий, снять многочисленные ограничения на внутренних рынках, облегчить процесс регистрации компаний. Кроме того необходимо немедленно «открыть» госсектор для прямой конкуренции с частными компаниями и принять меры для повышения конкурентоспособности страны на международном уровне46.

Греческое правительство предполагает начать программу приватизации. Государство владеет 77 % Агробанка Греции и 34 % Почтового банка, блокирующими или контрольными пакетами в электрической и телефонной монополиях. Кроме того, государству принадлежит национальная газовая компания DEPA и оператор газотранспортной системы DESFA. Наконец, правительство владеет грузовыми портами страны и игорной монополией OPAP, а также недвижимостью50.

Планируется, что контрольный пакет  государства (более 51 %) останется лишь в некоторых компаниях, наиболее важных с точки зрения безопасности, инфраструктуры и предоставления услуг населению. В остальных случаях пакет государства будет снижен до блокирующего (34 %) или ниже47.

Нынешнее левоцентристское правительство  пришло к власти в Греции в октябре 2009 года. Предыдущий кабинет правоцентристов также проводил программу приватизации: в частности, были проданы бывший национальный авиаперевозчик Olympic Airlines, блокирующий пакет национальной телекоммуникационной компании ОТЕ, и грузовой портовый терминал в Пирее. Однако все эти сделки проходили с трудом на фоне массовых протестов работников. Кроме того, выгодной продаже активов может помешать продолжающийся экономический спад, который, как прогнозирует правительство, продлится до конца 2010 года47.

14 июня 2011 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Греции на три ступени — с B до ССС, прогноз «негативный». Краткосрочный рейтинг был подтвержден на уровне C. Таким образом, Греция в мировом рейтинге S&P опустилась ниже Эквадора, Ямайки, Пакистана и Гренады, заняв последнее место51.

22 июня 2011 новую среднесрочную программу жесткой экономии по предложению нового министра финансов Евангелоса Венизелоса приняло правительство


Информация о работе Проблемы и перспективы развития европейской валютной системы