Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:58, курсовая работа
Переговоры становятся частью нашей повседневной жизни. Этого требуют такие появившиеся в нашей жизни реалии, как многопартийность политике и рыночные отношения в экономике. На сегодняшний день уже большинство решений достигается путем переговоров, на которые возлагаются определенные надежды, пологая, что они приведут к разумному соглашению.
Современные средства связи позволяют решать многие деловые вопросы, не встречаясь со своими партнерами
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международные переговоры: понятие и особенности на современном этапе 4
1.1. Сущность, типы и функции переговоров 4
1.2 Основные стратегии ведения переговоров 8
2. Разрешение конфликта на переговорах 13
2.1. Стратегия «Выигрыш-Проигрыш» 15
2.2. Стратегия «Выигрыш-Выигрыш» 17
2.3. Приемы конструктивной тактики на переговорах 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованных источников 24
По дисциплине «международное таможенное сотрудничество»
На тему «Психологические и тактические приемы разрешения конфликтов при проведение переговоров»
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международные переговоры: понятие и особенности на современном этапе 4
1.1. Сущность, типы и функции переговоров 4
1.2 Основные
стратегии ведения переговоров
2. Разрешение конфликта на переговорах 13
2.1. Стратегия «Выигрыш-Проигрыш» 15
2.2. Стратегия «Выигрыш-Выигрыш» 17
2.3. Приемы
конструктивной тактики на
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованных источников 24
Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, иначе мы не можем существовать, не считаться друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.
Переговоры становятся частью
нашей повседневной жизни. Этого
требуют такие появившиеся в
нашей жизни реалии, как многопартийность
политике и рыночные отношения в
экономике. На сегодняшний день уже
большинство решений
Современные средства связи позволяют решать многие деловые вопросы, не встречаясь со своими партнерами. Но они эффективны только тогда, когда уже достигнуто взаимопонимание и согласованы основные условия сотрудничества. В решении принципиальных вопросов главную роль играют личные контакты.
Они могут осуществляться в разнообразных формах: от неофициальных встреч до официальных переговоров с заранее подготовленной повесткой дня. Успех личных контактов зависит от того, удалось ли достигнуть взаимопонимания, а это требует тщательной подготовки любой встречи, даже если она носит неофициальный характер.
Хотя с деловыми партнерами переговоры проходят довольно часто, проводить их должным образом нелегко.
Стандартная переговорная стратегия очень часто оставляет у людей чувство неудовлетворенности, изнурения или отчуждения, а нередко и всего вместе.
Последняя четверть минувшего
века войдет в историю международных
отношений как «эпоха переговоров»,
наступлению которой в немалой степени
способствовало затухание, а затем и окончание
«холодной войны». Для данного периода
характерен не только неуклонный рост
числа международных переговорных процессов,
но и их серьезная качественная эволюция.
Наряду с традиционными двусторонними
переговорами все более широкое распространение
стали получать многосторонние, причем
некоторые из них превратились в постоянно
действующие переговорные форумы. Особое
развитие получило международное посредничество
во все более разнообразных вариантах,
вплоть до самых «экзотических» (например,
так называемый «ближневосточный квартет»
США, России, Евросоюза и ООН).
Двусторонние и многосторонние переговоры
глав государств и правительств перестали
быть чем-то чрезвычайным и исключительным,
превратившись в обычную внешнеполитическую
практику. Церемониальность, которая была
их неизменным атрибутом со времен древности,
уступила место деловому стилю. Постоянно
растет число так называемых «рабочих
визитов» и «встреч без галстуков», где
церемониальность вообще отсутствует.
1.1. Сущность, типы и функции переговоров
Основные принципы, регламентирующие переговорный процесс, в книге Б.И. Хасана «Конструктивная психология конфликта» сформулированы следующим образом:
Переговоры как форма
социального взаимодействия имеют
ряд отличительных
Сложное сочетание многообразных интересов делает участников переговоров взаимозависимыми. И чем больше стороны зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров. Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.
Итак, переговоры — процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения2.
Возможны различные типологии переговоров. В книге «Конфликтология» под редакцией профессора В.П. Ратникова выделяют следующие типы переговоров. В зависимости от количества участников: двусторонние переговоры; многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимает участие более двух сторон.
В зависимости от целей
- переговоры о продлении действующих соглашений,
- переговоры о перераспределении свидетельствуют о том, что одна из сторон конфликта требует изменений в свою пользу за счет другой;
- переговоры о создании новых условий, т.е. о продлении диалога между участниками конфликта и заключении новых соглашений;
- переговоры по достижению побочных эффектов ориентированы на решение второстепенных вопросов (отвлечение внимания, уяснение позиций, демонстрация миролюбия и т.п.).3
Также Анцупов А.Я., Шпилов А.И. выделяет еще один тип переговоров в зависимости от целей участников:
- переговоры о нормализации. Проводятся для перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто в них участвует третья сторона.4
Кроме вышеперечисленных классификаций Козырев Г.И. предлагает следующие:
Информационная функция заключается
в том, чтобы получить информацию об интересах,
позициях, подходах к решению проблемы
противоположной стороны, а также предоставить
таковую о себе. Значимость этой функции
переговоров определяется тем, что невозможно
прийти к взаимоприемлемому решению, не
понимая сути проблемы, которая вызвала
конфликт, не разобравшись в истинных
целях, не уяснив точек зрения друг друга.
Информационная функция может проявляться
и в том, что одна из сторон или обе ориентированы
на использование переговоров для дезинформации
оппонентов. Близка к информационной
Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдать собственные действия, предъявить претензии оппонентам, привлечь на свою сторону союзников и т.п. Создание благоприятного для себя и отрицательного для оппонента общественного мнения осуществляется, прежде всего, через СМИ. Особенно интенсивно пропагандистская функция используется в переговорах по внутри- и внешнеполитическим проблемам.
Переговоры могут выполнять и »маскировочную» функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи.
Особенно явно «маскировочная» функция реализуется в том случае, если одна из конфликтующих сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость стремления к сотрудничеству.
В целом же следует отметить,
что любые переговоры
Конфликтующие стороны могут
по-разному рассматривать
Позиционный торг представляет собой такую стратегию ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях. Важно различать позиции и интересы. Итак, позиции — это то, чего стороны хотят добиться в ходе переговоров. Интересы, лежащие в основе позиций, указывают на то, почему стороны хотят добиться того, о чем заявляют.
В целом позиционный торг отличают следующие особенности:
Выделяют два варианта позиционного торга: мягкий и жесткий. Основное различие между ними состоит в том, что жесткий стиль предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции с возможными минимальными уступками, а мягкий стиль ориентирован на ведение переговоров через взаимные уступки ради достижения соглашения.8
Американские исследователи Р. Фишер и У. Юри отмечают следующие основные недостатки позиционного торга: