Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:58, курсовая работа
Переговоры становятся частью нашей повседневной жизни. Этого требуют такие появившиеся в нашей жизни реалии, как многопартийность политике и рыночные отношения в экономике. На сегодняшний день уже большинство решений достигается путем переговоров, на которые возлагаются определенные надежды, пологая, что они приведут к разумному соглашению.
Современные средства связи позволяют решать многие деловые вопросы, не встречаясь со своими партнерами
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международные переговоры: понятие и особенности на современном этапе 4
1.1. Сущность, типы и функции переговоров 4
1.2 Основные стратегии ведения переговоров 8
2. Разрешение конфликта на переговорах 13
2.1. Стратегия «Выигрыш-Проигрыш» 15
2.2. Стратегия «Выигрыш-Выигрыш» 17
2.3. Приемы конструктивной тактики на переговорах 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованных источников 24
При всех этих недостатках
позиционный торг весьма часто используется
в ситуациях различных
Альтернативой позиционному
торгу является стратегия конструктивных
переговоров, или переговоров на основе
интересов. В отличие от позиционного
торга, который ориентирован на конфронтационный
тип поведения сторон, конструктивные
переговоры являются реализацией партнерского
Основные особенности конструктивных переговоров:
Переговоры на основе интересов
предпочтительнее в том смысле, что
ни одна из конфликтующих сторон не
получает преимуществ, и участники
переговоров рассматривают
Стратегию конструктивных переговоров, при всех имеющихся достоинствах, не следует абсолютизировать, поскольку при ее реализации возникают определенные трудности:
Делая выбор в пользу конструктивных
переговоров или позиционного торга,
следует исходить из предполагаемых
результатов, учитывать специфику
каждого подхода, его достоинства
и недостатки. Кроме того, жесткое
разграничение этих стратегий возможно
лишь в рамках научного исследования,
в реальной же практике переговоров
они могут иметь место
В обширной литературе по теории, практике, психологии и стратегии ведения переговоров, а также по конфликтологии (теории принятия решений и убеждения) предлагаются самые разнообразные способы и методы достижения своей цепи на переговорах.
В основе многих из них лежит четкое разделение понятий «позиции» и «интереса». Позиция - это конкретное предложение или пакет предложений, с которым сторона выходит на переговоры, интерес - это причина или основа сформулированного предложения, частично отраженная в позиции стороны. Интерес имеет более глубинный характер, и если позиции могут меняться в ходе обсуждения предмета переговоров, интересы, как правило, остаются неизменны. Вот почему так важно стремиться примирить интересы сторон, а не позиции. При наличии общих или хотя бы частично совпадающих интересов, стороны путем уступок и сближения позиций, как правило, приходят к взаимовыгодному соглашению. Если же интересы не совпадают или в корне противоположны, переговоры обречены на провал. Ситуация может сложиться и так, что ее разрешение не может удовлетворить интересов всех участников переговоров на данном этапе и потребуется организация дополнительного раунда переговоров.
Достаточно часто складывается такая ситуация, при которой стороны долго и упорно обсуждают свои позиции, не затрагивая вопроса о том, зачем им это надо. Принципиально новое решение бывает возможным на основе анализа истинных или, как еще говорят, коренных интересов и ценностей участников переговоров. Классическим примером в литературе на эту тему (Р. Фишер и др.) может служить апельсин. Его следует делить не надвое, как подсказывает чувство справедливости и логики (позиции), а на кожуру и мякоть, так как одной стороне, как выясняется в процессе обсуждения, нужна цедра для приготовления джема, а другой - мякоть для еды (интересы). Таким образом, участники спора получают не 50% + 50% возможно оптимального исхода спора, а 100% + 100%. На этом принципе построена теория «увеличения пирога» на переговорах, когда в процессе конструктивного обсуждения вопроса и плодотворного обмена информацией появляются неожиданные выгодные для обеих сторон решения.
Интересы - категория весьма сложная и тонкая, не всегда лежащая на поверхности. Они далеко не всегда очевидны даже самому субъекту переговорного процесса. До глубинных, коренных интересов обычно приходится добираться постепенно. Психотехнология выяснения истинных интересов сводится к поиску ответа на вопрос: «Для чего это нужно?». Прагматический подход американских исследователей рекомендует задавать его столько раз, сколько требуется для нахождения ответа. Для четкого представления ситуации следует ясно представлять как свои интересы, так и интересы другой стороны, выявлять не только общие потребности, но и различающиеся. Выявление «зоны совпадения интересов» как основы для дальнейшего соглашения и «зоны несовпадения интересов», т.е. эпицентра конфликта, - обязательное условие работы участников переговоров. Эту работу предпочтительно начинать еще на этапах подготовки или начала встречи. Вся дальнейшая деятельность сторон сводится к работе по урегулированию и разрешению конфликта. Применительно к вопросу о конфликте, следует учитывать векторность ориентации участников переговоров. Проблемно-ориентированные переговоры, направленные на совместное решение проблемы и выработку взаимоприемлемых решений, следует отличать от личностно-конфронтационных, направленных на отстаивание своих позиций и личностных амбиций. Другими словами, вектор усилий участников переговоров может быть направлен на удовлетворение своих интересов с учетом или без учета интересов другой стороны. На этом основаны принципиальные отличия стратегий ведения переговоров «Выигрыш-Проигрыш» и «Выигрыш-Выигрыш», где другая сторона рассматривается либо как противник на поле боя, либо как партнер в трудной и кропотливой работе по сближению позиций и преодолению конфликта.
Сторонники стратегии «Выигрыш - Проигрыш» («win-lose») упорно настаивают на своей позиции, пренебрегая интересами другой стороны, стремятся реализовать свое превосходство, силу и влияние, используя порой недозволенные приемы. Жесткий конфронтационный подход значительно снижает вероятность достижения понимания и соглашения. Участники переговоров с такой установкой используют силу характера, власть, связи, и любые другие явные и неявные преимущества для того, чтобы добиться победы над «противником». При таком подходе другая сторона по переговорам - это, прежде всего, противник. Если цель переговоров - унизить клиента, одержать над ним верх, оказать на него давление, чтобы он поступал так, как Вам видится Ваше взаимодействие с ним, то противник со своей стороны употребит все силы для оказания противодействия, и достижение соглашения станет маловероятным. Если его все же удается достигнуть, то это будет служить скорее негативным фактором. Во-первых, если условия соглашения слишком невыгодны для противника, то он, скорее всего, будет саботировать исполнение принятых решений. Во-вторых, переговоры в рамках стратегии «Выигрыш - Проигрыш» угрожают продолжению отношений, которые неизбежно будут развиваться по негативному направлению, вплоть до разрыва.
Стратегия «Выигрыш-Проигрыш» - жесткая, с выраженным стремлением одной стороны добиться преимуществ за счет другой, не ориентирована на установление прочных долговременных отношений. Она применяется, как правило, при кратковременных деловых связях. Она может оказаться эффективной в экстренных ситуациях, когда важен только определенный результат, и дальнейшие деловые связи не предполагаются. С этим мнением согласны и российские специалисты по переговорам: «Ищите решения, в которых бы все получили бы выигрыш, но старайтесь избегать и не соблазняйтесь такими решениями, которые ведут к выигрышу одной стороны или проигрышу другой»11 (Е.Н. Гиляров). Переговоры могут сложиться так, что его участники могут предположить, что для достижения своей цели могут использовать любые средства. Однако, как показывает обширная переговорная практика, скорее всего, они ошибаются. К сожалению, порой партнер по переговорам прибегает к использованию методов, которые трудно назвать корректными. Хотя они и не носят характера выраженной конфронтации, они могут отличаться некорректной тактикой ведения переговоров.
В работе М.М. Лебедевой приводится подробный перечень приемов так называемых «грязных трюков» и методов их блокировки. Но следует всегда помнить, что обманутый партнер превращается в противника. Как пишет Стефан Шиффман, «не главное - уметь убеждать людей и манипулировать ими. Не обязательно прибегать к уловкам, большинство из которых лишены здравого смысла»12. Самое главное при достижении взаимовыгодного соглашения - приобрести надежного партнера в дальнейшей работе, ведь подписание контракта - это только начало длительного сотрудничества по его выполнению.
Стратегия «Выигрыш-Выигрыш» («win-win») предполагает отношение к другой стороне не как к противнику, а как к партнеру в решении проблемы, при этом цель участников переговоров состоит в удовлетворении истинных, коренных интересов обеих сторон. Метод партнерских (принципиальных) переговоров основывается на совершенно иных подходах: участники переговоров - не враги и не друзья, а партнеры, вместе решающие проблему; цель переговоров - не победа и не хорошие отношения, а разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно. Особенностью партнерского стиля ведения переговоров является то, что при совместном, анализе проблемы соотношение уступок каждой из сторон не имеет значения. Исходным пунктом является анализ не позиций друг друга, а анализ интересов. При этом очень важно и то, что стороны предоставляют друг другу по возможности наиболее полную информацию о себе. Участники переговоров, каждый со своей стороны, стремятся тщательно проанализировать интересы друг друга, выступая при этом и в качестве независимых экспертов, и защитников своих интересов. Осуществление этой стратегии переговоров возможно при выполнении ряда рекомендаций, Прежде всего, надо уметь ставить себя на место партнера; учиться разбираться с тем. насколько обоснованы претензии и притязания сторон, в том числе и свои собственные претензии и притязания, Кроме того, следует формулировать цель переговоров в пределах ее достижимости; признавать и принимать принцип равноправия сторон, обеспечивать презумпцию здравого смысла.
Какие бы методы не были выбраны, при обсуждении предложений всегда следует использовать стратегию «Выигрыш-Выигрыш», быть внимательным к партнеру, учитывать его интересы, быть, по возможности, максимально объективным. В противном случае, трудно установить творческий и взаимовыгодный подход к разрешению конфликта. Руководитель Гарвардской школы переговоров Роджер Фишер13 предлагает придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и твердого при решении проблемы: «То be hard with the problem and soft with a person», т.е. продолжать переговоры независимо от степени доверия, концентрироваться на интересах, а не на позициях, выдвигать и анализировать предложения, обдумывать взаимовыгодные варианты, разрабатывать многоплановые варианты выбора, настаивать на применении объективных критериев. Как пишет У. Фишер, надо решительно отделять проблему от обсуждающих ее людей. Заниматься нужно проблемой, а не выяснять отношения с партнерами. Возможно, неразумно жестко придерживаться своей позиции, но твердо преследовать свои интересы разумно. Принципиальное отстаивание своих интересов на переговорах не означает тс, что сторона отказывается понимать и принимать точку зрения своих оппонентов. С ним солидарен другой американский ученый С. Шиффман: «Отделяйте человека от проблемы. Будьте жестки с проблемой и мягки с человеком. Старайтесь забыть, что Вы оппоненты, а представляйте, что Вы партнеры, которые трудятся над решением проблемы плечом к плечу»14. Существует даже предложение рассаживать участников встречи не на противоположные, а на одну сторону стола с тем, чтобы подчеркнуть единство целей и направления усилий партнеров. Одна доска или лист бумаги, где обе стороны могут делать записи, подчеркивает, что у Вас различные, но не противоположные позиции на переговорах. Позже можно критиковать и атаковать то, что написано на бумаге или доске, а не друг друга.